Утративший силу
г) условия проектирования и строительства жилья должны быть взаимовыгодными как для инвесторов, так и для муниципальных образований.
Кроме того, необходимо учитывать стоимость квартир, получаемых муниципальными образованиями от застройщиков в счет средств за предоставление освобожденных земельных участков под новое строительство и развитие инфраструктуры.
Средства на реализацию региональных и муниципальных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда могут (по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) формироваться в целевых бюджетных фондах на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации. Цель создания таких фондов - консолидация финансовых ресурсов для реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе для расходования средств:
на переселение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде (строительство нового жилья либо приобретение квартир на вторичном рынке);
на проведение мероприятий, способствующих повышению стоимости высвобождающихся земельных участков (оборудование инженерными сетями и коммуникациями).
Созданию целевых бюджетных фондов должна предшествовать работа по формированию в каждом субъекте Российской Федерации региональной и местной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность этих фондов, в том числе:
процедуру распределения средств целевого бюджетного фонда субъекта Российской Федерации и расходования средств муниципальных целевых бюджетных фондов.
На федеральном уровне необходимо разработать порядок подачи субъектами Российской Федерации заявок на частичное финансирование региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
На уровне субъектов Российской Федерации необходимо осуществить координацию процессов ликвидации аварийного жилищного фонда с учетом всех источников, предусмотренных в федеральных целевых программах, федеральных программах экономического развития регионов, затрагивающих интересы граждан в отношении переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Для того чтобы вызвать коммерческий интерес у потенциального инвестора, необходимо наличие информации о земельных участках, на которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ. Разработку градостроительной концепции застройки районов, в которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, целесообразно проводить в соответствии с правилами регулирования застройки и землепользования.
Привлечение инвестиций для развития инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволит повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечит дополнительные ресурсы для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Необходимо рассмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования участков (в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство).
Особенностями привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.
капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов городской инженерной инфраструктуры.
Для повышения инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры необходимо снизить риски инвестора.
Использование в качестве обеспечения кредитных ресурсов будущих платежей потребителей коммунальных услуг требует разработки специальных финансовых схем привлечения внебюджетных средств на финансирование работ по строительству и реконструкции инженерной инфраструктуры.
С целью привлечения дополнительных инвестиций в рамках реализации подпрограммы необходимо дополнить Порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 2, нормами, в соответствии с которыми покупатель приобретает земельный участок (лот) вместе с расположенными на нем зданиями на условиях, выдвинутых продавцом (к таким условиям может относиться расселение граждан, проведение мероприятий по реконструкции, инженерное благоустройство и др.).
Расходы на реализацию подпрограммы составят 32 млрд. рублей. Первоначально предполагается финансирование подпрограммы для завершения строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки для крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов для реализации подпрограммы.
┌──────────────────────────┬──────────┬─────────────────────────────────┐
│ Источники финансирования │Финансовые│ В том числе │
│ │средства -├───────┬────────┬───────┬────────┤
│ │ всего │ 2002 │2003 год│ 2004 │ 2005 - │
│ │ │ год │ │ год │ 2010 │
│ │ │ │ │ │ годы │
├──────────────────────────┼──────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│Средства федерального│ 0,845 │ 0,065 │ 0,06 │ 0,07 │ 0,65 │
│бюджета* │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼──────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│Средства бюджетов│ 18,355 │ 1,35 │ 1,54 │ 2,53 │ 12,935 │
│субъектов Российской│ │ │ │ │ │
│Федерации (включая│ │ │ │ │ │
│местные) │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼──────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│Внебюджетные средства │ 12,8 │ 0,8 │ 1,194 │ 1,8 │ 9,006 │
├──────────────────────────┼──────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│ в том числе: │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼──────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│средства предприятий и│ 9,415 │ 0,712 │ 0,982 │ 1,482 │ 6,239 │
│организаций │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼──────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│кредитные средства │ 3,12 │ 0,08 │ 0,2 │ 0,3 │ 2,54 │
├──────────────────────────┼──────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│средства населения │ 0,265 │ 0,008 │ 0,012 │ 0,018 │ 0,227 │
├──────────────────────────┼──────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│Итого │ 32 │ 2,215 │ 2,794 │ 4,4 │ 22,591 │
└──────────────────────────┴──────────┴───────┴────────┴───────┴────────┘
* Объемы ассигнований из федерального бюджета подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей федерального бюджета на соответствующий год.
Объем капитальных вложений, направленных на реализацию подпрограммы за этот период, составит 32 млрд. рублей.
Подпрограмма предусматривает использование средств федерального бюджета в качестве источника софинансирования реализации региональных программ. С учетом возможностей бюджетного финансирования федеральных целевых программ средства федерального бюджета составят около 845 млн. рублей.
При разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете ежегодно должны предусматриваться отдельной строкой средства федерального бюджета, направляемые на финансирование подпрограммы. Распределение этих средств по субъектам Российской Федерации утверждается государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с заключенными государственными договорами (контрактами).
Стоимость 1 кв.метра общей площади жилья, предоставляемого гражданам в рамках реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета, не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв.метра общей площади жилья, устанавливаемую для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд (утверждается ежеквартально постановлениями Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу). Критериями распределения средств федерального бюджета являются:
наличие разработанной и утвержденной региональной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе по муниципальным образованиям;
наличие унифицированной региональной и местной нормативно-методической базы для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
отношение объемов бюджетных и внебюджетных средств к их общему объему, необходимому для финансирования региональной программы и муниципальной программы (с учетом увеличения доли средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования программы);
участие региона в других федеральных программах, предусматривающих переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Реализация подпрограммы осуществляется государственным заказчиком, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
формирование правовой, нормативной и методологической базы для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилья;