Утративший силу
5.3.3 Тоннели и каналы следует проектировать из сборных унифицированных железобетонных элементов или из монолитного железобетона.
Для отделки пешеходных тоннелей следует использовать долговечные, экономичные, удобные в эксплуатации несгораемые материалы, обеспечивающие легкость промывки конструкций с их применением.
5.3.4 Тоннели и каналы, располагаемые вне зданий и дорог, должны быть, как правило, заглублены от поверхности земли до верха перекрытия не менее чем на 0,3 м.
На огражденных территориях, доступных только для обслуживающего персонала, отметку верха перекрытия кабельных каналов допускается предусматривать на уровне планировочной отметки земли.
5.3.5 Тоннели и каналы, располагаемые под автомобильными дорогами, должны быть заглублены от верха дорожного покрытия до верха перекрытий не менее чем на 0,5 м, при расположении под железными дорогами - не менее чем на 1 м от низа шпал.
5.3.6 При расположении тоннелей и каналов внутри цехов минимальное заглубление верха перекрытий тоннелей и каналов от отметки чистого пола следует, как правило, принимать:
по предельным состояниям первой группы (по несущей способности) - на прочность элементов конструкций и узлов соединения;
по предельным состояниям второй группы (по пригодности к нормальной эксплуатации) - на допустимые значения деформаций и ширины раскрытия трещин.
5.3.8 При расчетах конструкций тоннелей и каналов необходимо учитывать симметричное и одностороннее загружения их временными вертикальными нагрузками. Расчет следует производить с учетом упругого отпора грунта в вертикальном и горизонтальном направлениях, принимая упругое основание в виде однородной среды, характеризуемой модулем деформации Е для грунта ненарушенного сложения (грунта основания) и модулем деформации Е` для грунта засыпки. Модуль деформации Е` допускается определять по
рисунок 4) изгибающий момент в нижнем узле тоннеля с шарнирным опиранием плит перекрытия следует определять по формуле
5.3.9 При симметричном загружении ( , - коэффициенты, учитывающие изменение толщины стены по высоте и принимаемые по таблице 4 в зависимости от толщины стены в верхней и нижней частях тоннеля.
Усилия в стене следует определять как для балки, лежащей на двух опорах, с нагрузками , , реакцией на верхней опоре (распорке) и опорным моментом на нижней опоре .
Усилия в днище следует определять как для балки, лежащей на упругом основании с модулем деформации Е и загруженной симметричными силами и моментами (см. рисунок 4, а).
рисунок 4, б) момент в нижнем левом углу тоннеля определяется по формуле
5.3.10 При одностороннем загружении горизонтальными нагрузками , (Горизонтальное смещение тоннеля понизу и момент в правом нижнем узле тоннеля ввиду их малой величины принимают равными нулю.
Усилия в загруженной (левой) стене определяются аналогично усилиям в стене от симметричной нагрузки. Усилия в днище определяются аналогично усилиям от симметричной нагрузки, но с приложением одностороннего момента (см. рисунок 4).
Усилия в незагруженной, отпорной (правой) стене определяются как для балки, лежащей на упругом основании с модулем деформации грунта Е` и имеющей несмещаемую горизонтальную опору в уровне днища и нагруженную на верхнем конце силой .
5.3.11 При заглублении верха тоннеля от поверхности грунта более чем на 2 м, а также при временной нагрузке, расположенной на поверхности, интенсивностью кПа (1 ) независимо от глубины заложения расчет тоннелей допускается производить только на симметричное загружение полной нагрузкой.
5.3.12 Расчетные усилия в замкнутых тоннелях и каналах с шарнирными узлами посредине стены должны определяться с учетом изменений расчетных усилий (моментов и поперечных сил), вызванных взаимодействием конструкций с грунтом.
5.3.13 Тоннели и каналы, заложенные ниже прогнозируемого уровня грунтовых вод, следует рассчитывать на возможность всплытия от расчетных нагрузок по формуле