(Утративший силу) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1"О занятости населения в...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. При этом не учитываются оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка работникам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата.
Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При этом гражданин признается безработным со дня предъявления указанных документов.
Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия, кроме граждан, получающих пенсию по инвалидности III группы;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одно и то же место учебы) дважды.
Гражданин, который в установленном порядке не признан безработным, приобретает право на повторное обращение в службу занятости для признания таковым через две недели.

Статья 4. Подходящая и не подходящая работа

1. Подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим местным Советом народных депутатов с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Оплачиваемая работа, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, включая работу временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде, считается подходящей для следующих категорий граждан:
впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности);
отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную профессию (специальность) после трехгодичного перерыва в работе или после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы.
2. Подходящей не может считаться работа, если:
она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние два месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал средний уровень заработка в республике, входящей в состав Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже указанного среднего уровня в республике, входящей в состав Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге.

Статья 5. Государственная политика в области занятости населения

1. Государство обеспечивает проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области занятости населения направлена на:
обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии, в реализации права на труд и свободный выбор занятости;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;
соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости;
обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
сочетание самостоятельности республик, входящих в состав Российской Федерации, местных Советов народных депутатов в обеспечении занятости населения с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении важнейших проблем в этой области;
координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов Российской Федерации, их организаций, ассоциаций (союзов) предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения;
обеспечение занятости в местах проживания малочисленных народов и народностей Российской Федерации с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности, а также исторически сложившихся видов занятости;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Статья 6. Законодательство о занятости населения

1. Отношения в сфере занятости населения регулируются настоящим Законом, законодательством Российской Федерации о труде и издаваемыми в соответствии с ними законодательными актами, а также специальными законодательными актами, определяющими государственную политику в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в социальной защите.
2. Законодательство о занятости населения распространяется также на постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не вытекает из актов законодательства Российской Федерации или не предусмотрено международными (межреспубликанскими) договорами Российской Федерации.

Статья 7. Разграничение полномочий в осуществлении государственной политики занятости населения

1. К ведению Российской Федерации в лице ее государственных органов власти и управления относятся:
определение и реализация с участием органов государственной власти и управления республик, входящих в состав Российской Федерации, местных Советов народных депутатов основных направлений государственной политики в области занятости населения на территории Российской Федерации;
координация деятельности органов государственной власти и управления республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам занятости населения, заключение с ними соглашений и разработка общереспубликанских (Российской Федерации) программ в этой сфере;
определение минимальных и обязательных для всех республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга нормативов социальной и экономической защищенности граждан, проживающих на территории Российской Федерации, от безработицы.
2. Республики, входящие в состав Российской Федерации, края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением политики занятости населения с учетом национальных, хозяйственных и культурных особенностей, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными и нормативными актами.
3. Законодательством республик, входящих в состав Российской Федерации, решениями местных Советов народных депутатов, а также коллективными договорами (другими соглашениями), могут предусматриваться иные, не противоречащие настоящему Закону, условия и порядок выплаты пособия по безработице, уточнения приведенного в статье 4 настоящего Закона определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность трудящихся, включая продление сроков выплаты и увеличение размера пособия, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения за счет собственных средств республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
4. В случае массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве местные Советы народных депутатов по предложению службы занятости и соответствующих профсоюзных органов могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении или принимать решение о проведении поэтапного высвобождения работников в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств местных Советов народных депутатов.

II. Права граждан в области занятости

Статья 8. Право граждан на трудоустройство

Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателям или через бесплатное посредничество службы занятости.
Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта, соглашения) между работодателями и гражданином, устраивающимся на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов, соглашений) при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 9. Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в службе занятости с целью выбора работы, режима труда, возможности обучения.

Безработные граждане имеют также право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку по направлению службы занятости.

Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за границей

В соответствии с международными (межреспубликанскими) соглашениями Российской Федерации гражданам предоставляется право на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей.
Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей.