(Утративший силу) Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 г. N 71"О федеральной...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
военной службы, и членов их семей
мобилизация бюджетных и внебюджетных
ресурсов для предоставления этим
гражданам средств на приобретение жилья
привлечение внебюджетных средств для
завершения начатого строительства жилья
Система организации - органы исполнительной власти субъектов
контроля за исполнением Российской Федерации представляют
Программы ежеквартально в Госстрой России отчет
о ходе реализации Программы. Обобщая
указанные отчеты, Госстрой России
информирует Правительство Российской
Федерации по итогам года с внесением
предложений по совершенствованию
реализации Программы

1. Содержание проблемы

Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 г. N Пр-1777 и направлена на реализацию социальных гарантий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (в том числе подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков), а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в ходе проведения военной реформы, и членов их семей, устанавливает основной механизм обеспечения жильем указанной категории граждан и определяет основные источники ее финансирования, включая государственные средства, собственные средства граждан и кредитные ресурсы банков.
В настоящее время 160980 семей граждан, уже уволенных с военной службы, все еще не имеют положенного им по закону жилья для постоянного проживания.
Предстоящее реформирование армии приведет к увеличению числа семей граждан, уволенных с военной службы и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания, до 210 тысяч.
Проблеме обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, всегда уделялось большое внимание, последние годы - в рамках реализации Государственной программы обеспечения в 1993-1995 годах жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и Государственной целевой программы обеспечения в 1996-1997 годах жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей. Основной упор в действовавших программах делался на финансирование за счет федерального бюджета строительства государственного и муниципального жилья и его предоставление по договору социального найма данной категории граждан. С 1993 по 1996 год было построено и приобретено жилье общей площадью 12,5 млн.кв.метров, в том числе 80 процентов - для военнослужащих и 20 процентов - для граждан, уволенных с военной службы.
Предпринимались попытки решения жилищной проблемы уволенных и увольняемых с военной службы граждан посредством предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья в собственность. Однако эта форма обеспечения жильем не получила развития. В целом темпы обеспечения жильем указанной категории граждан постоянно снижаются.
Политика финансирования за счет федерального бюджета строительства жилья в условиях высокой инфляции и острого бюджетного дефицита привела к возникновению большого числа не завершенных строительством жилых домов, находящихся в федеральной собственности (15,82 млн.кв.метров, то есть 140 процентов от объема площади жилья, необходимой для решения жилищной проблемы 210 тыс.семей граждан, уволенных или увольняемых с военной службы).
Одновременно в результате проведения приватизации жилья и жилищной реформы в целом начал функционировать рынок жилья. Сегодня на этом рынке имеется значительное количество жилья, предназначенного для продажи, но не находящего соответствующего платежеспособного спроса. Дальнейшее развитие рынка жилья зависит от формирования платежеспособного спроса населения, в том числе с помощью государственной поддержки и создания механизмов кредитования строительства и приобретения жилья.
С другой стороны, уровень доходов граждан, увольняемых или уволенных с военной службы, при существующих ценах на жилье не позволяет им приобрести жилье только за счет собственных средств. В связи с этим для значительного ускорения темпов обеспечения жильем данной категории граждан требуется комплексное решение проблемы формирования их платежеспособного спроса посредством значительного расширения практики предоставления безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета и долгосрочных банковских кредитов в части стоимости жилья, не покрываемой субсидией.
Опыт предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказал свою более высокую эффективность по сравнению с бюджетным финансированием нового строительства (например, предоставление Правительством США гранта для обеспечения жильем военнослужащих, уволенных в запас или в отставку в результате вывода российских войск из стран Балтии, а также предоставление жилья семьям бывших военнослужащих в Нижегородской области за счет средств федерального бюджета).
Данная форма позволяет:
1) ускорить решение жилищной проблемы путем предоставления гражданам возможности приобретать готовое жилье на рынке;
2) предоставить гражданам право свободного выбора качества и местоположения жилья;
3) повысить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, направляемых непосредственно гражданам-получателям;
4) экономить бюджетные средства путем повышения заинтересованности граждан в скорейшем получении жилья и их готовности частично использовать собственные или кредитные средства;
5) избежать замораживания бюджетных средств в незавершенном строительстве.
Однако данная форма эффективна только в том случае, когда организационно-финансовый механизм предоставления субсидий позволяет задействовать помимо бюджетных средств внебюджетные источники финансирования приобретения жилья - собственные средства граждан и кредитные ресурсы коммерческих банков.

2. Основные цели, задачи и положения Программы

Главной целью Программы является скорейшее решение проблемы обеспечения жильем семей граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, путем создания системы государственной поддержки приобретения ими жилья на рынке и использования кредитных механизмов финансирования строительства и приобретения жилья.
С этой целью Программой предусматривается:
1) использование государственных средств для предоставления гражданам безвозмездных субсидий на приобретение жилья;
2) привлечение кредитных ресурсов коммерческих банков для завершения строительства жилых домов, финансирование которых было начато за счет средств федерального бюджета;
3) развитие системы долгосрочного банковского кредитования для приобретения жилья участниками Программы в части, не покрываемой безвозмездной субсидией.
Программа предусматривает, что право на получение безвозмездных субсидий имеют граждане, увольняемые или уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет более 10 лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории России и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также граждане, уволенные с военной службы и подлежащие переселению из закрытых и обособленных военных городков, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Размер безвозмездной субсидии составляет 80 процентов от стоимости приобретения жилья по социальной норме площади, установленной для семей разной численности. Недостающие 20 процентов стоимости приобретения жилья по социальной норме (или большего - по желанию граждан) граждане должны оплатить за счет собственных средств или средств банковского кредита при условии их соответствия банковским требованиям платежеспособности.
Граждане - участники Программы могут также приобретать жилье, соответствующее установленным требованиям к жилым помещениям для постоянного проживания, только за счет средств безвозмездной субсидии без привлечения собственных или кредитных ресурсов. При этом размер приобретаемого жилого помещения (в расчете на одного члена семьи) не может быть ниже нормы постановки на учет на улучшение жилищных условий, установленной в месте расположения жилья.
Безвозмездная субсидия на приобретение жилья по желанию граждан может предоставляться в двух формах:
1) в виде денежной суммы, размещенной на банковском блокированном целевом счете получателя субсидии, которая используется на оплату части стоимости приобретения жилья (денежная форма - основная);
2) в виде площади жилья в завершенном объекте жилищного строительства, финансирование которого было начато за счет средств федерального бюджета.
Прежде чем будет принято решение о целесообразности и масштабах распространения второй формы предоставления безвозмездных субсидий, она должна пройти апробацию в ходе реализации пилотного проекта по отработке механизмов завершения строительства жилых объектов, финансирование которых было начато за счет средств федерального бюджета.
Право на получение и использование безвозмездной субсидии на приобретение жилья подтверждается государственным жилищным сертификатом - свидетельством о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
Государственный жилищный сертификат - именной документ, подтверждающий право гражданина - участника Программы на получение безвозмездной субсидии, которая может быть использована им только на приобретение жилья.
Выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов осуществляется Минфином России.
Правительство Российской Федерации утверждает Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков.
Условия и процедуры выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов в зависимости от формы предоставления безвозмездной субсидии определяются и устанавливаются инструкцией о выпуске и погашении государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам, увольняемым или уволенным с военной службы, а также подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, разрабатываемой и утверждаемой Госстроем России совместно с Минфином России на основании положений данной Программы.