(Утративший силу) Постановление Правительства РФ от 22 января 2002 г. N 33"О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
фонда, непригодного для проживания.
4. Оптимизация развития освободившихся земельных
участков, создание рыночных механизмов
страхования для минимизации финансовых рисков
собственников жилья
Исполнители - органы исполнительной власти субъектов Российской
подпрограммы Федерации; органы местного самоуправления;
предприятия и организации, определяемые на
конкурсной основе
Объем и источники - общий объем финансирования - 32 млрд. рублей, из
финансирования них 60 процентов составляют средства федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации
(включая местные) и 40 процентов - внебюджетные
средства
Ожидаемые* конечные - переселение до 2010 года из аварийного жилищного
результаты фонда около 421 тыс. граждан;
реализации разработка механизмов привлечения внебюджетных
подпрограммы ресурсов для решения сложных социальных проблем;
выполнение государственных обязательств по
переселению граждан из жилых помещений,
непригодных для постоянного проживания
Система организации - государственный заказчик осуществляет общее
контроля за руководство реализацией подпрограммы, организует
исполнением формирование нормативной базы, управляет
подпрограммы средствами, выделяемыми из федерального бюджета.
Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации представляют ежеквартально
государственному заказчику отчеты о ходе
реализации подпрограммы.
Обобщая указанные
отчеты, государственный заказчик информирует
Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации по итогам года с внесением
предложений по совершенствованию реализации
подпрограммы.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" (далее именуется - подпрограмма) является частью федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Основная задача подпрограммы - обеспечить выполнение обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
Более 2 млн. человек (около 1,5 процента населения России) в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания, что составляет более 6 процентов численности семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в стране составляет около 50 млн. кв. метров (около 1,8 процента жилищного фонда Российской Федерации), что в 1,5 раза превышает объемы годового ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования.
Ветхое и аварийное жилье имеется во всех субъектах Российской Федерации - от 0,2 процента всего жилищного фонда в Волгоградской области до 13,1 процента в Корякском автономном округе (сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации даны в приложении N 1).
Наибольшую долю ветхого и аварийного фонда составляет малоэтажное (до 3 этажей) жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной или государственной собственностью. Достаточно велика в этом фонде доля приватизированных квартир. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше 3 этажей) жилые здания.
Значительную часть ветхого и аварийного жилья занимает ветхий и аварийный жилищный фонд шахтерских городов и поселков (например, в Кемеровской области - около 80 процентов). На сегодняшний день органы местного самоуправления не в состоянии решить проблемы, связанные с передачей в муниципальную собственность жилищного фонда, ранее числившегося на балансе организаций угольной промышленности, в связи с чем практически прекращена работа по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 83,5 процента, аварийный - 16,5 процента. Аварийный жилищный фонд составляет более 8 млн. кв. метров.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в масштабах России, в целом необходимо 160 млрд. рублей.
Подпрограмма предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов. На период до 2010 года в целом необходимо 32 млрд. рублей для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. По мере улучшения социально-экономической ситуации в стране предусматривается увеличение объемов финансирования переселения граждан из ветхого и аварийного (ставшего таковым после 1 января 2000 г.) жилищного фонда.
Государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР). Законодательное определение понятий "ветхого" и "аварийного" жилья на федеральном уровне отсутствует. Социальные обязательства государства по отношению к населению, проживающему в ветхом и аварийном жилищном фонде, не определены. Правовая база не учитывает современного состояния проблемы, связанного с вопросами собственности на объекты недвижимости в жилищной сфере.
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не собственника этого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания.
Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городов. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.

2. Основные цели и задачи подпрограммы