Действующий
Также суд апелляционной инстанции указал, в том числе, на то, что не может принять заключение торгово-промышленной палаты в качестве доказательства, так как торгово-промышленная палата не правомочна толковать нормы права, в том числе международные нормы и правила.
В других случаях, при сходных обстоятельствах, арбитражный суд также поддержал позицию органа валютного контроля и, вместе с тем, снизил размер наказания, признав совершение правонарушения впервые и незначительность причиненного ущерба в качестве смягчающих ответственность резидента обстоятельств (Приокское РУ ВК МФ РФ).
Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением части 4 статьи 15.25 КоАП РФ
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. Суд пришел к выводу, что административная ответственность резидентов за нарушение 15-дневного срока представления ксерокопий грузовых таможенных деклараций в банк импортера не предусмотрена Резидент обратился в арбитражный суд с иском о признании незаконными и об отмене постановлений органа валютного контроля (Центрально-Черноземного РУ ВК).
Органом валютного контроля в ходе проверочных мероприятий установлено совершение резидентом административного правонарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетности по валютным операциям.
Резидент ссылается на то, что ГТД не является документом отчетности и, следовательно, представление ГТД не подпадает под действие части 4 статьи 15.25 КоАП РФ. Кроме того, резидент утверждает, что пропуск срока представления ГТД в банк не является существенным и не повлек неблагоприятных последствий. Резидент также пояснил, что в 15-дневный срок, установленный пунктом 5.2 Инструкции Банка России N 91-И и ГТК России N 01-11/28644 от 04.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (далее - Инструкция), в банк импортера были представлены ксерокопии ГТД, не оформленные в соответствии с требованиями пункта 4.8 указанной Инструкции, надлежаще заверенные ксерокопии указанных ГТД были представлены в банк импортера с его согласия.
Статьей 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение валютного законодательства, частью 4 указанной статьи предусмотрено, что несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Пунктом "г" статьи 13 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" установлена обязанность резидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет.
Инструкцией предусмотрено, что импортер в течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров (графа "Д" ГТД) представляет в банк импортера оформленную в соответствии с требованиями пункта 4.8 данной Инструкции ксерокопию ГТД, которая помещается в Досье (Импорт).
В случае невозможности представления надлежаще оформленной ксерокопии ГТД импортер при наличии согласия банка импортера и в установленном банком порядке направляет ему в указанные сроки копию ГТД либо сведения из ГТД, в том числе путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной или иной связи. В этом случае надлежаще оформленная ГТД представляется импортером в банк в течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров (п.5.4 Инструкции).
В ходе рассмотрения материалов дела судом также установлено, что надлежаще оформленные ксерокопии ГТД были представлены в банк импортера в 30-дневный срок, установленный п.5.4 Инструкции.
Проанализировав положения статьи 15.25 КоАП РФ, статьи 13 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", суд пришел к выводу, что административная ответственность резидентов за нарушение 15-дневного срока представления ксерокопий ГТД в банк импортера не предусмотрена КоАП РФ. Доводы административного органа не принимаются судом как не соответствующие закону и не подтвержденные материалами дела.
На основании изложенного суд считает, что оспариваемые постановления органа валютного контроля следует признать незаконными и подлежащими отмене.
С выводом суда, по мнению Департамента валютного контроля, следует не согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами "б", "ж" части 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 09.10.92 Центральный банк Российской Федерации издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами, устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, а также порядок и сроки их представления.
Так, Инструкцией предусмотрена обязанность импортера представить в уполномоченный банк в течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров оформленную надлежащим образом ксерокопию ГТД в целях осуществления таможенно-банковского контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров на открытие в уполномоченных банках счетов резидентов, осуществляющих импорт товаров, и за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.
Следовательно, ксерокопия ГТД, оформленная в соответствии с положениями Инструкции, является отчетным документом по валютной операции, а ее представление импортером в уполномоченный банк в установленные сроки является обязательным условием проведения валютной операции.
Таким образом, в действиях лиц, нарушивших положения Инструкции (п.5.2), устанавливающей порядок представления ксерокопий ГТД в уполномоченный банк, имеется состав правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
11. Арбитражный суд признал, что в соответствии с пунктом 5.22 Инструкции Банка России N 91-И и ГТК России N 01-11/28644 от 04.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" все документы, содержащиеся в досье импортной сделки, являются отчетными.
