(Действующий) Письмо Минфина РФ от 9 апреля 2004 г. N 15-05-29/455"Об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Поскольку по смыслу пункта 5.2 Инструкции, все документы, содержащиеся в досье импортной сделки, являются отчетными, то нарушение сроков представления ГТД, сведения из которых вносятся в отчетные документы по импортной сделке (валютной операции), является административным правонарушением, предусмотренным частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава указанного административного правонарушения несостоятельны и не могут быть приняты судом во внимание.

Обзор практики разрешения арбитражными судами споров,
связанных с вынесением постановлений с назначением наказания в пределах одной санкции (часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ)

12. Арбитражный суд установил, что при рассмотрении одним уполномоченным лицом в один день двух протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним лицом-резидентом, необходимо выносить одно постановление с назначением наказания в пределах одной санкции.
Резидентом были совершены два административных правонарушения, в отношении которых были составлены два протокола: по части 2 статьи 15.25 КоАП РФ и по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ. Указанные протоколы были рассмотрены уполномоченным лицом в один день, и вынесены постановления о привлечении к административной ответственности в виде взыскания штрафа по каждому правонарушению.
Суд применил положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции, и отменил одно из вынесенных постановлений - постановление о привлечении к ответственности по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ (Приокское РУ ВК МФ РФ).
Департамент валютного контроля Минфина России разделяет позицию арбитражного суда, и при вынесении постановлений о привлечении к административной ответственности в отношении одного лица, совершившего несколько административных правонарушений, следует учитывать положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ и назначать наказание в виде взыскания штрафа по одному из правонарушений путем поглощения большей суммой штрафных санкций меньших сумм. Департамент валютного контроля рекомендует назначать штраф в этом случае в размере не менее 100 процентов установленной КоАП РФ санкции в связи с отягчающими обстоятельствами.

Обзор судебной практики (по привлечению к административной ответственности физических лиц)

13. Отсутствие в протоколе подписи правонарушителя и записи об отказе от подписания протокола, что предусмотрено частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ, суд признал несущественным нарушением, поскольку сам правонарушитель подтвердил как в жалобе, так и устно в судебном заседании, что данный протокол составлялся 18.12.2002, предъявлялся ему на подпись, однако он отказался от его подписания.
Постановлением руководителя регионального управления валютного контроля Минфина России был привлечен к административной ответственности гражданин Р. Наказание в виде штрафа, назначенное за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, заключалось в том, что на территории рынка 18.12.2002 гражданин Р. реализовал гражданину Ч. 1000 долларов США.
Гражданин Р. обратился в суд с просьбой отменить указанное постановление, мотивируя тем, что административного правонарушения не совершал.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что у руководителя РУ ВК имелись достаточные основания для привлечения гражданина Р. к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы гражданина Р. о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями статьи 28.2 КоАП РФ, влекущими признание его не соответствующим закону, признаны несостоятельными, а именно: отсутствие в протоколе подписи правонарушителя и записи об отказе гражданина Р. от подписания протокола, что предусмотрено частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ, - суд признал несущественным нарушением, поскольку сам гражданин Р. подтвердил как в жалобе, так и устно в судебном заседании, что данный протокол составлялся 18.12.2002 предъявлялся ему на подпись, однако он отказался от его подписания (НВ РУ ВК).

Обзор практики рассмотрения департаментом валютного контроля
Минфина России жалоб лиц, привлеченных к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.25 КоАП РФ,
за период с октября 2003 г. по апрель 2004 г.

1. Поступление денежных средств в иностранной валюте на банковский счет резидента-комиссионера с банковского счета резидента-комитента не требует получения разрешения (лицензии) Банка России на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.
Согласно постановлению регионального управления валютного контроля Минфина России, резидент-комитент совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении в рамках договора комиссии перевода денежных средств в иностранной валюте со своего счета в уполномоченном банке на счет в уполномоченном банке резиденту-комиссионеру. Осуществив перевод, резидент-комитент совершил валютную операцию, связанную с движением капитала, не входящую в перечень валютных операций, связанных с движением капитала, осуществляемых без разрешения (лицензии) Банка России, установленный в пунктах 1 - 3 Положения Банка России "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" от 24.04.96 N 39 и пунктом 1 раздела III "Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР", утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.91 N 352.
В ходе рассмотрения департаментом валютного контроля Минфина России доводов жалобы резидента на постановление на основании материалов административного дела было установлено, что перевод денежных средств со счета резидента-комитента на счет резидента-комиссионера был осуществлен с целью последующей оплаты оборудования, которое резидент-комиссионер должен приобрести у нерезидента за счет резидента-комитента. При этом вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента (ч.1 ст.996 ГК РФ). Кроме того, согласно договору комиссии оплата услуг комиссионера должна производиться в валюте Российской Федерации.
В связи с тем, что переведенная на счет резидента-комиссионера сумма в иностранной валюте не является суммой вознаграждения по договору комиссии и поступившие к резиденту-комиссионеру от резидента-комитента денежные средства в иностранной валюте по договору комиссии являются собственностью резидента-комиссионера, то есть не было факта перехода прав собственности на иностранную валюту, резидент-комитент не совершал валютную операцию, связанную с движением капитала, без разрешения (лицензии) Банка России, департаментом валютного контроля Минфина России было принято решение об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем жалоба лица, привлеченного к административной ответственности, была удовлетворена, постановление было отменено.
2. В связи с отменой таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" от 25.05.95 N 525, на сделки, предусматривающие вывоз российских товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии с требованиями таможенного режима экспорта, в настоящее время действие Инструкции N 86-И не распространяется.
Согласно постановлению регионального управления валютного контроля Минфина России резидент - экспортер товаров был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившегося в непредоставлении в уполномоченный банк информации, предусмотренной пунктом 5.4 Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13.10.99 N 86-И, N 01-23/26541 (соответственно) (далее - Инструкция 86-И), при осуществлении экспорта товаров нерезиденту, расположенному на территории Республики Беларусь.
В ходе рассмотрения Департаментом валютного контроля Минфина России доводов жалобы резидента на постановление было установлено, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" не осуществляется таможенный контроль и не производится таможенное оформление перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь.
В соответствии с пунктом 1 Положения "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13.10.99 N 86-И, N 01-23/26541 (соответственно)" от 22.12.99, утвержденного Банком России N 101-П, ГТК России N 01-23/32005, действие Инструкции N 86-И распространяется на сделки, заключенные между резидентами (юридическими лицами или физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и нерезидентами и предусматривающие осуществление расчетов полностью или частично в иностранной валюте и/или в валюте Российской Федерации за экспортируемые резидентом товары, которые помещаются под таможенный режим экспорта.
В связи с этим, по мнению Банка России, изложенному в пункте 14 информационного письма "Вопросы по применению Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13.10.99 N 86-И, N 01-23/26541 (соответственно)", на сделки, предусматривающие вывоз российских товаров на территорию Республики Беларусь без их таможенного оформления в соответствии с требованиями таможенного режима экспорта, в настоящее время действие Инструкции N 86-И не распространяется.
Для подтверждения факта экспорта товаров в Республику Беларусь экспортеры представляют в уполномоченные банки, принявшие соответствующие контракты на расчетное обслуживание, заверенные копии товаросопроводительных (товарораспорядительных) и иных документов, подтверждающих поставку товаров в Республику Беларусь.
В связи с вышеизложенным и тем, что заверенные копии товаросопроводительных (товарораспорядительных) и иных документов, подтверждающих поставку товаров в Республику Беларусь, не являются учетными или отчетными документами по валютным операциям, а объективная сторона административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, выражается: а) в несоблюдении установленного порядка ведения учета валютных операций; б) несоблюдении установленного порядка составления и представления отчетности по валютным операциям; в) нарушении установленных сроков хранения учетных и отчетных документов, - департаментом валютного контроля Минфина России было принято решение об отсутствии в действиях резидента-экспортера состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
3. Привлечение региональным управлением валютного контроля Минфина России резидента к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, если данный резидент таможенными органами по факту осуществления данной валютной операции уже привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 16.17 КоАП, правомерно.
Согласно постановлению регионального управления валютного контроля Минфина России резидент-экспортер совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении валютной операции, связанной с движением капитала без получения разрешения на отсрочку платежа на срок свыше 90 дней. Осуществив в соответствии с условиями внешнеторгового контракта экспорт товаров нерезиденту в полном объеме, что было подтверждено ГТД, зачисление суммы валютной выручки на счет резидента в уполномоченном банке было осуществлено с превышением установленного срока ее возврата, предусмотренного для текущих валютных операций. При этом на момент вынесения вышеуказанного постановления по факту осуществления данной валютной операции резидент уже был привлечен таможенным органом к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.17 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения Департаментом валютного контроля Министерства финансов доводов жалобы резидента на постановление на основании материалов административного дела было установлено, что в соответствии с общими правилами назначения административного наказания лицо, привлеченное к административной ответственности, не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч.5 ст.4.1 КоАП РФ). В случае же, если по факту совершения валютной операции резидентом не исполнены возложенные на него законодательством обязанности, резиденты в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ к административной ответственности привлекаются отдельно по каждому случаю невыполнения обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.
Ответственность за несвоевременное исполнение резидентами обязанности по зачислению средств в иностранной валюте, полученной от осуществления экспорта товаров, на свои счета в уполномоченном банке (абз.2 ч.1 ст.5 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 N 3615-1) предусмотрена частью 2 статьи 16.17 КоАП РФ. Ответственность за осуществление валютных операций, связанных с движением капитала без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (подп. "г" и "е" п.10 ст.1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 N 3615-1).
Принимая во внимание вышеизложенное, департаментом валютного контроля Минфина России было принято решение о наличии в действиях резидента состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем постановление регионального управления валютного контроля Минфина России оставлено без изменения, а жалоба лица, привлеченного к административной ответственности, без удовлетворения.
4. В соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность резидентов, предусмотренную статьей 15.25 КоАП РФ, не является исчерпывающим.
Согласно постановлению регионального управления валютного контроля Минфина России резидент-экспортер совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившееся в зачислении сумм валютной выручки на счет в уполномоченном банке за экспортированные нерезиденту товары с нарушением сроков, установленных для текущих валютных операций. Сумма административного штрафа была выражена в величине, кратной 50 процентам от суммы незаконной валютной операции.
В ходе рассмотрения департаментом валютного контроля Минфина России доводов жалобы резидента на постановление, на основании материалов административного дела, а также приобщенных по удовлетворенному ходатайству резидента, привлеченного к административной ответственности, дополнения к жалобе на постановление с приложением документов было установлено, что резидент, привлеченный к административной ответственности, ранее к ответственности за нарушение валютного законодательства, предусмотренной статьей 15.25 КоАП РФ, не привлекался, просрочка поступления валютной выручки составила 10 - 13 дней, выручка поступила на счета резидента в уполномоченном банке в полном объеме. Кроме того, резидентом были представлены документы, подтверждающие ведение претензионной переписки с нерезидентом в целях ускорения осуществления расчетов по контрактам.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь положениями части 2 статьи 4.2 КоАП РФ, департаментом валютного контроля Минфина России было принято решение об удовлетворении требования резидента, привлеченного к административной ответственности, об изменении постановления регионального управления валютного контроля Минфина России в части снижения суммы штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, до минимального размера.
5. В случае осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации за поставленные товары в сроки, превышающие 90 дней с момента оплаты резидентом импортируемых товаров, не требуют # получения резидентом разрешения (лицензии) Банка России на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.
Согласно постановлению регионального управления валютного контроля Минфина России резидент-импортер совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении установленной Инструкцией "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" от 04.10.2000, утвержденной Банком России N 91-И и ГТК России N 01-11/28644 (соответственно), обязанности ввоза товара либо возврата денежных средств, уплаченных за товар.
В ходе рассмотрения департаментом валютного контроля Минфина России доводов жалобы резидента на постановление, материалов административного дела было установлено, что валютой расчетов являлась валюта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 7 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 N 3615-1 (далее - Закон) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации являются валютными операциями. При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 1 Закона данные валютные операции не подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала, так как данное подразделение установлено для валютных операций, осуществляемых с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте.
В связи с тем, что оплата импортируемого товара проводилась в валюте Российской Федерации и такие валютные операции не могут быть отнесены к валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществление которых требует получения разрешения (лицензии) Банка России, департаментом валютного контроля Минфина России было принято решение об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ.
6. Наличие разрешения (лицензии) Банка России на осуществление валютной операции, связанной с движением капитала, полученного во время проведения в отношении его региональным управлением валютного контроля административного расследования, по своевременно направленному запросу резидента на получение такого разрешения в Банк России является обстоятельством, исключающим производство по делу, предусмотренным частью 2 статьи 24.5 КоАП РФ.
Согласно постановлению регионального управления валютного контроля Минфина России резидент-импортер совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении установленной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" от 21.11.95 N 1163 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 08.04.2003 N 410) (далее - Указ) обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации импортируемых товаров или возврату авансового платежа в течение 90 дней с даты оплаты товара. Суммы авансовых платежей были возвращены с превышением установленного пунктом 2 Указа срока. На момент проведения региональным управлением валютного контроля Минфина России административного расследования резидент не представил разрешения Банка России на осуществление отсрочки получения импортируемых товаров. При этом резидент представил документы, подтверждающие направление в территориальное учреждение Банка России заявления на получение разрешения на отсрочку получения импортируемых товаров. Обращение резидента в территориальное учреждение Банка России было сделано до момента, когда текущая валютная операция не трансформировалась в валютную операцию, связанную с движением капитала. В связи с тем, что сумма авансового платежа превышала сумму в 10 000 000 долларов, территориальное учреждение Банка России отказало в выдаче резиденту-импортеру разрешения на отсрочку получения импортируемых товаров, указав, что резидент должен обратиться в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России, что и было сделано резидентом-импортером. Региональное управление валютного контроля Минфина России не продлевало срок проведения административного расследования до момента получения разрешения на отсрочку получения импортируемых товаров или извещения резидента Банком России об отказе в выдаче такого разрешения.
В ходе рассмотрения департаментом валютного контроля Минфина России доводов жалобы резидента на постановление, материалов административного дела было установлено, что по результатам рассмотрения департаментом валютного регулирования и валютного контроля Банка России обращения резидента-импортера за разрешением на отсрочку получения импортируемых товаров такое разрешение было получено.
Таким образом, в отношении своевременно обратившегося в Банк России за разрешением на отсрочку получения импортируемых товаров (под своевременностью следует понимать обращение резидента в Банк России до момента истечения установленного для текущей валютной операции срока, когда текущая валютная операция не трансформировалась в валютную операцию, связанную с движением капитала (п.4 письма Банка России "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования" (Вестник Банка России N 31, от 16.05.2001))) и получившего такое разрешение резидента административное производство должно быть было # прекращено ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ.
7. При рассмотрении административного дела о привлечении резидента - юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.25, в связи с невыполнением требований пункта 6.4 Положения Банка России "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" от 25.06.97 N 62 необходимо исследовать действия должностных лиц привлекаемого к административной ответственности резидента - юридического лица, ответственных за подготовку и направление отчета в уполномоченный банк.
Согласно постановлению регионального управления валютного контроля Минфина России, резидент - юридическое лицо совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившееся в просрочке представления в уполномоченный банк отчета, направление которого предусмотрено пунктом 6.4 Положения Банка России "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" от 25.06.97 N 62 (далее - Положение Банка России N 62).
В ходе рассмотрения департаментом валютного контроля Минфина России доводов жалобы резидента на постановление, материалов административного дела была установлена вина должностных лиц, ответственных за составление и отправку отчета в уполномоченный банк, в соответствии с пунктом 6.4 Положения Банка России N 62.
В связи с неисследованием региональным управлением валютного контроля Минфина России вышеизложенных обстоятельств, необходимых для всестороннего, правильного и объективного рассмотрения дела, департаментом валютного контроля Минфина России было принято решение об отмене обжалуемого постановления и направлении дела на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением процессуальных требований, что не позволило всесторонне полно и объективно рассмотреть дело.