(Утративший силу) Строительные нормы и правила СНиП 10-01-94"Система нормативных...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
7.6 Согласование проекта документа с органами государственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение. Согласование федеральных документов осуществляют с федеральными органами, документов субъектов федерации и субъектов хозяйственной деятельности - с соответствующими территориальными органами надзора.
Проект документа направляют на согласование в окончательной редакции разработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись "Согласовано с замечаниями" не допускается.
Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными органами принимает Минстрой России.
7.7 Проект нормативного документа разработчик представляет в трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре:
пояснительной запиской к проекту документа по ГОСТ Р 1.2 с обоснованиями, данными об использованных результатах научно-исследовательских работ и о результатах сопоставления документа с международными и зарубежными стандартами;
проектом документа, рассылавшегося на отзыв (первая редакция), и перечнем организаций, которым проект документа был направлен;
подлинными заключениями организаций, которым документ рассылался на отзыв, и сводкой отзывов;
протоколами заседаний НТС, согласительного совещания или ТКС по рассмотрению проекта нормативного документа;
подлинными документами, подтверждающими согласование проекта органами государственного надзора и другими организациями, или протоколом разногласий (если согласование требовалось техническим заданием);
предложениями об отмене действующих документов или проектами изменений в них, связанными с введением нового нормативного документа.
В случаях, установленных техническим заданием, один экземпляр проекта нормативного документа представляется на машинном носителе.
7.8 При рассмотрении представленного проекта нормативного документа для решения вопроса о его принятии проводят его проверку на соответствие требованиям законодательства и действующих нормативных документов, общим методологическим принципам нормирования и стандартизации, требованиям настоящих норм и правил, стандартов ГСС и технического задания. По результатам рассмотрения документа разработчик вносит в него необходимые уточнения.
При принятии нормативного документа устанавливают дату введения его в действие. Одновременно отменяют документы, взамен которых он разработан.
7.9 Строительные нормы и правила (СНиП) и государственные стандарты (ГОСТ Р) в области строительства принимаются и вводятся в действие, а межгосударственные нормативные документы - вводятся в действие Минстроем России в установленном им порядке.
Своды правил по проектированию и строительству (СП) принимает разработчик. Согласованные с соответствующими органами надзора своды правил до их принятия направляют для одобрения в Минстрой России. Одобрение свода правил оформляется письмом Минстроя России.
Руководящие документы Системы (РДС) принимает (утверждает) Минстрой России в установленном им порядке.
Территориальные строительные нормы (ТСН) принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке.
7.10 Изменения к нормативным документам разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном порядку разработки и принятия этих документов. В случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен.
Отмену нормативных документов осуществляют принявшие их органы.
7.11 Регистрацию, учет и издание строительных норм и правил, государственных стандартов, сводов правил, руководящих документов, изменений к этим документам, а также регистрацию территориальных строительных норм осуществляет Минстрой России в установленном им порядке. При этом государственные стандарты в области строительства и изменения к ним проходят государственную регистрацию в органах Госстандарта России.
При регистрации территориальных строительных норм проводится проверка их соответствия обязательным требованиям федеральных нормативных документов. Территориальные строительные нормы, не соответствующие этим требованиям, не регистрируют и не включают в Перечень действующих нормативных документов. Издание зарегистрированных территориальных строительных норм осуществляют соответствующие органы субъектов Российской Федерации.
7.12 Технические условия на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть проектной, конструкторской или технологической документации на ее изготовление.
Согласование и утверждение технических условий на продукцию предприятий должно производиться в соответствии с порядком, установленным Госстандартом России ("Правила согласования и утверждения технических условий" ПР 50.1.001-93). При этом вновь разрабатываемые и пересматриваемые технические условия на продукцию, от качества которой зависят прочность, несущая способность, долговечность и другие эксплуатационные характеристики строительных конструкций, а также инженерных систем зданий и сооружений, должны пройти научно-техническую экспертизу в организациях, перечень которых определяет Минстрой России.
По требованию заказчика проектной документации на строительство в составе этой документации разрабатывают технические условия, необходимые для приемки строящихся объектов, которые становятся обязательными, если их применение предусмотрено договором подряда.