Резидент обратился в арбитражный суд с иском о признании незаконным и об отмене постановления органа валютного контроля (Центрально-Черноземного РУ ВК) о назначении административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за несоблюдение установленного порядка представления отчетности по валютным операциям.
Резидент полагает, что не совершал деяние, ответственность за которое предусмотрена указанной статьей. Считая при этом, что по смыслу статей 168, 169 Таможенного кодекса Российской Федерации нарушение сроков представления деклараций не имеет отношения к отчетности по валютным операциям.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В соответствии со статьей 9 Закона Центральный банк как орган валютного контроля устанавливает единые формы учета и отчетности, документации валютных операций, а также порядок и сроки их представления.
Согласно Инструкции Банка России N 91-И и ГТК России N 01-11/28644 от 04.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (далее - Инструкция) на импортера возложена обязанность представления ГТД в уполномоченный банк в соответствующие сроки. В соответствии с указанной Инструкцией по каждой импортной сделке уполномоченным банком, выполняющим функции агента валютного контроля по контракту, на основании которого оформлен паспорт сделки, формируется досье по импортной сделке, которое содержит документы для контроля за обоснованностью оплаты импортируемой по контракту продукции, в том числе: ведомость банковского контроля и учетную карточку импортируемых товаров. В указанные документы заносятся сведения из ГТД.
Поскольку по смыслу пункта 5.2 Инструкции, все документы, содержащиеся в досье импортной сделки, являются отчетными, то нарушение сроков представления ГТД, сведения из которых вносятся в отчетные документы по импортной сделке (валютной операции), является административным правонарушением, предусмотренным частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава указанного административного правонарушения несостоятельны и не могут быть приняты судом во внимание.
Обзор практики разрешения арбитражными судами споров,
связанных с вынесением постановлений с назначением наказания в пределах одной санкции (часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ)
12. Арбитражный суд установил, что при рассмотрении одним уполномоченным лицом в один день двух протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним лицом-резидентом, необходимо выносить одно постановление с назначением наказания в пределах одной санкции.
Резидентом были совершены два административных правонарушения, в отношении которых были составлены два протокола: по части 2 статьи 15.25 КоАП РФ и по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ. Указанные протоколы были рассмотрены уполномоченным лицом в один день, и вынесены постановления о привлечении к административной ответственности в виде взыскания штрафа по каждому правонарушению.
Суд применил положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции, и отменил одно из вынесенных постановлений - постановление о привлечении к ответственности по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ (Приокское РУ ВК МФ РФ).
Департамент валютного контроля Минфина России разделяет позицию арбитражного суда, и при вынесении постановлений о привлечении к административной ответственности в отношении одного лица, совершившего несколько административных правонарушений, следует учитывать положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ и назначать наказание в виде взыскания штрафа по одному из правонарушений путем поглощения большей суммой штрафных санкций меньших сумм. Департамент валютного контроля рекомендует назначать штраф в этом случае в размере не менее 100 процентов установленной КоАП РФ санкции в связи с отягчающими обстоятельствами.
частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ, суд признал несущественным нарушением, поскольку сам правонарушитель подтвердил как в жалобе, так и устно в судебном заседании, что данный протокол составлялся 18.12.2002, предъявлялся ему на подпись, однако он отказался от его подписания.
13. Отсутствие в протоколе подписи правонарушителя и записи об отказе от подписания протокола, что предусмотрено Постановлением руководителя регионального управления валютного контроля Минфина России был привлечен к административной ответственности гражданин Р. Наказание в виде штрафа, назначенное за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, заключалось в том, что на территории рынка 18.12.2002 гражданин Р. реализовал гражданину Ч. 1000 долларов США.
Гражданин Р. обратился в суд с просьбой отменить указанное постановление, мотивируя тем, что административного правонарушения не совершал.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что у руководителя РУ ВК имелись достаточные основания для привлечения гражданина Р. к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы гражданина Р. о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями статьи 28.2 КоАП РФ, влекущими признание его не соответствующим закону, признаны несостоятельными, а именно: отсутствие в протоколе подписи правонарушителя и записи об отказе гражданина Р. от подписания протокола, что предусмотрено частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ, - суд признал несущественным нарушением, поскольку сам гражданин Р. подтвердил как в жалобе, так и устно в судебном заседании, что данный протокол составлялся 18.12.2002 предъявлялся ему на подпись, однако он отказался от его подписания (НВ РУ ВК).
Обзор практики рассмотрения департаментом валютного контроля
Минфина России жалоб лиц, привлеченных к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.25 КоАП РФ,
за период с октября 2003 г. по апрель 2004 г.
1. Поступление денежных средств в иностранной валюте на банковский счет резидента-комиссионера с банковского счета резидента-комитента не требует получения разрешения (лицензии) Банка России на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.
Согласно постановлению регионального управления валютного контроля Минфина России, резидент-комитент совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении в рамках договора комиссии перевода денежных средств в иностранной валюте со своего счета в уполномоченном банке на счет в уполномоченном банке резиденту-комиссионеру. Осуществив перевод, резидент-комитент совершил валютную операцию, связанную с движением капитала, не входящую в перечень валютных операций, связанных с движением капитала, осуществляемых без разрешения (лицензии) Банка России, установленный в пунктах 1 - 3 Положения Банка России "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" от 24.04.96 N 39 и пунктом 1 раздела III "Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР", утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.91 N 352.
В ходе рассмотрения департаментом валютного контроля Минфина России доводов жалобы резидента на постановление на основании материалов административного дела было установлено, что перевод денежных средств со счета резидента-комитента на счет резидента-комиссионера был осуществлен с целью последующей оплаты оборудования, которое резидент-комиссионер должен приобрести у нерезидента за счет резидента-комитента. При этом вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента (ч.1 ст.996 ГК РФ). Кроме того, согласно договору комиссии оплата услуг комиссионера должна производиться в валюте Российской Федерации.
В связи с тем, что переведенная на счет резидента-комиссионера сумма в иностранной валюте не является суммой вознаграждения по договору комиссии и поступившие к резиденту-комиссионеру от резидента-комитента денежные средства в иностранной валюте по договору комиссии являются собственностью резидента-комиссионера, то есть не было факта перехода прав собственности на иностранную валюту, резидент-комитент не совершал валютную операцию, связанную с движением капитала, без разрешения (лицензии) Банка России, департаментом валютного контроля Минфина России было принято решение об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем жалоба лица, привлеченного к административной ответственности, была удовлетворена, постановление было отменено.
Указом Президента Российской Федерации "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" от 25.05.95 N 525, на сделки, предусматривающие вывоз российских товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии с требованиями таможенного режима экспорта, в настоящее время действие Инструкции N 86-И не распространяется.
2. В связи с отменой таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь, в соответствии с Согласно постановлению регионального управления валютного контроля Минфина России резидент - экспортер товаров был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившегося в непредоставлении в уполномоченный банк информации, предусмотренной пунктом 5.4 Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13.10.99 N 86-И, N 01-23/26541 (соответственно) (далее - Инструкция 86-И), при осуществлении экспорта товаров нерезиденту, расположенному на территории Республики Беларусь.
В ходе рассмотрения Департаментом валютного контроля Минфина России доводов жалобы резидента на постановление было установлено, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" не осуществляется таможенный контроль и не производится таможенное оформление перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь.
В соответствии с пунктом 1 Положения "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13.10.99 N 86-И, N 01-23/26541 (соответственно)" от 22.12.99, утвержденного Банком России N 101-П, ГТК России N 01-23/32005, действие Инструкции N 86-И распространяется на сделки, заключенные между резидентами (юридическими лицами или физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и нерезидентами и предусматривающие осуществление расчетов полностью или частично в иностранной валюте и/или в валюте Российской Федерации за экспортируемые резидентом товары, которые помещаются под таможенный режим экспорта.
В связи с этим, по мнению Банка России, изложенному в пункте 14 информационного письма "Вопросы по применению Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13.10.99 N 86-И, N 01-23/26541 (соответственно)", на сделки, предусматривающие вывоз российских товаров на территорию Республики Беларусь без их таможенного оформления в соответствии с требованиями таможенного режима экспорта, в настоящее время действие Инструкции N 86-И не распространяется.