(Утративший силу) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1"О занятости населения в...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
обеспечение занятости в местах проживания малочисленных народов и народностей Российской Федерации с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности, а также исторически сложившихся видов занятости;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Статья 6. Законодательство о занятости населения

1. Отношения в сфере занятости населения регулируются настоящим Законом, законодательством Российской Федерации о труде и издаваемыми в соответствии с ними законодательными актами, а также специальными законодательными актами, определяющими государственную политику в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в социальной защите.
2. Законодательство о занятости населения распространяется также на постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не вытекает из актов законодательства Российской Федерации или не предусмотрено международными (межреспубликанскими) договорами Российской Федерации.

Статья 7. Разграничение полномочий в осуществлении государственной политики занятости населения

1. К ведению Российской Федерации в лице ее государственных органов власти и управления относятся:
определение и реализация с участием органов государственной власти и управления республик, входящих в состав Российской Федерации, местных Советов народных депутатов основных направлений государственной политики в области занятости населения на территории Российской Федерации;
координация деятельности органов государственной власти и управления республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам занятости населения, заключение с ними соглашений и разработка общереспубликанских (Российской Федерации) программ в этой сфере;
определение минимальных и обязательных для всех республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга нормативов социальной и экономической защищенности граждан, проживающих на территории Российской Федерации, от безработицы.
2. Республики, входящие в состав Российской Федерации, края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением политики занятости населения с учетом национальных, хозяйственных и культурных особенностей, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными и нормативными актами.
3. Законодательством республик, входящих в состав Российской Федерации, решениями местных Советов народных депутатов, а также коллективными договорами (другими соглашениями), могут предусматриваться иные, не противоречащие настоящему Закону, условия и порядок выплаты пособия по безработице, уточнения приведенного в статье 4 настоящего Закона определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность трудящихся, включая продление сроков выплаты и увеличение размера пособия, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения за счет собственных средств республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
4. В случае массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве местные Советы народных депутатов по предложению службы занятости и соответствующих профсоюзных органов могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении или принимать решение о проведении поэтапного высвобождения работников в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств местных Советов народных депутатов.

II. Права граждан в области занятости

Статья 8. Право граждан на трудоустройство

Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателям или через бесплатное посредничество службы занятости.
Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта, соглашения) между работодателями и гражданином, устраивающимся на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов, соглашений) при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 9. Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в службе занятости с целью выбора работы, режима труда, возможности обучения.

Безработные граждане имеют также право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку по направлению службы занятости.

Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за границей

В соответствии с международными (межреспубликанскими) соглашениями Российской Федерации гражданам предоставляется право на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей.
Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей.

Статья 11. Право граждан на обжалование действий органов государственной службы занятости населения, их должностных лиц

Граждане вправе обжаловать действия должностных лиц органов службы занятости населения в вышестоящий орган системы службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством.

III. Гарантии в области занятости

Статья 12. Гарантии реализации права граждан на труд

1. Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации:
свободу выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда, правовую защиту от необоснованного увольнения;
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
предоставление работодателями, в соответствии с их заранее поданными заявками, подходящей работы на период не менее трех лет выпускникам учебных заведений.
2. Государство гарантирует безработным гражданам:
бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости;
компенсацию в соответствии с действующим законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;
возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения

1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите*3 и испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий, организаций (включая предприятия и организации для труда инвалидов), организацией обучения по специальным программам и другими мерами.
Местные Советы народных депутатов за счет собственных средств, предоставления налоговых льгот, других источников устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям минимальное количество специальных рабочих мест для приема на работу указанных категорий граждан.
2. Гражданам, высвобождаемым с предприятий, из организаций, учреждений, гарантируется в течение двух лет после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшения жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможности пользоваться детскими дошкольными учреждениями их детям.
3. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные (муниципальные) предприятия, в государственные (муниципальные) учреждения и организации.

IV. Регулирование и организация занятости населения

Статья 14. Регулирование занятости населения

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство предусматривает:
осуществление мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, создание новых технологий, поощрение применения гибких режимов труда, повышение престижности сферы услуг и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения и труде;
создание службы занятости населения и Государственного фонда занятости Российской Федерации.

Статья 15. Статистическая отчетность о занятости населения

С целью объективной оценки состояния рынка рабочей силы и положения в области занятости населения в Российской Федерации устанавливается государственная статистическая отчетность.

Статья 16. Республиканские и региональные программы занятости населения

Органы службы занятости разрабатывают республиканские и региональные (краевые, областные, районные, городские) программы, предусматривающие меры содействия занятости населения в соответствии с настоящим Законом.