7.13 Информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах публикуется Минстроем России в виде специальных ежегодных перечней (указателей).
Текущую информацию о введении в действие, изменении и отмене этих документов Минстрой России публикует в журнале "Бюллетень строительной техники" (БСТ) и информационно-справочных изданиях ГП - Центр проектной продукции массового применения Минстроя России.
Информация о государственных стандартах в строительстве публикуется также в ежемесячных и ежегодных указателях "Государственные стандарты Российской Федерации" Госстандарта России.
7.14 Участие в разработке межгосударственных и других региональных, а также международных нормативных документов (стандартов) организует Минстрой России в установленном им порядке.

8. Применение нормативных документов

8.1 Нормативные документы Системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями настоящих норм и правил, законом Российской Федерации "О стандартизации" и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по стандартизации).
Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных нормативных документов путем принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном Минстроем России порядке.
Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяются в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядке, установленном ГОСТ Р 1.0.
8.2 Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия, с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.
Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.
Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.
8.3 Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.
Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.
При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспертирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.
Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.
8.4 На проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов при необходимости следует разрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по согласованию с Минстроем России и органами надзора.
8.5 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
8.6 Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.
Приложение А
(обязательное)

Термины Системы нормативных документов в строительстве и их определения

┌──────────────────┬───────────────────────────────────┬────────────────┐
│Термин и его эк- │ │ Документ, на │
│вивалент на │ Определение │основе которого │
│английском языке │ │дано определение│
├──────────────────┼───────────────────────────────────┼────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │
├──────────────────┼───────────────────────────────────┼────────────────┤
│ 1 Нормативные документы │
│ │
│1.1 Нормативный │Документ, устанавливающий прави- │ │
│документ │ла, общие принципы или характери- │ИСО/МЭК - 2:1991│
│ │стики, касающиеся определенных │п.3.1 │
│ │видов деятельности или их резуль- │ │
│Normative docu- │татов и доступный широкому кругу │ │
│ment │потребителей │ │
│ │ │ │
│ │Примечания │ │
│ │ 1 Термин "нормативный доку-│ │
│ │мент" в Системе нормативных доку-│ │
│ │ментов в строительстве охватывает│ │
│ │такие понятия, как строительные│ │
│ │нормы и правила, свод правил, тер-│ │
│ │риториальные строительные нормы,│ │
│ │стандарт. │ │
│ │ 2 Деятельность, проявляющаяся│ │
│ │при разработке, опубликовании и│ │
│ │применении нормативных документов│ │
│ │Системы, обозначается термином│ │
│ │"нормирование и стандартизация".│ │
│ │Термины, определяющие цели и другие│ │
