(Утративший силу) Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 г. N 71"О федеральной...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
Проблеме обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, всегда уделялось большое внимание, последние годы - в рамках реализации Государственной программы обеспечения в 1993-1995 годах жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и Государственной целевой программы обеспечения в 1996-1997 годах жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей. Основной упор в действовавших программах делался на финансирование за счет федерального бюджета строительства государственного и муниципального жилья и его предоставление по договору социального найма данной категории граждан. С 1993 по 1996 год было построено и приобретено жилье общей площадью 12,5 млн.кв.метров, в том числе 80 процентов - для военнослужащих и 20 процентов - для граждан, уволенных с военной службы.
Предпринимались попытки решения жилищной проблемы уволенных и увольняемых с военной службы граждан посредством предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья в собственность. Однако эта форма обеспечения жильем не получила развития. В целом темпы обеспечения жильем указанной категории граждан постоянно снижаются.
Политика финансирования за счет федерального бюджета строительства жилья в условиях высокой инфляции и острого бюджетного дефицита привела к возникновению большого числа не завершенных строительством жилых домов, находящихся в федеральной собственности (15,82 млн.кв.метров, то есть 140 процентов от объема площади жилья, необходимой для решения жилищной проблемы 210 тыс.семей граждан, уволенных или увольняемых с военной службы).
Одновременно в результате проведения приватизации жилья и жилищной реформы в целом начал функционировать рынок жилья. Сегодня на этом рынке имеется значительное количество жилья, предназначенного для продажи, но не находящего соответствующего платежеспособного спроса. Дальнейшее развитие рынка жилья зависит от формирования платежеспособного спроса населения, в том числе с помощью государственной поддержки и создания механизмов кредитования строительства и приобретения жилья.
С другой стороны, уровень доходов граждан, увольняемых или уволенных с военной службы, при существующих ценах на жилье не позволяет им приобрести жилье только за счет собственных средств. В связи с этим для значительного ускорения темпов обеспечения жильем данной категории граждан требуется комплексное решение проблемы формирования их платежеспособного спроса посредством значительного расширения практики предоставления безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета и долгосрочных банковских кредитов в части стоимости жилья, не покрываемой субсидией.
Опыт предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказал свою более высокую эффективность по сравнению с бюджетным финансированием нового строительства (например, предоставление Правительством США гранта для обеспечения жильем военнослужащих, уволенных в запас или в отставку в результате вывода российских войск из стран Балтии, а также предоставление жилья семьям бывших военнослужащих в Нижегородской области за счет средств федерального бюджета).
Данная форма позволяет:
1) ускорить решение жилищной проблемы путем предоставления гражданам возможности приобретать готовое жилье на рынке;
2) предоставить гражданам право свободного выбора качества и местоположения жилья;
3) повысить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, направляемых непосредственно гражданам-получателям;
4) экономить бюджетные средства путем повышения заинтересованности граждан в скорейшем получении жилья и их готовности частично использовать собственные или кредитные средства;
5) избежать замораживания бюджетных средств в незавершенном строительстве.
Однако данная форма эффективна только в том случае, когда организационно-финансовый механизм предоставления субсидий позволяет задействовать помимо бюджетных средств внебюджетные источники финансирования приобретения жилья - собственные средства граждан и кредитные ресурсы коммерческих банков.

