(Действующий) Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. N 11"О Федеральной целевой...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
развитие материально-технической базы научных исследований.
Особое внимание следует уделить исследованиям морей, прилегающих к территории России, включающим изучение и охрану морской среды, вопросы обоснования путей рационального использования биологических, минеральных и энергетических ресурсов в прибрежной зоне, сохранение рекреационного потенциала суши и моря.
Целесообразно развивать также исследования ресурсного потенциала открытого океана и его роли в глобальных процессах.
Указанные задачи могут успешно решаться при условии сохранения дееспособного российского научно-исследовательского флота.

4. Военно-стратегические интересы России в Мировом океане

Для России Военно-Морской Флот является объективной необходимостью, одним из важнейших инструментов обеспечения своих национальных интересов в Мировом океане, достижения государственных целей, поддержания военно-политической стабильности на морских и океанских пространствах, военной безопасности и международного авторитета.
Во главу угла политики в области безопасности Россия ставит политические, экономические и иные "невоенные" методы. Вместе с тем военная сила, как одна из составляющих мощи государства в современном мире, сохраняет свое значение в качестве средства сдерживания, обеспечения национальных интересов и целей государства, а при необходимости - средства пресечения агрессии.
Анализ состояния российского Военно-Морского Флота показывает, что он постепенно утрачивает способность защиты политических и экономических интересов страны, а также способность полноценного обеспечения безопасности со стороны морских границ. В настоящее время Военно-Морской Флот способен решать лишь ограниченный круг задач в наиболее важных районах ближней морской зоны.
С ослаблением российского Военно-Морского Флота наиболее реальную угрозу национальным интересам России в Мировом океане могут представлять:
усиление политической и экономической нестабильности;
неурегулированность вопросов морских границ по периферии России;
территориальные претензии.
В тактике отстаивания своих интересов в Мировом океане Россия исходит из того, что ее Военно-Морской Флот не должен восприниматься ни одним государством мира как угроза своей безопасности. Военно-Морской Флот осуществляет прежде всего функцию сдерживания в интересах безопасности России. Развитие военно-морских сил сводится к сохранению в максимально возможной степени необходимого для обороны страны боевого потенциала, и в первую очередь морских стратегических ядерных сил как самого эффективного средства сдерживания, а также сил общего назначения.
Таким образом, Военно-Морской Флот с точки зрения защиты интересов Российского государства должен обеспечивать:
а) сдерживание возможных угроз и безопасную военно-морскую деятельность. Это означает поддержание морских сил ядерного сдерживания России на уровне, гарантирующем в составе стратегической триады страны разумную оборонную достаточность с учетом потенциала ведущих ядерных держав, и обеспечение формирования достаточных сил общего назначения Военно-Морского Флота;
б) национальное влияние и безопасность экономической деятельности в Мировом океане. Деятельность Военно-Морского Флота в этой области нацелена на обеспечение стратегической стабильности в различных регионах Российской Федерации, адекватное реагирование на вызовы безопасности России и ущемление ее национальных интересов и целей, поддержку и обеспечение ее усилий в решении мировых политических проблем. При этом должны соблюдаться нормы международного права, обеспечиваться защита и безопасность экономической деятельности государства в находящихся под его юрисдикцией морских пространствах;
в) своевременную оборону и отражение агрессии. Военно-Морской Флот должен быть способен противостоять агрессии с морских направлений. В случае возникновения угрозы ядерного нападения предполагается принятие мер, необходимых для ликвидации возникшей угрозы, и мер, обеспечивающих неотвратимость соответствующего отпора.
С учетом вышеизложенного в части реализации ФЦП "Мировой океан" необходимо:
осуществлять разработку военной доктрины России с учетом значимости российского Военно-Морского Флота при решении вопросов военной и экономической безопасности страны;
проработать вопросы строительства и военно-экономического обоснования развития Военно-Морского Флота с учетом особенностей океанских и морских пространств в разных районах для создания и поддержания соответствующей мощи морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения, береговой инфраструктуры флота, поисково-спасательной, научной и другой деятельности на длительную перспективу;
проработать вопросы обеспечения экологически безопасного функционирования объектов Военно-Морского Флота.

5. Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики

Многие виды минеральных ресурсов Мирового океана и недр примыкающих к нему территорий по своему объему, свойствам и доступности намного превосходят природные ресурсы суши и рассматриваются многими странами как естественный источник, обеспечивающий сегодняшнее благополучие и устойчивость будущего развития. Свободное использование традиционных и сравнительно новых источников природных ресурсов является основой устойчивого, сбалансированного развития экономики отдельных стран и мирового сообщества в целом, удовлетворения жизненно важных интересов личности, общества и государства. Минерально-сырьевые ресурсы континентального шельфа представляют собой важную часть национального достояния Российской Федерации.
В России развернуты морские геолого-геофизические исследования, поисковые и разведочные работы по выявлению геологического строения и закономерностей размещения полезных ископаемых на шельфах океанов и морей с целью наращивания минерально-сырьевого потенциала страны и подготовки перспективных зон для промышленного освоения в первую очередь тех полезных ископаемых, которые имеют стратегическое значение. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в области изучения, разведки, освоения и сохранения минеральных ресурсов морского дна становится проблема делимитации морских границ, определения границ морского дна и континентального шельфа Российской Федерации.
Регионы с потенциальными источниками опасности, представляющими угрозу национальным интересам России в области изучения, освоения и использования минерально-энергетических ресурсов континентального шельфа, главным образом примыкают к морским границам Российской Федерации с государствами дальнего и ближнего зарубежья в акваториях Баренцева, Чукотского, Берингова, Охотского, Японского, Черного, Азовского и Балтийского морей, а также в приполярной области Северного Ледовитого океана.
Российская Федерация обладает самыми большими площадями прибрежной зоны, которая является местом добычи различных полезных ископаемых, гидротехнического строительства, интенсивного рыболовства, развития рекреации и оборонной деятельности. Очевидно, что природохозяйственная контактная зона "суша - море" есть зона интенсивного взаимодействия населения, хозяйства и природной среды. Эти области составляют небольшую часть общего объема океана, однако их влияние на него оказывается непропорционально большим. Практическая реализация данного направления ФЦП "Мировой океан" даст импульс для целенаправленного развития прибрежных регионов Российской Федерации.
Реализация ФЦП "Мировой океан" должна способствовать:
промышленному освоению минеральных ресурсов океана, решению задачи обеспечения экономики Российской Федерации дефицитными видами сырья, прежде всего марганцем, кобальтом, и сохранению невосполнимых ресурсов для будущих поколений;
решению социальных вопросов, связанных с использованием для переработки минерального сырья, добываемого на континентальном шельфе, предприятиями, находящимися на Кольском полуострове, Урале и в Сибири;
созданию дополнительных рабочих мест вследствие открытия новых морских горнодобывающих предприятий;
формированию законодательной базы, регламентирующей хозяйственную и иную деятельность в прибрежных зонах и ориентированной на согласование местных, региональных и общегосударственных интересов, связанных с освоением прибрежных зон;
созданию системы экономического стимулирования развития морской деятельности с целью активизации усилий регионов в освоении экономического потенциала прибрежных зон;
разработке механизма координации и реализации программ управления прибрежными зонами, а также контроля за состоянием окружающей среды, ресурсов и за антропогенными изменениями в прибрежных зонах, в том числе с участием субъектов Российской Федерации;
решению ряда эколого-экономических вопросов, связанных с исключением использования дополнительного земельного фонда для строительства горнорудных и металлургических предприятий, извлечением из недр значительной массы горных пород, вовлечением в переработку взамен сульфидных медно-никелевых руд железомарганцевых образований, практически лишенных такой вредной примеси, как сера;
решению политических и правовых вопросов, касающихся использования минеральных ресурсов морского дна за пределами национальной юрисдикции России в соответствии с международным правом.

6. Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана

Освоение ресурсов Мирового океана является задачей, сравнимой по своим масштабам и материальным затратам, ожидаемым научно-техническим и экономическим результатам с освоением космического пространства. Более того, любое направление в современной науке об океане (изучение геолого-геофизических процессов и закономерностей распределения минеральных ресурсов, исследование экосистем и биоресурсов или изучение влияния Мирового океана на климат планеты) также представляет собой крупную самостоятельную проблему. Для успешного решения проблем Мирового океана принципиально важным и необходимым условием является наличие современных технических средств, адекватных поставленным задачам. Создание в России перспективных средств, учитывающих специфические требования, предъявляемые к океанологической технике, возможно на основе использования современных конверсионных технологий и должно быть нацелено на решение следующих важнейших задач:
обеспечение технических и технологических возможностей проведения глубоководного бурения, создание технологий глубоководных, шельфовых и придонных работ и материалов для работы в экстремальных условиях на границе гидросфера-литосфера;
развитие методов и создание средств обработки геофизической информации в реальном масштабе времени;
уточнение существующих карт с использованием современных приборов и методов изучения Мирового океана для проведения исследовательских, прикладных и хозяйственных работ;
разработка методов и средств дистанционного измерения основных параметров океана, в том числе со спутников и космических станций;
создание современного навигационно-гидрографического и гидрометеорологического оборудования для обеспечения безопасности морской деятельности;
создание системы метрологического и нормативного обеспечения работ по освоению Мирового океана;
формирование системы уменьшения последствий стихийных бедствий типа цунами, штормовых нагонов, моретрясений, извержений подводных вулканов и других.
ФЦП "Мировой океан" должна быть нацелена на защиту и сохранение морской среды, поддержание и развитие существующей научно-производственной базы, осуществление комплекса мероприятий по модернизации и обновлению российского океанологического флота, призванного обеспечить значительный объем исследований по проблемам Мирового океана, а также на создание основ для промышленного производства средств долговременного мониторинга морских живых ресурсов в совокупности с мониторингом загрязняющих веществ и других последствий деятельности человека в океане.
Реализация ФЦП "Мировой океан" должна предусматривать:
создание техники и технологий проведения глубоководных, шельфовых и придонных работ, в том числе глубоководного бурения;
создание новых материалов для работы в экстремальных условиях на границе гидросфера-литосфера;
усиление контроля за состоянием морской среды в районах захоронения радиоактивных отходов, местонахождения затонувших кораблей с атомными установками и ядерным оружием;
координацию направленных на предотвращение радиоактивного загрязнения морей мероприятий, которые включены в специальные программы;