│ │аспекты нормирования и стандартиза-│ │
│ │ции, принимают по ГОСТ Р 1.0 │ │
│ │ │ │
│ │ │ │
│1.2 Строительные │Нормативный документ в области │ИСО/МЭК - 2:1991│
│нормы и правила │строительства, принятый органом │пп.3.5 и 3.5.1 │
│ │исполнительной власти и содер- │ │
│ │жащий обязательные требования │ │
│Building regula- │ │ │
│tions │Примечания │ │
│ │ 1 Строительные нормы и правила│ │
│ │являются частным случаем техни-│ │
│ │ческого регламента (technical│ │
│ │regulation). │ │
│ │ 2 В Системе нормативных│ │
│ │документов в строительстве к│ │
│ │области строительства относятся│ │
│ │объекты нормирования и стандарти- │ │
│ │зации в соответствии с приложением │ │
│ │Б │ │
│ │ │ │
│1.3 Свод правил │Нормативный документ, рекоменду- │ИСО/МЭК - 2:1991│
│(по проектирова- │ющий технические решения или │п.3.4 │
│нию и строитель- │процедуры инженерных изысканий │ │
│ству) │для строительства, проектирова- │ │
│ │ния, строительно-монтажных работ │ │
│ │и изготовления строительных из- │ │
│Code of Practice │делий, а также эксплуатации │ │
│(in building │строительной продукции и опреде- │ │
│construction) │ляющий способы достижения ее │ │
│ │соответствия обязательным тре- │ │
│ │бованиям строительных норм, пра- │ │
│ │вил и стандартов │ │
│ │ │ │
│1.4 Территориаль- │Нормативный документ в области │ИСО/МЭК - 2:1991│
│ные строительные │строительства, принятый на уров- │пп.3.2.4 и 1.6.4│
│нормы │не одной территориальной едини- │ │
│ │цы страны │ │
│Provincial Norma- │ │ │
│tive document in │ │ │
│building constru- │ │ │
│tion │ │ │
│ │ │ │
│1.5 Стандарт меж- │По ГОСТ Р 1.0 │ │
│дународный, ре- │ │ │
│гиональный (меж- │ │ │
│государственный) │ │ │
│национальный и │ │ │
│стандарт пред- │ │ │
│приятия │ │ │
│ │ │ │
│Standard, Inter- │ │ │
│national, Regio- │ │ │
│nal, National and │ │ │
│Company standard │ │ │
│ │ │ │
│1.6 Технические │ │ │
│условия │Документ, устанавливающий техни- │ИСО/МЭК - 2:1991│
│ │ческие требования, которым должны │п.3.3 │
│Technical speci- │удовлетворять продукция, процесс │ │
│fication │или услуга │ │
│ │ │ │
│ │Примечания │ │
│ │ 1 В документе технических ус- │ │
│ │ловий должны быть указаны процеду- │ │
│ │ры, с помощью которых можно устано-│ │
│ │вить, соблюдены ли данные│ │
│ │требования. │ │
│ │ 2 Технические условия могут │ │
│ │быть стандартом (стандарт вида │ │
│ │технических условий) или самостоя- │ │
│ │тельным документом на конкретную │ │
│ │продукцию. │ │
│ │ 3 В соответствии с законом "О │ │
│ │стандартизации" технические ус- │ │
│ │ловия как самостоятельный доку- │ │
│ │мент разрабатывают в составе тех- │ │
│ │нической документации на продук- │ │
│ │цию. Технические условия, на ко- │ │
│ │торые сделаны ссылки в договорах │ │
│ │(контрактах) на поставляемую │ │
│ │продукцию, по ГОСТ Р 1.0 применя- │ │
│ │ют в качестве нормативного доку- │ │
│ │мента │ │
│ │ │ │
│1.7 Признанное │ │ │
│техническое пра- │Техническое положение, признава- │ИСО/МЭК - 2:1991│
│вило │емое большинством компетентных │п.1.5 │
│ │специалистов в качестве отражаю- │ │
│ │щего уровень развития техники │ │
│Acknowiedged ru- │ │ │
│le of technology │Примечание - Нормативный документ │ │
│ │считается признанным техническим │ │
│ │правилом │ │
│ │ │ │
│1.8 Комплекс нор- │ │ │
│мативных докумен- │Совокупность взаимосвязанных │ГОСТ Р 1.0
│тов │нормативных документов, объеди- │ │
│ │ненных общей целевой направлен- │ │
│ │ностью и устанавливающих согласо- │ │
│ │ванные требования к взаимосвязан- │ │
│Series of norma- │ным объектам стандартизации │ │
│tive documents │(нормирования) │ │
│ │ │ │
│ │
│ 2 Содержание нормативных документов │
│ │
│2.1 Положение │Логическая единица содержания │ИСО/МЭК - 2:1991│
│(нормативного до- │нормативного документа. │п.7.1 │
│кумента) │Положения нормативных документов │ │
│ │в строительстве подразделяются: │ │
│ │ │ │
│Provision │по форме представления - на нормы, │ │
│ │правила и сообщения; │ │
│ │ │ │
│ │по степени обязательности - на │ │
│ │обязательные, рекомендуемые и │ │
│ │справочные; │ │
│ │ │ │
│ │по содержанию - на эксплуатацион- │ │
│ │ные, описательные и методические │ │
│ │ │ │
│2.2 Норма │Положение, устанавливающее коли- │ИСО/МЭК - 2:1991│
│ │чественные или качественные кри- │п.7.5 │
│ │терии, которые должны быть удов- │ │
│ │летворены │ │
│ │ │ │
│ │Примечания │ │
│ │ 1 В документах ИСО приведенное│ │
│ │определение соответствует анг-│ │
│ │лийскому термину "Reguirement"│ │
│ │(требование). │ │
│ │ 2 Для норм, характеризующих │ │
│ │расчетную потребность в натуральной│ │
│ │или стоимостной форме, выраженную │ │
│ │в абсолютных или относительных │ │
│ │показателях, применяют также тер- │ │
│ │мин "норматив" │ │
│ │ │ │
│2.3 Правило │Положение, описывающее действия, │ИСО/МЭК - 2:1991│
│Instruction │предназначенные для выполнения │п.7.3 │
│ │ │ │
│2.4 Сообщение │Положение, содержащее информацию │ИСО/МЭК - 2:1991│
│Statement │ │п.7.2 │
│ │ │ │
│2.5 Обязательное │Положение (норма или правило), │ИСО/МЭК - 2:1991│
│положение │применение которого обязательно │пп.7.5.1; 7.5.2;│
│(требование) │по закону │11.4 │
│ │ │ │
│ │Примечание - В соответствии с до- │ │
│ │кументами ИСО положение норматив- │ │
│ │ного документа может быть: │ │
│ │ │ │
│Mandatory │обязательным по общему закону или │ │
│requirement │в связи со ссылкой в регламенте; │ │
│ │ │ │
│Exclusive │обязательным с точки зрения дости- │ │
│requirement │жения соответствия тому документу, │ │
│ │в котором это положение содержится;│ │
│ │ │ │
│Optiоnal │обязательным в рамках выбора или │ │
│requirement │дополнительно для определенных │ │
│ │случаев (альтернативное требова- │ │
│ │ние) │ │
│ │ │ │
│2.6 Рекомендуемое │Положение (норма или правило), │ИСО/МЭК - 2:1991│
│положение │содержащее совет или указание, │п.7.4 │
│ │не носящее обязательного харак- │ │
│ │тера │ │
│Recommendation │ │ │
│ │ │ │
│2.7 Справочное │Положение, содержащее информацию │ИСО/МЭК - 2:1991│
│положение │(сообщение) │п.7.2 │
│ │ │ │
│(Statement) │ │ │
│ │ │ │
│2.8 Эксплуатаци- │Положение, которое содержит ха- │ИСО/МЭК - 2:1991│
│онное положение │рактеристики соответствия про- │п.7.8 │
│ │дукции своему назначению, свя- │ИСО 6240 │
│ │занные с поведением этой про- │ИСО 6241 │
│ │дукции при ее использовании │ │
│Perfomance pro- │(эксплуатационные характеристики) │ │
│vision │ │ │
│ │ │ │
│2.9 Описательное │Положение, которое содержит ха- │ИСО/МЭК - 2:1991│
│положение │рактеристики соответствия про- │п.7.7 │
│ │дукции своему назначению, свя- │ │
│ │занные с ее производством │ │
│Descriptive │ │ │
│provision │Примечания │ │
│ │ 1 Описательные положения обыч-│ │
│ │но содержат описание проекта, конс-│ │
│ │труктивных деталей и т.д. с указа- │ │
│ │нием размеров и состава материа- │ │
│ │лов. │ │
│ │ 2 В материалах ИСО по строите-│ │
│ │льству для стандартов, содержащих │ │
│ │описательные положения, применя- │ │
│ │ется также термин "предписывающий │ │
│ │(prescriptive) стандарт" │ │
│ │ │ │
│2.10 Методическое │Положение, указывающее один или │ИСО/МЭК - 2:1991│
│положение │несколько способов достижения │п.7.6 │
│Deemed-to-satisfy │соответствия требованию норма- │ │
│provision │тивного документа (направленное │ │
│ │на достижение соответствия) │ │
│ │ │ │
│ │
│ 3 Гармонизация стандартов и других нормативных документов │
│ │
│3.1 Гармонизиро- │Стандарты на один и тот же объект, │ │
│ванные стандарты │утвержденные различными органами │ИСО/МЭК - 2:1991│
│(нормативные до- │по стандартизации и обеспечиваю- │п.6.1 │
│кументы) │щие взаимозаменяемость продукции, │ │
│ │процессов и услуг и взаимное по- │ │
│ │нимание результатов испытаний и │ │
│ │информации │ │
│Harmonized stan- │ │ │
│dards │Примечание - Гармонизированные │ │
│ │стандарты могут иметь различия в │ │
│ │форме представления или даже в │ │
│ │содержании │ │
│ │ │ │
│3.2 Идентичные │Гармонизированные стандарты, ко- │ИСО/МЭК - 2:1991│
│стандарты (норма- │торые идентичны по содержанию и │п.6.3 │
│тивные документы) │по форме представления │ │
│ │ │ │
│Identical │ │ │
│standards │ │ │
│ │ │ │
│3.3 Сопоставимые │Стандарты на один и тот же │ИСО/МЭК - 2:1991│
│стандарты │объект, утвержденные различными │п.6.9 │
│ │органами по стандартизации и ос- │ │
│ │нованные на одних и тех же мето- │ │
│ │дах, которые позволяют однозначно │ │
│Comparable stan- │сопоставить различия в требованиях │ │
│dards │ │ │
│ │Примечание - Сопоставимые стан- │ │
│ │дарты не являются гармонизирован- │ │
│ │ными стандартами │ │
│ │
│ 4 Объекты нормирования и стандартизации в строительстве │
│ │
│4.1 Объекты гра- │Системы расселения, города, дру- │ │
│достроительной │гие поселения и их части │ │
│деятельности │ │ │
│ │ │ │
│4.2 Строительная │Законченные строительством здания │ │
│продукция │и другие строительные сооружения, │ │
│ │а также их комплексы │ │
│ │ │ │
│ │Примечания │ │
│ │ 1 Применяемое на практике │ │
│ │словосочетание "здания и сооруже- │ │
│ │ния" в Системе нормативных докумен-│ │
│ │тов понимается как "здания и другие│ │
│ │строительные сооружения". │ │
│ │ 2 Предметом рассмотрения в │ │
│ │Системе нормативных документов в │ │
│ │строительстве является строительная│ │
│ │часть зданий и сооружений, а также │ │
│ │инженерное оборудование, функцией │ │
│ │которых является обеспечение нор- │ │
│ │мальных условий для ведения соот- │ │
│ │ветствующих технологических про- │ │
│ │цессов │ │
│ │ │ │
│4.3 Строительное │Единичный результат строительной │ │
│сооружение │деятельности, предназначенный для │ │
│ │осуществления определенных потре- │ │
│ │бительских функций │ │
│ │ │ │
│4.4 Здание │Наземное строительное сооружение │ │
│ │с помещениями для проживания и │ │
│ │(или) деятельности людей, разме- │ │
│ │щения производств, хранения про- │ │
│ │дукции или содержания животных │ │
│ │ │ │
│4.5 Помещение │Пространство внутри здания, имею- │ │
│ │щее определенное функциональное │ │
│ │назначение и ограниченное строи- │ │
│ │тельными конструкциями │ │
│ │ │ │
│4.6 Строительная │Часть здания или другого строи- │ │
│конструкция │тельного сооружения, выполняющая │ │
│ │определенные несущие, ограждающие │ │
│ │и (или) эстетические функции │ │
│ │ │ │
│4.7 Строительное │Изделие, предназначенное для при- │ │
│изделие │менения в качестве элемента строи- │ │
│ │тельных конструкций зданий и соо- │ │
│ │ружений │ │
│ │ │ │
│4.8 Строительный │Материал (в том числе штучный), │ │
│материал │предназначенный для создания стро- │ │
│ │ительных конструкций зданий и со- │ │
│ │оружений и изготовления строитель- │ │
│ │ных изделий │ │
└──────────────────┴───────────────────────────────────┴────────────────┘
Приложение Б
(обязательное)

Структура
Системы нормативных документов в строительстве