(Утративший силу) Постановление Правительства РФ от 22 января 2002 г. N 33"О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
выполнение государственных обязательств по
переселению граждан из жилых помещений,
непригодных для постоянного проживания
Система организации - государственный заказчик осуществляет общее
контроля за руководство реализацией подпрограммы, организует
исполнением формирование нормативной базы, управляет
подпрограммы средствами, выделяемыми из федерального бюджета.
Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации представляют ежеквартально
государственному заказчику отчеты о ходе
реализации подпрограммы.
Обобщая указанные
отчеты, государственный заказчик информирует
Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации по итогам года с внесением
предложений по совершенствованию реализации
подпрограммы.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" (далее именуется - подпрограмма) является частью федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Основная задача подпрограммы - обеспечить выполнение обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
Более 2 млн. человек (около 1,5 процента населения России) в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания, что составляет более 6 процентов численности семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в стране составляет около 50 млн. кв. метров (около 1,8 процента жилищного фонда Российской Федерации), что в 1,5 раза превышает объемы годового ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования.
Ветхое и аварийное жилье имеется во всех субъектах Российской Федерации - от 0,2 процента всего жилищного фонда в Волгоградской области до 13,1 процента в Корякском автономном округе (сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации даны в приложении N 1).
Наибольшую долю ветхого и аварийного фонда составляет малоэтажное (до 3 этажей) жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной или государственной собственностью. Достаточно велика в этом фонде доля приватизированных квартир. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше 3 этажей) жилые здания.
Значительную часть ветхого и аварийного жилья занимает ветхий и аварийный жилищный фонд шахтерских городов и поселков (например, в Кемеровской области - около 80 процентов). На сегодняшний день органы местного самоуправления не в состоянии решить проблемы, связанные с передачей в муниципальную собственность жилищного фонда, ранее числившегося на балансе организаций угольной промышленности, в связи с чем практически прекращена работа по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 83,5 процента, аварийный - 16,5 процента. Аварийный жилищный фонд составляет более 8 млн. кв. метров.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в масштабах России, в целом необходимо 160 млрд. рублей.
Подпрограмма предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов. На период до 2010 года в целом необходимо 32 млрд. рублей для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. По мере улучшения социально-экономической ситуации в стране предусматривается увеличение объемов финансирования переселения граждан из ветхого и аварийного (ставшего таковым после 1 января 2000 г.) жилищного фонда.
Государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР). Законодательное определение понятий "ветхого" и "аварийного" жилья на федеральном уровне отсутствует. Социальные обязательства государства по отношению к населению, проживающему в ветхом и аварийном жилищном фонде, не определены. Правовая база не учитывает современного состояния проблемы, связанного с вопросами собственности на объекты недвижимости в жилищной сфере.
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не собственника этого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания.
Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городов. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.

2. Основные цели и задачи подпрограммы

Основными целями подпрограммы являются:
обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;
ликвидация до 2010 года включительно существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000 году.
В подпрограмме решаются следующие основные задачи:
разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой им государственной помощи;
формирование обязательств собственников жилищного фонда относительно его состояния и восстановления в случае аварийного разрушения;
формирование концепции градостроительного и социально-экономического развития районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда;
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
оказание федеральной финансовой поддержки регионам, привлекающим к решению этой проблемы существенные ресурсы на местном уровне, путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
учет различных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в муниципальных образованиях (например, возможностей региональных центров, крупных промышленных городов и малых городов, сельских муниципальных образований);
взаимосвязь подпрограммы с другими программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья (Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 26 июля 1998 г. N 131-ФЗ, Положение о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 г. N 1523, и др.).
Настоящая подпрограмма предусматривает разработку и утверждение программ субъектов Российской Федерации (далее именуются - региональные программы), которые, в свою очередь, включают программы муниципальных образований (далее именуются - муниципальные программы). В связи с этим подпрограмма предусматривает решение проблемы переселения:
а) на федеральном уровне: подпрограмма определяет масштаб проблемы, правовые и финансовые механизмы ее решения, меры и пути предоставления федеральной поддержки субъектам Российской Федерации для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
б) на региональном уровне: региональные программы определяют срок решения проблемы в регионе, формируют законодательную базу в рамках жилищного и земельного законодательства, координируют сроки реализации региональных программ, определяют методы государственной поддержки;
в) на уровне муниципального образования: муниципальные программы предусматривают план действий органов местного самоуправления, привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, эффективное управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и внебюджетными средствами, перечень жилых помещений, предназначенных для переселения граждан, а также средства всех источников финансирования программы переселения.

3. Сроки и этапы реализации подпрограммы

Подпрограмма предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых должна начаться в 2002 году. Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы в течение 2002 - 2010 годов.
Реализация подпрограммы должна происходить поэтапно. На первом этапе выполнение программных мероприятий будет осуществляться в основном за счет бюджетных средств. В то же время будут создаваться предпосылки для крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов, которое планируется для выполнения мероприятий второго этапа.