(Утративший силу) Постановление Правительства РФ от 22 января 2002 г. N 33"О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из аварийного жилищного фонда формируются за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.
Реализация подпрограммы по объектам, финансирование строительства которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечивается в порядке межбюджетных отношений (в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации) в форме субвенций.

Использование бюджетных ресурсов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Взаимоотношения государственного заказчика подпрограммы - Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу с субъектами Российской Федерации регулируются соглашением (договором), заключаемым государственным заказчиком с органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Бюджетными ресурсами являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местного бюджета, направленные на финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, в том числе:
средства, получаемые от использования муниципальных земель;
средства, получаемые от использования муниципальной недвижимости в жилищной сфере (плата граждан за наем муниципального жилищного фонда).
Средства от конкурсной продажи в собственность (или передачи в долгосрочную аренду) находящихся в центре города престижных земельных участков, на которых расположен аварийный жилищный фонд, под коммерческое строительство являются одним из наиболее эффективных источников ресурсов для переселения граждан и ликвидации аварийного жилищного фонда, не задействованных в настоящее время.
Порядок расчета, взимания и использования платы за наем определяется органами местного самоуправления в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда (утверждены приказом Министерства строительства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. N 17-152). В муниципальных образованиях при реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда рекомендуется ввести дифференцированные ставки платы за наем муниципального жилья и определить долю средств, получаемых от поступления платы за наем, которая будет расходоваться для переселения граждан.
При использовании бюджетных ресурсов должны быть учтены следующие особенности:
а) бюджетные ресурсы характеризуются нестабильностью и большими коммерческими рисками, а также относительной незначительностью размеров, в то же время механизм их использования наиболее прост;
б) бюджетные ресурсы являются основными финансовыми источниками на первом этапе реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в дальнейшем их доля в финансировании этих программ будет сокращаться за счет увеличения привлечения внебюджетных средств;
в) продажу земельных участков на конкурсной основе следует начинать с участков, пользующихся наибольшим коммерческим спросом;
г) условия проектирования и строительства жилья должны быть взаимовыгодными как для инвесторов, так и для муниципальных образований.

Привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда

К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования подпрограммы, относятся:
кредиты банков;
облигационные займы;
средства предприятий, заинтересованных в реализации региональных и муниципальных программ;
свободные денежные средства населения и т.д.
Кроме того, необходимо учитывать стоимость квартир, получаемых муниципальными образованиями от застройщиков в счет средств за предоставление освобожденных земельных участков под новое строительство и развитие инфраструктуры.

Консолидация финансовых ресурсов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Средства на реализацию региональных и муниципальных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда могут (по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) формироваться в целевых бюджетных фондах на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации. Цель создания таких фондов - консолидация финансовых ресурсов для реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе для расходования средств:
на переселение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде (строительство нового жилья либо приобретение квартир на вторичном рынке);
на проведение мероприятий, способствующих повышению стоимости высвобождающихся земельных участков (оборудование инженерными сетями и коммуникациями).
Созданию целевых бюджетных фондов должна предшествовать работа по формированию в каждом субъекте Российской Федерации региональной и местной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность этих фондов, в том числе:
процедуру управления реализацией региональной и муниципальными программами;
процедуру распределения средств целевого бюджетного фонда субъекта Российской Федерации и расходования средств муниципальных целевых бюджетных фондов.
На федеральном уровне необходимо разработать порядок подачи субъектами Российской Федерации заявок на частичное финансирование региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
На уровне субъектов Российской Федерации необходимо осуществить координацию процессов ликвидации аварийного жилищного фонда с учетом всех источников, предусмотренных в федеральных целевых программах, федеральных программах экономического развития регионов, затрагивающих интересы граждан в отношении переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Обеспечение развития территорий, на которых ликвидирован аварийный жилищный фонд

Для того чтобы вызвать коммерческий интерес у потенциального инвестора, необходимо наличие информации о земельных участках, на которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ. Разработку градостроительной концепции застройки районов, в которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, целесообразно проводить в соответствии с правилами регулирования застройки и землепользования.
Привлечение инвестиций для развития инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволит повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечит дополнительные ресурсы для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Необходимо рассмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования участков (в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство).
Особенностями привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.
Источниками инвестиционных ресурсов в среднесрочной перспективе должны стать:
кредиты банков;
муниципальные облигационные займы;
капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов городской инженерной инфраструктуры.
Для повышения инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры необходимо снизить риски инвестора.
Использование в качестве обеспечения кредитных ресурсов будущих платежей потребителей коммунальных услуг требует разработки специальных финансовых схем привлечения внебюджетных средств на финансирование работ по строительству и реконструкции инженерной инфраструктуры.
С целью привлечения дополнительных инвестиций в рамках реализации подпрограммы необходимо дополнить Порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 2, нормами, в соответствии с которыми покупатель приобретает земельный участок (лот) вместе с расположенными на нем зданиями на условиях, выдвинутых продавцом (к таким условиям может относиться расселение граждан, проведение мероприятий по реконструкции, инженерное благоустройство и др.).

5. Ресурсное обеспечение подпрограммы

Расходы на реализацию подпрограммы составят 32 млрд. рублей. Первоначально предполагается финансирование подпрограммы для завершения строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки для крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов для реализации подпрограммы.
Таблица 1
(млрд. рублей)
┌──────────────────────────┬──────────┬─────────────────────────────────┐
│ Источники финансирования │Финансовые│ В том числе │
│ │средства -├───────┬────────┬───────┬────────┤
│ │ всего │ 2002 │2003 год│ 2004 │ 2005 - │
│ │ │ год │ │ год │ 2010 │
│ │ │ │ │ │ годы │
├──────────────────────────┼──────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│Средства федерального│ 0,845 │ 0,065 │ 0,06 │ 0,07 │ 0,65 │
│бюджета* │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼──────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│Средства бюджетов│ 18,355 │ 1,35 │ 1,54 │ 2,53 │ 12,935 │
│субъектов Российской│ │ │ │ │ │
│Федерации (включая│ │ │ │ │ │
│местные) │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼──────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│Внебюджетные средства │ 12,8 │ 0,8 │ 1,194 │ 1,8 │ 9,006 │
├──────────────────────────┼──────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│ в том числе: │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼──────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│средства предприятий и│ 9,415 │ 0,712 │ 0,982 │ 1,482 │ 6,239 │
│организаций │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼──────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│кредитные средства │ 3,12 │ 0,08 │ 0,2 │ 0,3 │ 2,54 │
├──────────────────────────┼──────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│средства населения │ 0,265 │ 0,008 │ 0,012 │ 0,018 │ 0,227 │
├──────────────────────────┼──────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│Итого │ 32 │ 2,215 │ 2,794 │ 4,4 │ 22,591 │
└──────────────────────────┴──────────┴───────┴────────┴───────┴────────┘
* Объемы ассигнований из федерального бюджета подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей федерального бюджета на соответствующий год.
Объем капитальных вложений, направленных на реализацию подпрограммы за этот период, составит 32 млрд. рублей.
Подпрограмма предусматривает использование средств федерального бюджета в качестве источника софинансирования реализации региональных программ. С учетом возможностей бюджетного финансирования федеральных целевых программ средства федерального бюджета составят около 845 млн. рублей.
При разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете ежегодно должны предусматриваться отдельной строкой средства федерального бюджета, направляемые на финансирование подпрограммы. Распределение этих средств по субъектам Российской Федерации утверждается государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с заключенными государственными договорами (контрактами).