(Действующий) Постановление Правительства РФ от 17 июня 1998 г. N 600"Об утверждении...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Кириенко

Программа
экономии государственных расходов
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 июня 1998 г. N 600)

1. Обоснование необходимости принятия Программы экономии государственных расходов

Состояние дел в бюджетной сфере соответствует общему состоянию экономики в последние годы. Кризис в производственном секторе и последовавшая за ним глубокая депрессия привели к тяжелейшему бюджетному кризису. Возросла государственная задолженность. Бюджетные долги были многократно воспроизведены во всех секторах экономики. Это привело к упадку расчетно-платежной дисциплины. Неплатежи в хозяйственном комплексе страны достигли в 1997 году рекордной отметки в 837,8 трлн.рублей, или 31,3 процента к ВВП. Заметно ухудшилось финансовое состояние предприятий, они испытывают острый недостаток оборотных средств. Краткосрочные резервы экономического роста в значительной мере исчерпаны.
Проведение умеренно жесткой бюджетной политики объяснялось необходимостью сглаживать последствия экономического спада для бюджетной сферы, которая в условиях переходного периода была объективно наиболее уязвимой.
Однако возможности государства были явно переоценены. Многие принимаемые законы и другие нормативные правовые акты не основывались на имеющихся у государства финансовых ресурсах. В результате данные обещания и обязательства остались неисполненными.
В то же время не уделялось достаточного внимания изысканию внутренних резервов экономии бюджетных расходов. Разветвленная и крайне неэффективная система социальных льгот, государственных инвестиций, дотаций в отдельные отрасли производственной сферы, порождающие иждивенчество, нерациональное использование сети бюджетных учреждений, особенно в социальной сфере, громоздкий управленческий аппарат, дублирование в работе федеральных органов исполнительной власти, в составе которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, пассивность в использовании имеющихся активов государства привели к распылению средств федерального бюджета; резервы экономии в последние годы не были задействованы в полной мере.
Необходимо навести порядок в расходовании бюджетных средств и осуществлении бюджетного процесса. В этих целях разработана Программа экономии государственных расходов (далее именуется - Программа).

2. Задачи, цели и срок действия Программы

Задачами Программы являются:
сбалансированность федерального бюджета, ликвидация "скрытого" дефицита бюджета;
создание базы для формирования и исполнения реального федерального бюджета в 1999-2001 годах.
Реализация Программы позволит:
погасить накопившуюся просроченную кредиторскую задолженность федерального бюджета перед населением и организациями;
осуществить инвентаризацию бюджетных назначений на 1998 год и разработать мероприятия по реструктуризации бюджетных обязательств на сумму до 40 млрд.рублей в год.
Срок действия Программы - 1998-1999 годы.

3. Основные направления реализации Программы

Программа направлена на экономию средств федерального бюджета, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации после заключения соответствующих соглашений между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1998 г. N 495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов".
Программа охватывает следующие направления:
проведение инвентаризации бюджетной сети, сокращение количества юридических лиц и оптимизация численности работников организаций, содержание которых финансируется за счет средств федерального бюджета (далее именуются - бюджетные организации);
анализ условий оплаты труда работников бюджетных организаций;
ликвидация и консолидация в федеральном бюджете внебюджетных фондов и средств;
поэтапный отказ от дотаций и субсидий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета;
обеспечение контроля за соблюдением бюджетными организациями лимитов потребления электро- и теплоэнергии;
усиление контроля за заключением договоров, определяющих обязательства бюджетных организаций;
урегулирование объемов кредиторской задолженности федерального бюджета перед населением и организациями;
инвентаризация и проверка законности и эффективности использования зданий, находящихся в федеральной собственности, приостановление в 1998 - 1999 годах строительства и приобретения за счет средств федерального бюджета административных зданий и сооружений, ведомственных домов отдыха и объектов социально-бытового и медицинского назначения;
уточнение нормативной правовой базы с целью исключения бюджетных расходов, не обеспеченных реальными источниками финансирования.
В качестве исходных данных для подготовки Программы использованы представленные федеральными органами исполнительной власти и иными получателями средств федерального бюджета материалы в соответствии с перечнем, предусмотренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 1998 г. N 199-р, материалы обследования Госкомстата России по теме "Численность и оплата труда работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, на 1 января 1998 г.", бухгалтерские отчеты главных распорядителей средств федерального бюджета за 1997 год.

4. Показатели и мероприятия Программы

4.1. Сокращение перечня прямых получателей средств федерального бюджета

Согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1998 год" ведомственная структура расходов федерального бюджета утверждена по 132 главным распорядителям средств федерального бюджета, из которых 85 - федеральные органы государственной власти и 47 - иные получатели средств федерального бюджета.
Основной целью при определении перечня прямых получателей средств федерального бюджета в рамках настоящей Программы являлось установление порядка, в соответствии с которым прямым получателем (главным распорядителем) средств федерального бюджета может быть федеральный орган государственной власти, входящий в структуру федеральных органов государственной власти.
При этом ряд прямых получателей средств федерального бюджета, не являющихся федеральными органами государственной власти, был сохранен в качестве главных распорядителей средств федерального бюджета в связи с невозможностью возложения обязанностей по их финансированию на какой-либо федеральный орган государственной власти, а также из-за специфики и значимости выполняемых ими работ.
В результате проведенной работы количество прямых получателей средств федерального бюджета на 1999 год сокращено до 99 единиц, а с учетом Указа Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N 483 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" - до 91.
Получатели средств федерального бюджета, утрачивающие в связи с реализацией Программы статус прямых получателей (главных распорядителей), не теряют своей юридической самостоятельности и сохраняют целевое финансирование. Для этого предполагается внести изменения в бюджетную классификацию Российской Федерации и предусматривать в отдельных приложениях к федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год объемы финансирования по каждому из них. В первую очередь это касается и особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Перечень получателей средств федерального бюджета, утрачивающих статус прямых получателей, представлен в приложении N 1 к Программе.

4.2. Оптимизация численности работников бюджетных организаций

По состоянию на 1 января 1998 г. по учтенным при проведении инвентаризации организациям списочная численность работников, содержание которых полностью или частично осуществлялось за счет средств федерального бюджета, составила 6,5 млн.человек.
Среди них 4309,7 тыс.человек (66,1 процента) - работники федеральных органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры и их территориальных органов, 1896,7 тыс.человек (29,2 процента) - работники бюджетных организаций, находящихся в ведении органов государственной власти и финансируемых за счет средств федерального бюджета, 309,1 тыс.человек (4,6 процента) - работники других организаций, являющихся прямыми получателями средств федерального бюджета.
В отношении указанных категорий работников предполагается осуществить следующий комплекс мероприятий:
1. Сократить на 20 процентов предельную численность работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с направлением высвобождающихся средств в размере 1234,3 млн.рублей на введение денежного содержания федеральных государственных служащих в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" (приложение N 2 к Программе).
2. Оптимизировать в ходе проведения мероприятий по совершенствованию структуры федеральных органов исполнительной власти численность работников их центральных аппаратов и организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и финансируемых за счет средств федерального бюджета по соответствующим разделам, в том числе по разделам "Сельское хозяйство и рыболовство", "Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия". В расчете на год общий объем сокращения расходов на содержание этих работников за счет средств федерального бюджета оценивается в 116,1 млн.рублей (приложение N 3 к Программе).
3. Упорядочить условия оплаты труда и численность членов президиумов и работников аппаратов президиумов российских академий и их региональных отделений, сократив при этом их численность не менее чем на 20 процентов в порядке, установленном уставами Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, Российской академии художеств и их региональных отделений, с направлением высвобождающихся средств на повышение заработной платы членам президиумов и работникам аппаратов президиумов российских академий и их региональных отделений в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 февраля 1998 г. N 240 "Об упорядочении условий оплаты труда членов президиума и работников аппарата президиума Российской академии наук" и от 21 февраля 1998 г. N 241 "Об упорядочении условий оплаты труда членов президиумов и работников аппаратов президиумов Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств, Российской академии архитектуры и строительных наук, работников аппаратов Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований".
В настоящее время численность членов президиумов и работников аппаратов президиумов российских академий и их региональных отделений утверждена решениями Правительства Российской Федерации только для двух академий - Российской академии архитектуры и строительных наук (постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1033) и Российской академии сельскохозяйственных наук (постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 г. N 229). В целях реализации единого подхода к установлению численности членов президиумов и работников аппаратов президиумов российских академий и их региональных отделений предлагается утверждать начиная с 1998 года указанную численность по каждой академии решением Правительства Российской Федерации.
Общая экономия расходов федерального бюджета оценивается в 4,4 млн.рублей (приложение N 4 к Программе).
4. Предусмотреть следующие нормативы оптимальной нагрузки в учреждениях образования для расчета ассигнований из федерального бюджета:
число студентов, приходящихся на одного преподавателя по дневной форме обучения, - в среднем 10 человек (дифференцированно, в зависимости от профиля учебного заведения) с поэтапным переходом на указанный норматив в течение 2 лет, начиная с 1999 года. Данное положение не распространяется на высшие учебные заведения по специальностям, для которых установлены индивидуальные соотношения числа студентов, приходящихся на одного преподавателя;
Минобразованию России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и иными получателями средств федерального бюджета, имеющими в своем подчинении высшие учебные заведения, представить во II квартале 1999 г. в Правительство Российской Федерации предложения о критериях установления соотношения числа студентов, приходящихся на одного преподавателя, в зависимости от реализации в вузах образовательно-профессиональных программ и их научно-педагогического потенциала.
Экономия средств федерального бюджета оценивается в расчете на год в сумме 1397,5 млн.рублей (приложение N 5 к Программе).