(Действующий) Приказ Минтранса РФ от 29 декабря 2003 г. N 221"Об утверждении...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Расследование транспортного происшествия включает сбор и анализ информации о транспортном происшествии, установление факторов, выявление причин, приведших к транспортному происшествию, подготовку рекомендаций по предупреждению транспортных происшествий в будущем и рекомендаций по вопросам обеспечения безопасности судоходства.

II. Классификация транспортных происшествий

5. Транспортные происшествия классифицируются на аварии и инциденты.
6. К аварии следует относить:
транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;
разрушение судна, которое невозможно и нецелесообразно устранять путем замены или ремонта (конструктивно погибшее судно);
затопление самоходных судов мощностью более 225 киловатт и несамоходных судов порожним водоизмещением более 300 тонн;
посадку на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, затопление судна или груза, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более;
разлив нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 тонн.
7. К инциденту следует относить:
все другие транспортные происшествия, не относящиеся к аварии, за исключением происшедших во время производства экспериментальных рейсов и аварийно-спасательных работ;
посадки судов на мель с простоем свыше 24 часов.
8. Виды транспортных происшествий:
соприкосновение между собой судов, составов, находящихся на ходу (столкновение);
соприкосновение судна с другим стоящим у берега, причала или на якоре судном, берегом, гидротехническим сооружением, навигационным препятствием, подводным предметом, отдельным каменистым образованием, грунтом и др. (удар);
затопление судов;
посадка на мель;
повреждение гидротехнических сооружений.
9. Причины транспортных происшествий:
невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства;
нарушение командным составом трудовой дисциплины;
выбор неудачного маневра, ошибки в ориентировке, отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на управляемость, неправильная оценка данных электрорадионавигационных приборов и др. (судоводительские ошибки);
неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода;
технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки;
невыполнение судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства;
наступление обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть и по которым невозможно предпринять заблаговременные меры по обеспечению безопасности плавания (стихийные бедствия, шторм, резкое падение и подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, внезапный ветровой шквал, оползни, прорыв водой плотин, шлюзов, заторы льда, террористический акт и другие), - непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.

III. Расследование транспортных происшествий

10. О случаях транспортного происшествия с судами, плотовыми составами, повреждениях гидротехнических сооружений на внутренних водных путях капитан, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда или другое должностное лицо обязаны известить в кратчайший срок ближайшее подразделение бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее - БОГУ на ВВТ) и территориальный орган Ространснадзора, судовладельца и принять все возможные меры для ликвидации последствий транспортного происшествия. Примерный перечень сведений, передаваемых судовладельцу, территориальному органу Ространснадзора, диспетчерскому аппарату БОГУ по транспортному происшествию, содержится в приложении N 1.
11. Диспетчер БОГУ на ВВТ, судовладелец, диспетчер порта, другой транспортной организации, района водных путей и судоходства (района гидросооружений), государственный транспортный инспектор (далее - инспектор) территориального органа Ространснадзора, получившие информацию о транспортном происшествии, немедленно докладывают о случившемся своим руководителям по подчиненности.
12. Руководители БОГУ на ВВТ, территориальный орган Ространснадзора об авариях информируют Ространснадзор и органы прокуратуры по месту происшествия.
13. Капитан (командир) судна или другое должностное лицо в случае транспортного происшествия:
принимает меры к ликвидации или уменьшению последствий транспортного происшествия;
при аварии поддерживает постоянную связь с судовладельцем, диспетчером, осуществляющим руководство движением флота на этом участке БОГУ, территориальным органом Ространснадзора;
в течение суток составляет в 3 экземплярах акт транспортного происшествия с указанием сведений, содержащихся в приложении N 2. Первый экземпляр акта транспортного происшествия с документами согласно приложению N 2 направляется в территориальный орган Ространснадзора, второй и третий - владельцам транспортных объектов, копии актов остаются у участников транспортного происшествия.
Акты о транспортных происшествиях с судами при повреждениях гидротехнических сооружений и плотов оформляются с участием представителей их владельцев.
При двух и более участниках транспортного происшествия возможно составление совместного акта, в случаях разногласий акт составляется с каждым участником отдельно.
В случае, когда транспортное происшествие связано с неудовлетворительным содержанием пути, акт составляется с участием работников пути.
14. До получения разрешения территориального органа Ространснадзора судам запрещается покидать место транспортного происшествия. В случае невозможности связаться с территориальным органом Ространснадзора в связи с удаленностью места происшествия и отсутствием связи капитан обязан принять все меры по документированию факта и обстоятельств происшествия и продолжить движение судна до ближайшего пункта дислоцирования территориального органа Ространснадзора.
15. Судовладельцы и владельцы гидротехнических сооружений в случае транспортного происшествия должны:
сообщить в территориальный орган Ространснадзора, в зоне ответственности которого оно произошло, а об аварии дополнительно сообщить в прокуратуру;
указать в информации время и место, причины и обстоятельства транспортного происшествия, характер полученных повреждений и принятые меры по ликвидации его последствий;
установить капитану (командиру) судна конкретное время предоставления последующей информации;
выезжать при необходимости на место для руководства работами по ликвидации последствий транспортного происшествия.
16. Расследование транспортных происшествий проводится в следующие сроки:
с пассажирскими судами - до 10 суток;
с другими судами, толкаемыми или буксируемыми составами (в том числе плотовыми) и гидротехническими сооружениями - до 20 суток;
при выяснении сложных причин и необходимости дорасследования транспортных происшествий указанные сроки по решению начальника территориального органа Ространснадзора могут быть увеличены до 20 суток.
Время расследования исчисляется с момента получения акта о транспортном происшествии до вынесения постановления начальником территориального органа Ространснадзора. Транспортное происшествие, информация о котором поступила в Ространснадзор по истечении 10 суток (скрытое транспортное происшествие), расследуется с момента его обнаружения и сроками не ограничивается.
17. Расследование не должно задерживать ликвидацию последствий транспортного происшествия и работ по восстановлению движения на данном участке судоходного пути.
18. Решение о расследовании скрытого транспортного происшествия принимает начальник территориального органа Ространснадзора.