2. Основные цели, задачи и положения Программы

Главной целью Программы является скорейшее решение проблемы обеспечения жильем семей граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, путем создания системы государственной поддержки приобретения ими жилья на рынке и использования кредитных механизмов финансирования строительства и приобретения жилья.
С этой целью Программой предусматривается:
1) использование государственных средств для предоставления гражданам безвозмездных субсидий на приобретение жилья;
2) привлечение кредитных ресурсов коммерческих банков для завершения строительства жилых домов, финансирование которых было начато за счет средств федерального бюджета;
3) развитие системы долгосрочного банковского кредитования для приобретения жилья участниками Программы в части, не покрываемой безвозмездной субсидией.
Программа предусматривает, что право на получение безвозмездных субсидий имеют граждане, увольняемые или уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет более 10 лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории России и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также граждане, уволенные с военной службы и подлежащие переселению из закрытых и обособленных военных городков, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Размер безвозмездной субсидии составляет 80 процентов от стоимости приобретения жилья по социальной норме площади, установленной для семей разной численности. Недостающие 20 процентов стоимости приобретения жилья по социальной норме (или большего - по желанию граждан) граждане должны оплатить за счет собственных средств или средств банковского кредита при условии их соответствия банковским требованиям платежеспособности.
Граждане - участники Программы могут также приобретать жилье, соответствующее установленным требованиям к жилым помещениям для постоянного проживания, только за счет средств безвозмездной субсидии без привлечения собственных или кредитных ресурсов. При этом размер приобретаемого жилого помещения (в расчете на одного члена семьи) не может быть ниже нормы постановки на учет на улучшение жилищных условий, установленной в месте расположения жилья.
Безвозмездная субсидия на приобретение жилья по желанию граждан может предоставляться в двух формах:
1) в виде денежной суммы, размещенной на банковском блокированном целевом счете получателя субсидии, которая используется на оплату части стоимости приобретения жилья (денежная форма - основная);
2) в виде площади жилья в завершенном объекте жилищного строительства, финансирование которого было начато за счет средств федерального бюджета.
Прежде чем будет принято решение о целесообразности и масштабах распространения второй формы предоставления безвозмездных субсидий, она должна пройти апробацию в ходе реализации пилотного проекта по отработке механизмов завершения строительства жилых объектов, финансирование которых было начато за счет средств федерального бюджета.
Право на получение и использование безвозмездной субсидии на приобретение жилья подтверждается государственным жилищным сертификатом - свидетельством о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
Государственный жилищный сертификат - именной документ, подтверждающий право гражданина - участника Программы на получение безвозмездной субсидии, которая может быть использована им только на приобретение жилья.
Выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов осуществляется Минфином России.
Правительство Российской Федерации утверждает Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков.
Условия и процедуры выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов в зависимости от формы предоставления безвозмездной субсидии определяются и устанавливаются инструкцией о выпуске и погашении государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам, увольняемым или уволенным с военной службы, а также подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, разрабатываемой и утверждаемой Госстроем России совместно с Минфином России на основании положений данной Программы.
Государственный жилищный сертификат на получение безвозмездной субсидии в денежной форме дает гражданину право на открытие в одном из отобранных по конкурсу банков блокированного целевого счета, на который будут зачислены денежные средства в размере выделенной безвозмездной субсидии, а также право использования этих средств для приобретения жилья в собственность в течение установленного срока действия государственного жилищного сертификата. Перечисление денежных средств на блокированные целевые счета граждан - получателей государственных жилищных сертификатов осуществляется генеральным управляющим Программой через казначейство.
В государственном жилищном сертификате в данном случае указывается денежный размер безвозмездной субсидии. Погашение государственных жилищных сертификатов происходит за счет оплаты с блокированного целевого счета части стоимости жилья, приобретаемого по договору купли-продажи, заключенному гражданином с продавцом жилья, одновременно или после оплаты гражданином части стоимости приобретения жилья сверх безвозмездной субсидии.
В случае получения субсидии в виде площади жилья в завершенном объекте жилищного строительства государственный жилищный сертификат дает право гражданину на бесплатное получение в собственность определенного количества квадратных метров жилья (80 процентов социальной нормы площади для семей данной численности) после завершения строительства этого объекта и оплаты гражданином - участником Программы оставшейся части площади жилой единицы.
В этом случае в сертификате указываются:
количество квадратных метров, которое гражданин может получить бесплатно;
стоимость 1 кв.метра общей площади жилья, в пределах которой государством оплачивается указанное количество квадратных метров, а гражданином - оставшаяся часть площади приобретаемого им жилья.
Погашение государственного жилищного сертификата осуществляется после завершения строительства жилого дома путем оплаты заказчику (застройщику) строительства жилья указанного в государственном жилищном сертификате количества квадратных метров жилья по цене, не более установленной стоимости, одновременно или после оплаты гражданином оставшейся части стоимости жилья, а также оформления оплаченного жилья в собственность гражданина - участника Программы.
Гражданам - участникам Программы предоставляется право свободного выбора формы получения субсидии. При выборе денежной формы гражданам предоставляется право приобретения готового жилья на рынке. При выборе субсидии в виде площади жилья в завершенном объекте жилищного строительства гражданам предлагаются жилые дома, финансирование которых было начато за счет средств федерального бюджета, в которых они смогут приобрести жилье с помощью государственного жилищного сертификата после завершения строительства.

3. Масштабы, сроки и этапы реализации Программы

Расчетное число граждан - участников Программы 210 тысяч. Реализация Программы рассчитана на десять этапов. Продолжительность каждого этапа 6 месяцев. Общий срок выполнения Программы - 5 лет.
Каждые 6 месяцев безвозмездные субсидии предоставляются 21 тыс. граждан, или 10 процентам от общего числа граждан - участников Программы. Срок действия государственного жилищного сертификата - 6 месяцев. Сертификаты выпускаются Минфином России каждые 6 месяцев по 21 тыс.штук, общее число выпусков - 10.
Сертификаты каждого выпуска распределяются между категориями военнослужащих, увольняемых с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, в пропорции 2:1, таким образом, обеспечивается приоритетное обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы.
Каждые 6 месяцев государственные жилищные сертификаты распределяются между субъектами Российской Федерации пропорционально числу граждан участников Программы в регионах. Для военнослужащих, увольняемых с военной службы, государственные жилищные сертификаты распределяются между федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, пропорционально числу военнослужащих, увольняемых с военной службы и не обеспеченных жильем для постоянного проживания.

4. Граждане, увольняемые или уволенные с военной службы, - участники Программы

Участие в Программе добровольное. Право на участие в Программе имеют граждане, увольняемые или уволенные с военной службы, соответствующие требованиям, установленным в разделе 2 Программы. Граждане могут реализовать свое право на получение безвозмездной субсидии только один раз.
Получатели безвозмездных субсидий должны быть полностью проинформированы об условиях реализации Программы и дать письменное согласие на участие в Программе на данных условиях. Одновременно с этим получатели должны также дать письменное согласие на снятие с очереди на получение муниципального или государственного жилья в случае приобретения жилья с помощью государственного жилищного сертификата.
Предоставление субсидии (государственного жилищного сертификата) осуществляется в соответствии с очередностью, определяемой в период заявочной кампании. В каждом субъекте Российской Федерации или федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, из общего числа граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, отвечающих установленным требованиям и изъявивших желание получить безвозмездную субсидию на приобретение жилья, формируется отдельная очередь на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с датой постановки на учет для улучшения жилищных условий.
Формирование очереди и выдача государственного жилищного сертификата:
гражданам, уволенным с военной службы, осуществляются администрациями субъектов Российской Федерации совместно с соответствующими военными комиссариатами и органами местного самоуправления;