Утративший силу
Предусмотрена следующая схема выдачи государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право получения субсидии в виде площади жилья в завершенном объекте жилищного строительства.
В процессе формирования очередности на получение безвозмездной субсидии гражданам - участникам Программы предоставляется информация об объектах незавершенного жилищного строительства, отобранных для реализации Программы, и предлагается возможность получить безвозмездную субсидию в виде площади жилья в одном из таких объектов после завершения его строительства. Решение о получении указанной безвозмездной субсидии гражданин принимает добровольно в момент получения государственного жилищного сертификата.
Граждане, желающие получить безвозмездную субсидию в виде площади жилья, заключают с администрацией субъекта Российской Федерации или с федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, либо с уполномоченными ими органами договор о предоставлении безвозмездной субсидии в виде площади жилья в конкретном объекте жилищного строительства, который должен быть завершен. В этом случае в государственном жилищном сертификате указывается количество квадратных метров, которое будет передано в собственность гражданину безвозмездно в конкретном жилом доме после завершения его строительства; цена 1 кв.метра, в пределах которой заказчику (застройщику) на жилищное строительство эта площадь будет оплачена генеральным управляющим Программой по поручению Минфина России в процессе погашения государственного жилищного сертификата, а площадь сверх получаемой бесплатно - гражданином.
В данном варианте каждые 6 месяцев Госстроем России определяется средняя рыночная стоимость 1 кв.метра вновь построенного жилья по субъектам Российской Федерации, но не выше предельной, устанавливаемой на уровне среднероссийской рыночной стоимости приобретения 1 кв.метра вновь построенного жилья.
На стадии предоставления государственного жилищного сертификата для конкретного объекта незавершенного жилищного строительства набирается число желающих, строго соответствующее количеству квартир в жилом доме и их размерам. В случае отсутствия необходимого количества желающих гражданам может быть предложен другой объект, отобранный для пилотного проекта, либо вариант предоставления государственного жилищного сертификата в денежной форме в соответствии с установленной очередностью. Администрации субъектов Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, выдающие государственные жилищные сертификаты, через организации заказчиков (застройщиков), отобранных на конкурсной основе, завершают строительство. Финансирование завершения строительства жилого дома производится за счет краткосрочных (до 6 месяцев) строительных кредитов коммерческих банков, предоставляемых заказчикам (застройщикам).
Представители администраций субъектов Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, либо заказчики (застройщики) на завершение работ образуют на стадии строительства в отобранных не завершенных строительством жилых домах товарищества собственников жилья (в соответствии с главой VI Федерального закона "О товариществах собственников жилья"). По завершении строительства граждане, использовавшие свои государственные жилищные сертификаты на приобретение жилья в данном доме, в установленном порядке становятся собственниками квартир, собственниками долей в общем имуществе дома и членами товарищества собственников жилья, осуществляющего управление данным кондоминиумом.
После завершения строительства гражданам, приобретающим с помощью безвозмездной субсидии жилье в данном доме, безвозмездно передается в собственность часть площади квартиры, соответствующая количеству квадратных метров, указанных в государственном жилищном сертификате. Условие передачи на безвозмездной основе - оплата гражданами оставшейся части площади квартиры за счет собственных или кредитных средств.
Заказчики (застройщики) на завершение строительства через администрации субъектов Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, предъявляют к погашению государственный жилищный сертификат, исходя из стоимости строительства 1 кв.метра общей площади данного дома, установленной в результате конкурса, но не более указанной в государственном жилищном сертификате. При погашении сертификатов Минфином России и перечислении генеральным управляющим Программой соответствующих денежных средств по конкретному жилому дому из общей стоимости квадратных метров, указанных в государственных жилищных сертификатах, предъявленных к погашению, вычитается оценочная стоимость не завершенного строительством объекта, определенная Госстроем России на момент его включения в пилотный проект.
Кредит коммерческого банка, который был взят на завершение строительства жилого дома, погашается в том числе за счет средств, полученных от погашения государственных жилищных сертификатов, а также от передачи на возмездной основе гражданам части площади жилья.
Банки, отобранные по конкурсу для участия в Программе, осуществляют за счет собственных средств два вида кредитования:
краткосрочное (до 6 месяцев) кредитование строительства отобранных для реализации Программы объектов незавершенного жилищного строительства; долгосрочное ипотечное кредитование граждан - участников Программы для приобретения жилья.
Решение о возможности предоставления кредита на строительство банки принимают на основе анализа конкретного проекта строительства в соответствии с кредитной политикой банка.
Выбранные заказчики (застройщики) предоставляют банку всю необходимую документацию по проекту для анализа технико-экономических обоснований проекта и возможности погашения кредита на строительство.
При положительном решении вопроса о предоставлении кредита банк осуществляет финансирование и контроль за ходом завершения строительства. Сроки кредитования - до 6 месяцев. Государственные жилищные сертификаты в период строительства хранятся в банке либо у заказчика (застройщика) по согласованию между ними.
Процентная ставка по кредиту на строительство устанавливается банком по договору с заказчиком (застройщиком) с учетом установленной стоимости погашения государственных жилищных сертификатов.
Обеспечением по кредиту на строительство может быть залог достраиваемого объекта либо иные формы обеспечения. Залогодателем в этом случае может выступать соответствующий орган управления государственным имуществом или по его разрешению - государственное предприятие, за которым объект незавершенного строительства закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Погашение кредита осуществляется за счет государственных жилищных сертификатов, погашаемых Минфином России после завершения строительства, а также собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов, используемых для оплаты части стоимости приобретения жилья.
