Утративший силу
Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При этом гражданин признается безработным со дня предъявления указанных документов.
не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия, кроме граждан, получающих пенсию по инвалидности III группы;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одно и то же место учебы) дважды.
Гражданин, который в установленном порядке не признан безработным, приобретает право на повторное обращение в службу занятости для признания таковым через две недели.
1. Подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим местным Советом народных депутатов с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Оплачиваемая работа, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, включая работу временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде, считается подходящей для следующих категорий граждан:
отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную профессию (специальность) после трехгодичного перерыва в работе или после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы.
предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние два месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал средний уровень заработка в республике, входящей в состав Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже указанного среднего уровня в республике, входящей в состав Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге.
1. Государство обеспечивает проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии, в реализации права на труд и свободный выбор занятости;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;
обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
сочетание самостоятельности республик, входящих в состав Российской Федерации, местных Советов народных депутатов в обеспечении занятости населения с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении важнейших проблем в этой области;
координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов Российской Федерации, их организаций, ассоциаций (союзов) предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения;
обеспечение занятости в местах проживания малочисленных народов и народностей Российской Федерации с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности, а также исторически сложившихся видов занятости;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан на территории Российской Федерации.
1. Отношения в сфере занятости населения регулируются настоящим Законом, законодательством Российской Федерации о труде и издаваемыми в соответствии с ними законодательными актами, а также специальными законодательными актами, определяющими государственную политику в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в социальной защите.
2. Законодательство о занятости населения распространяется также на постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не вытекает из актов законодательства Российской Федерации или не предусмотрено международными (межреспубликанскими) договорами Российской Федерации.
определение и реализация с участием органов государственной власти и управления республик, входящих в состав Российской Федерации, местных Советов народных депутатов основных направлений государственной политики в области занятости населения на территории Российской Федерации;
координация деятельности органов государственной власти и управления республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам занятости населения, заключение с ними соглашений и разработка общереспубликанских (Российской Федерации) программ в этой сфере;
определение минимальных и обязательных для всех республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга нормативов социальной и экономической защищенности граждан, проживающих на территории Российской Федерации, от безработицы.
2. Республики, входящие в состав Российской Федерации, края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением политики занятости населения с учетом национальных, хозяйственных и культурных особенностей, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными и нормативными актами.
статье 4 настоящего Закона определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность трудящихся, включая продление сроков выплаты и увеличение размера пособия, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения за счет собственных средств республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
3. Законодательством республик, входящих в состав Российской Федерации, решениями местных Советов народных депутатов, а также коллективными договорами (другими соглашениями), могут предусматриваться иные, не противоречащие настоящему Закону, условия и порядок выплаты пособия по безработице, уточнения приведенного в 4. В случае массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве местные Советы народных депутатов по предложению службы занятости и соответствующих профсоюзных органов могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении или принимать решение о проведении поэтапного высвобождения работников в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств местных Советов народных депутатов.
Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателям или через бесплатное посредничество службы занятости.
Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта, соглашения) между работодателями и гражданином, устраивающимся на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов, соглашений) при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
Статья 9. Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в службе занятости с целью выбора работы, режима труда, возможности обучения.
Безработные граждане имеют также право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку по направлению службы занятости.