(Действующий) Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. N 11"О Федеральной целевой...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
поддержание технического состояния российского флота на уровне, соответствующем международным требованиям;
урегулирование правовых, экономических и технических вопросов, связанных с использованием портов Прибалтийских государств и Украины;
развитие собственного портового хозяйства на Черном и Балтийском морях для уменьшения зависимости России от стран, к которым отошли ранее принадлежавшие СССР порты;
создание портов в незамерзающих акваториях с учетом требований соответствующих конвенций.

3. Исследования природы Мирового океана

Современная наука о природной среде Мирового океана - одна из областей знания, оказывающих наиболее значительное влияние на развитие человечества. Именно в этой сфере деятельности заложена возможность решения многих научных, народно-хозяйственных и социальных проблем. Масштабность и значимость Мирового океана для всех сфер человеческой деятельности обусловлены его фундаментальной ролью как важнейшего звена экологической системы планеты, источника минеральных, биологических и стратегических ресурсов, главного фактора стабильности и возможных изменений климата Земли, а также важнейшего элемента обеспечения обороноспособности страны. Объективно роль минеральных и биологических ресурсов, извлекаемых из океана, для человечества будет неуклонно возрастать.
В то же время Мировой океан необходимо рассматривать как исчерпаемый ресурс, что требует поддержания баланса между масштабами использования его биологических ресурсов и их воспроизводства, между масштабами хозяйственной деятельности в океане и защитой морской среды от загрязнения. Кроме того, океан и морская среда представляют угрозу как источник чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасных для жизнедеятельности человека.
Для решения проблем Мирового океана многие государства объединяют свои усилия, создаются крупные международные научные программы и проекты. Участие России в таких программах в последние годы явно недостаточно вследствие значительного сокращения средств, выделяемых на научные исследования. Однако активное участие в международных проектах дает право на получение экспериментальных данных, ценность которых многократно превосходит затраты на участие. Масштабы и характер вовлеченности Российской Федерации в такое сотрудничество должны быть соотнесены с возможностью доступа России к новым банкам данных и ее способностью использовать эту информацию в национальных интересах.
В целях развития фундаментальных знаний по рациональному и экологически безопасному использованию природных ресурсов, обеспечения мореплавания и поддержания обороноспособности страны в России в течение двадцати лет осуществляется общегосударственная комплексная программа исследований и использования Мирового океана, направленная на изучение природных процессов.
Однако в последние годы в связи с экономическими и иными трудностями проведение работ в этой области существенно осложнилось. Резко сократилось число морских научных экспедиций и исследований. Практически полностью незадействованным оказался научный флот, происходит отток научных кадров. Благодаря имеющимся научным заделам прошлых лет и сохранившемуся кадровому составу уровень российской науки по изучению океана остается достаточно высоким. Тем не менее дальнейшее свертывание работ в этом направлении неизбежно приведет к отставанию России в области научного изучения и практического освоения Мирового океана и соответствующим стратегическим потерям для экономики и безопасности страны.
В связи с этим в целях максимально эффективного использования средств и ускорения практической отдачи от исследований в ФЦП "Мировой океан" необходимо предусмотреть постепенный переход от тематического подхода к проблемному в формировании научных программ и их финансировании.
ФЦП "Мировой океан" в области исследования природы океана должна быть направлена на решение задач по следующим приоритетным направлениям:
исследования природной среды и ключевых процессов, происходящих в Мировом океане и смежных сферах;
фундаментальные исследования проблем взаимодействия океана и атмосферы, в том числе глобальных процессов ("парниковый" эффект, энергои массообмен, биохимический цикл "углерод-кислород" и другие);
исследования континентального шельфа, исключительной экономической зоны, территориального моря и прибрежной зоны Российской Федерации;
изучение и мониторинг состояния Мирового океана и гидрометеорологической обстановки в морях России в целях обеспечения хозяйственной и оборонной деятельности;
изучение динамики экосистем и морских биологических ресурсов, выявление новых районов промысла морепродуктов на основе оценки биопродуктивности различных акваторий Мирового океана;
исследования строения и развития земной коры дна морей и океанов, прогноз и оценка минеральных ресурсов;
обеспечение безопасности мореплавания, навигационногидрографическое, метрологическое и гидрометеорологическое обеспечение выполнения оборонных и народно-хозяйственных задач;
исследования природных и антропогенных чрезвычайных экологических ситуаций в морских акваториях и прибрежных районах (землетрясений, цунами, пожаров, наводнений, извержений вулканов, разливов нефти и других явлений);
развитие материально-технической базы научных исследований.
Особое внимание следует уделить исследованиям морей, прилегающих к территории России, включающим изучение и охрану морской среды, вопросы обоснования путей рационального использования биологических, минеральных и энергетических ресурсов в прибрежной зоне, сохранение рекреационного потенциала суши и моря.
Целесообразно развивать также исследования ресурсного потенциала открытого океана и его роли в глобальных процессах.
Указанные задачи могут успешно решаться при условии сохранения дееспособного российского научно-исследовательского флота.

4. Военно-стратегические интересы России в Мировом океане

Для России Военно-Морской Флот является объективной необходимостью, одним из важнейших инструментов обеспечения своих национальных интересов в Мировом океане, достижения государственных целей, поддержания военно-политической стабильности на морских и океанских пространствах, военной безопасности и международного авторитета.
Во главу угла политики в области безопасности Россия ставит политические, экономические и иные "невоенные" методы. Вместе с тем военная сила, как одна из составляющих мощи государства в современном мире, сохраняет свое значение в качестве средства сдерживания, обеспечения национальных интересов и целей государства, а при необходимости - средства пресечения агрессии.
Анализ состояния российского Военно-Морского Флота показывает, что он постепенно утрачивает способность защиты политических и экономических интересов страны, а также способность полноценного обеспечения безопасности со стороны морских границ. В настоящее время Военно-Морской Флот способен решать лишь ограниченный круг задач в наиболее важных районах ближней морской зоны.
С ослаблением российского Военно-Морского Флота наиболее реальную угрозу национальным интересам России в Мировом океане могут представлять:
усиление политической и экономической нестабильности;
неурегулированность вопросов морских границ по периферии России;
территориальные претензии.
В тактике отстаивания своих интересов в Мировом океане Россия исходит из того, что ее Военно-Морской Флот не должен восприниматься ни одним государством мира как угроза своей безопасности. Военно-Морской Флот осуществляет прежде всего функцию сдерживания в интересах безопасности России. Развитие военно-морских сил сводится к сохранению в максимально возможной степени необходимого для обороны страны боевого потенциала, и в первую очередь морских стратегических ядерных сил как самого эффективного средства сдерживания, а также сил общего назначения.
Таким образом, Военно-Морской Флот с точки зрения защиты интересов Российского государства должен обеспечивать:
а) сдерживание возможных угроз и безопасную военно-морскую деятельность. Это означает поддержание морских сил ядерного сдерживания России на уровне, гарантирующем в составе стратегической триады страны разумную оборонную достаточность с учетом потенциала ведущих ядерных держав, и обеспечение формирования достаточных сил общего назначения Военно-Морского Флота;
б) национальное влияние и безопасность экономической деятельности в Мировом океане. Деятельность Военно-Морского Флота в этой области нацелена на обеспечение стратегической стабильности в различных регионах Российской Федерации, адекватное реагирование на вызовы безопасности России и ущемление ее национальных интересов и целей, поддержку и обеспечение ее усилий в решении мировых политических проблем. При этом должны соблюдаться нормы международного права, обеспечиваться защита и безопасность экономической деятельности государства в находящихся под его юрисдикцией морских пространствах;
в) своевременную оборону и отражение агрессии. Военно-Морской Флот должен быть способен противостоять агрессии с морских направлений. В случае возникновения угрозы ядерного нападения предполагается принятие мер, необходимых для ликвидации возникшей угрозы, и мер, обеспечивающих неотвратимость соответствующего отпора.
С учетом вышеизложенного в части реализации ФЦП "Мировой океан" необходимо:
осуществлять разработку военной доктрины России с учетом значимости российского Военно-Морского Флота при решении вопросов военной и экономической безопасности страны;
проработать вопросы строительства и военно-экономического обоснования развития Военно-Морского Флота с учетом особенностей океанских и морских пространств в разных районах для создания и поддержания соответствующей мощи морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения, береговой инфраструктуры флота, поисково-спасательной, научной и другой деятельности на длительную перспективу;
проработать вопросы обеспечения экологически безопасного функционирования объектов Военно-Морского Флота.

5. Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики

Многие виды минеральных ресурсов Мирового океана и недр примыкающих к нему территорий по своему объему, свойствам и доступности намного превосходят природные ресурсы суши и рассматриваются многими странами как естественный источник, обеспечивающий сегодняшнее благополучие и устойчивость будущего развития. Свободное использование традиционных и сравнительно новых источников природных ресурсов является основой устойчивого, сбалансированного развития экономики отдельных стран и мирового сообщества в целом, удовлетворения жизненно важных интересов личности, общества и государства. Минерально-сырьевые ресурсы континентального шельфа представляют собой важную часть национального достояния Российской Федерации.
В России развернуты морские геолого-геофизические исследования, поисковые и разведочные работы по выявлению геологического строения и закономерностей размещения полезных ископаемых на шельфах океанов и морей с целью наращивания минерально-сырьевого потенциала страны и подготовки перспективных зон для промышленного освоения в первую очередь тех полезных ископаемых, которые имеют стратегическое значение. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в области изучения, разведки, освоения и сохранения минеральных ресурсов морского дна становится проблема делимитации морских границ, определения границ морского дна и континентального шельфа Российской Федерации.
Регионы с потенциальными источниками опасности, представляющими угрозу национальным интересам России в области изучения, освоения и использования минерально-энергетических ресурсов континентального шельфа, главным образом примыкают к морским границам Российской Федерации с государствами дальнего и ближнего зарубежья в акваториях Баренцева, Чукотского, Берингова, Охотского, Японского, Черного, Азовского и Балтийского морей, а также в приполярной области Северного Ледовитого океана.
Российская Федерация обладает самыми большими площадями прибрежной зоны, которая является местом добычи различных полезных ископаемых, гидротехнического строительства, интенсивного рыболовства, развития рекреации и оборонной деятельности. Очевидно, что природохозяйственная контактная зона "суша - море" есть зона интенсивного взаимодействия населения, хозяйства и природной среды. Эти области составляют небольшую часть общего объема океана, однако их влияние на него оказывается непропорционально большим. Практическая реализация данного направления ФЦП "Мировой океан" даст импульс для целенаправленного развития прибрежных регионов Российской Федерации.
Реализация ФЦП "Мировой океан" должна способствовать:
промышленному освоению минеральных ресурсов океана, решению задачи обеспечения экономики Российской Федерации дефицитными видами сырья, прежде всего марганцем, кобальтом, и сохранению невосполнимых ресурсов для будущих поколений;
решению социальных вопросов, связанных с использованием для переработки минерального сырья, добываемого на континентальном шельфе, предприятиями, находящимися на Кольском полуострове, Урале и в Сибири;
созданию дополнительных рабочих мест вследствие открытия новых морских горнодобывающих предприятий;