Долгосрочные ипотечные кредиты предоставляются гражданам - участникам Программы по их желанию в зависимости от их соответствия банковским требованиям платежеспособности. Размер предоставляемых в рамках Программы кредитов может колебаться от 0 до 20 процентов стоимости приобретения жилья по социальной норме площади (или более - по согласованию банка и заемщика).
Генеральным управляющим Программой устанавливаются процедуры и стандарты предоставления ипотечных кредитов. Одним из важнейших установленных требований является отношение ежемесячных выплат по кредиту к месячному доходу заемщика, которое не должно превышать 30 процентов.
Сроки кредитования - 5-10 лет. Процентная ставка по кредитам устанавливается банком по договору с заемщиком.
Отбор банков, участвующих в реализации Программы, осуществляется на конкурсной основе. Одним из условий конкурса является выполнение банками - участниками Программы следующих функций:
осуществление контроля за целевым использованием средств безвозмездных субсидий, находящихся на блокированных целевых счетах;
начисление процентов на средства безвозмездных субсидий в соответствии со временем нахождения этих средств на блокированных целевых счетах;
открытие владельцам государственных жилищных сертификатов счетов для вложения собственных средств, необходимых для приобретения жилья;
предоставление краткосрочных (до 6 месяцев) кредитов на завершение строительства жилых объектов, отобранных для реализации Программы;
долгосрочное ипотечное кредитование владельцев государственных жилищных сертификатов на условиях банка - участника конкурса и в соответствии с требованиями, устанавливаемыми генеральным управляющим Программой.
1) размер банковского процента, начисляемого на средства безвозмездной субсидии, находящиеся на блокированном целевом счете;
2) условия предоставления кредитов заказчикам (застройщикам) на завершение строительства и долгосрочных ипотечных кредитов гражданам участникам Программы.
Отбор банков проводится генеральным управляющим Программой с участием администраций субъектов Российской Федерации.
С банками - участниками Программы генеральный управляющий Программой и администрация субъекта Российской Федерации заключают договор на обслуживание Программы. Договор с банком может заключаться на весь срок реализации Программы с возможностью изменения условий договора для отдельных этапов Программы.
Непосредственная реализация Программы осуществляется генеральным управляющим Программой, выбираемым на конкурсной основе.
Конкурс организуется и проводится Госстроем России (государственным заказчиком Программы) на основе разработанных им требований, включающих в том числе и оценку предложений по выполнению условий выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов.
Генеральный управляющий Программой действует на основании договора, заключенного с ним Госстроем России и Минфином России от имени Правительства Российской Федерации.
Условия договора, техническое задание на управление Программой, права, обязанности и функции генерального управляющего Программой определяются Госстроем России по согласованию с Минфином России. Генеральный управляющий Программой получает вознаграждение за выполнение возложенных на него функций.
Генеральный управляющий Программой реализует Программу, обслуживает ее финансирование, в том числе с использованием специально создаваемого фонда финансирования Программы, обеспечивает перечисление средств безвозмездных субсидий по государственным жилищным сертификатам.
В процессе подготовки и реализации Программы генеральный управляющий Программой обеспечивает координацию взаимодействия Минфина России, Госстроя России, администраций субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, банков - участников Программы (рис.1).
Генеральный управляющий Программой отвечает за методическое обеспечение реализации Программы, осуществляет необходимые согласования с соответствующими министерствами и ведомствами по ходу реализации Программы и контролирует соответствие деятельности всех участников реализации Программы ее условиям.
Генеральный управляющий Программой с участием администраций субъектов Российской Федерации проводит конкурс по отбору банков для реализации Программы.
Отчеты о результатах реализации Программы в соответствии с установленной периодичностью представляются генеральным управляющим Программой Госстрою России и Минфину России, которые отвечают за реализацию Программы непосредственно перед Правительством Российской Федерации.
Обобщенная схема предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья через выдачу гражданам - участникам Программы государственных жилищных сертификатов и открытие ими в отобранных по конкурсу банках блокированных целевых счетов, на которые зачисляются средства в размере выделенной безвозмездной субсидии, представлена на рис. 2, а через государственные жилищные сертификаты на предоставление безвозмездной субсидии в виде площади жилья в завершенном объекте жилищного строительства - на рис.3.
Минфин России выпускает государственные жилищные сертификаты без указания имени получателя, но с указанием для каждого субъекта Российской Федерации двух стоимостей, действительных для данного выпуска государственного жилищного сертификата:
1) рыночной стоимости приобретения 1 кв.метра жилья (используется в случае перечисления средств на блокированный целевой счет);
2) рыночной стоимости приобретения 1 кв.метра вновь построенного жилья (используется в случае предоставления безвозмездной субсидии в виде площади жилья в завершенном объекте жилищного строительства).
Погашение государственного жилищного сертификата производится Минфином России в соответствии с данной Программой в установленном порядке.
Госстрой России производит распределение государственных жилищных сертификатов между субъектами Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба; устанавливает стоимости приобретения жилья, по которым производится погашение государственных жилищных сертификатов, а также проводит экспертизу и оценивает стоимость объектов незавершенного строительства, задействованных в реализации Программы. Госстрой России проводит также инвестиционные и коммерческие конкурсы по продаже объектов незавершенного строительства для привлечения денежных средств на предоставление безвозмездных субсидий гражданам.