Утративший силу
сведения о соответствии фактических показателей реализации подпрограммы показателям, установленным при ее утверждении Правительством Российской Федерации;
оценку влияния фактических результатов реализации подпрограммы на обороноспособность страны (мультипликативный эффект по результатам реализации подпрограммы).
Государственное учреждение "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" (г. Санкт-Петербург), подведомственное Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, является получателем бюджетных средств и заказчиком в отношении объектов капитального строительства, проводит конкурсы, заключает контракты и осуществляет финансовую деятельность по реализации проектов, включенных в подпрограмму.
Объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации являются после их ввода в эксплуатацию собственностью Российской Федерации.
В связи со вступлением в силу с 1 января 2009 г. новой редакции статей 79 и 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации меняется начиная с 2009 года схема финансирования мероприятий по приобретению оборудования, не входящего в сметы строек. Финансирование таких мероприятий будет осуществляться по направлению "Прочие нужды".
Специфика подпрограммы обусловливает особый подход к оценке ее эффективности. Эффективность подпрограммы определяется эффективностью восстановления активного присутствия России в Антарктике для обеспечения ее долгосрочных национальных интересов, реальным участием нашей страны в управлении и стратегическом контроле почти 25 процентов поверхности планеты, относящейся к Антарктике. Реализация комплекса исследований позволит России сохранить свои позиции в Антарктике и претендовать на сохранение роли влиятельного участника текущих и будущих событий в регионе.
Результаты исследования озонового слоя важны для оценки негативного влияния ультрафиолетового излучения на людей в полярных областях Земли, в том числе и на территории России.
Гелиогеофизические исследования являются основой для разработки рекомендаций по охране здоровья на случай экстремальных отклонений гелиогеофизических параметров. Биологические исследования дают научно обоснованные оценки возможных объемов добычи биоресуров в водах Южного океана.
Геолого-геофизические исследования Антарктики необходимы для оценки объема потенциальных минеральных ресурсов Антарктики.
Исследования уникального подледникового озера Восток находятся на переднем крае мировой науки и являются вопросами престижа России на международной арене. Эффективность молекулярно-биологических исследований озера Восток связана с развитием новых биотехнологий в области медицины, биологической утилизации отходов, создания генетически модифицированных организмов и поддержания жизнеобеспечения человека в условиях космических путешествий, не допускающих привнесения чужеродных ДНК.
продолжение строительства нового зимовочного комплекса и снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс - современного центра обеспечения континентальных исследований и работ, оснащенного научным и бытовым оборудованием, отвечающего требованиям Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года;
эффективное функционирование Российской антарктической экспедиции в параметрах, определенных Правительством Российской Федерации (5 постоянных станций - Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская, Беллинсгаузен и 5 сезонных полевых баз - Молодежная, Дружная-4, Союз, Русская и Ленинградская);
безопасность персонала на станциях, базах и полевых маршрутах, в полевых лагерях, транспортных походах и авиаперелетах.
Социально-экономическая и экологическая эффективность реализации подпрограммы определяется выполнением Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года, постановлений Правительства Российской Федерации от 10 июня 2005 г. N 369 "О мерах, принятых консультативными совещаниями по договору об Антарктике", от 2 мая 2006 г. N 267 "Об утверждении межведомственного распределения обязанностей по обеспечению участия Российской Федерации в деятельности органов и организаций системы Договора об Антарктике" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 июня 2005 г. N 713-р.
Подпрограмма "Создание единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане"
федеральной целевой программы "Мировой океан"
Паспорт подпрограммы "Создание единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане"
Наименование подпрограммы | - | подпрограмма "Создание единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане" |
Дата принятия решения о разработке подпрограммы и дата ее утверждения | - | Указ Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11,постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 192,постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919 |
Государственный заказчик подпрограммы | - | Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
Основной разработчик подпрограммы | - | государственное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации - Мировой центр данных" |
Цель и задачи подпрограммы | - | целью подпрограммы является разработка научно обоснованных рекомендаций по эффективному развитию и совершенствованию единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, основанной на существующих ведомственных системах и направленной на информационное обеспечение исследований, освоения и использования ресурсов Мирового океана, поддержку принятия решений по проблемам изучения и освоения Мирового океана.Задачами подпрограммы являются:разработка рекомендаций по развитию и совершенствованию единой технологической и информационной инфраструктуры интеграции, обмена, распространения и использования информации об обстановке в Мировом океане, отвечающей мировому уровню;разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию методов и средств оценки обстановки в Мировом океане, предназначенных для решения прикладных задач информационного обеспечения различных видов морской деятельности;разработка оптимальных методов координированного ведения и использования информационных ресурсов в области обстановки в Мировом океане на основе взаимодействия ведомственных информационных систем и деятельности центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане |
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы | - | прирост числа действующих центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане - 4 единицы;прирост числа параметров, характеризующих состояние обстановки в Мировом океане, включенных в единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане - 225 единиц;прирост числа отечественных и зарубежных (международных) информационных систем, с которыми единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане осуществляет взаимодействие (обмен) информацией - 9 единиц;прирост числа информационных ресурсов единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, предоставляемых средствами системы для обслуживания - 800 единиц;прирост среднесуточного числа обращений в единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане всех категорий пользователей - 1500;рост доли параметров состояния обстановки в Мировом океане, интегрированных в единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане, в общем числе параметров (гражданского и двойного назначения), обрабатываемых действующими ведомственными системами, - 90 процентов;рост доли прибрежных регионов (субъектов Российской Федерации), органы государственной власти которых используют единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане, в общем числе прибрежных регионов - 50 процентов |
Срок реализации подпрограммы | - | подпрограмма реализуется с 1998 по 2012 год в 3 этапа:I этап - 1998 - 2002 годы;II этап - 2003 - 2007 годы; III этап - 2008 - 2012 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы | - | общий объем финансирования подпрограммы на 2008 - 2012 годы составляет 935,228 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 759,908 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 175,32 млн. рублей.Средства направляются: на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 905,228 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 729,908 млн. рублей;на прочие нужды за счет средств федерального бюджета - в размере 30 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить разработку научно обоснованных предложений по построению и вводу в действие полнофункциональной единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане - системы нового поколения в составе:технических спецификаций, программно-аппаратных комплексов общесистемной инфраструктуры единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане нового качества на основе современных телекоммуникационных и геоинформационных технологий и средств информационного взаимодействия и обслуживания, информационной безопасности и защиты информации;действующих центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и тематических технологий обработки данных в центрах, обеспечивающих:взаимодействие информационных систем Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Федерального космического агентства, Федерального агентства по рыболовству и Российской академии наук;интеграцию ведомственных информационных ресурсов и формирование единого информационного пространства в области обстановки в Мировом океане;представление интегрированных информационных ресурсов в области обстановки в Мировом океане на серверах центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и действующих технологий комплексного информационного обеспечения (порталы, автоматизированные рабочие места пользователей, программные комплексы) морской деятельности (морские перевозки, добыча водных биологических и минеральных ресурсов, оборона страны, рекреационный комплекс, научные исследования океана, осуществляемые организациями и предприятиями федеральных органов исполнительной власти, государственными и частными компаниями) |
Исследования в области создания единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане обусловлены необходимостью эффективного обеспечения всех видов морской деятельности актуальной и полной информацией, которая является основой решения научно-технических, экономических, военно-стратегических и других задач в области изучения, освоения и использования Мирового океана.
По предварительным оценкам, информационное обеспечение морской деятельности связано с необходимостью накапливать, обрабатывать и сохранять не менее чем 160 терабайт информации с приростом 5 - 7 терабайт в год, что сравнимо с объемом информации Государственной публичной научно-технической библиотеки России.
В настоящее время информация об обстановке в Мировом океане сосредоточена в более чем 30 информационных системах федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук. Интенсивно развиваются региональные и муниципальные информационные системы по тематике морской среды и морской деятельности, а также аналогичные системы, обладателями которых являются коммерческие структуры. Эти системы функционируют, как правило, без необходимого взаимодействия, что приводит к дублированию работ и избыточности разработок. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее принадлежностью к конкретной информационной системе. Для совместного использования информации об обстановке в Мировом океане, создаваемой различными системами, приходится выполнять трудоемкие и длительные работы по поиску, преобразованию, переработке и комплексированию данных.
Недостаточная мощность технических средств, телекоммуникационных сетей (средняя пропускная скорость каналов связи в России на два порядка ниже по сравнению со странами Европы) не позволяет наладить своевременную обработку и доставку информации в нужное место и необходимые сроки.
Следствием этого является использование при планировании и осуществлении морской деятельности ограниченных объемов информации.
В 2003 - 2007 годах разрабатывались и испытывались информационные технологии и ресурсы 1-й очереди единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане. Ее построение и функционирование осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 836 "Об утверждении Положения о единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане" путем интеграции и рационального использования информационных систем заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук (далее - участники единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане).
Интеграция всех государственных информационных ресурсов об обстановке в Мировом океане в рамках единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и организация информационного обеспечения морской деятельности в России на качественно новом уровне требуют решения сложного комплекса проблем организационного и технико-технологического характера, связанных с разработкой новых базовых средств и усовершенствованием существующих на основе подходов и информационных технологий мирового уровня, с наращиванием информационного потенциала указанной системы и технологий реализации прикладных задач информационного обеспечения морской деятельности, с внедрением указанной системы в качестве рабочего инструмента для информационной поддержки планирования и осуществления действий, адекватных текущему и ожидаемому состоянию обстановки в Мировом океане.
Масштабность и специфика поставленной задачи, постоянное развитие методов ее решения, быстрые изменения в области информационных технологий и вычислительной техники не позволяют ограничить проводимые мероприятия конкретными временными и ведомственными рамками. Проблемы в рассматриваемой области имеют сугубо комплексный межотраслевой характер. Для развивающейся экономики России и формирования качественно новой структуры деятельности России в Мировом океане важное значение имеет эффективность ее морской и прибрежной деятельности. В связи с этим построение и ввод в действие полнофункциональной, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке информационных услуг единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане является общенациональной потребностью.
Это обусловливает необходимость использования программного метода, включая целевую государственную финансовую поддержку, межведомственную координацию научно-технических работ и организационных решений.
Мировые тенденции в рассматриваемой области также состоят в движении от разрозненных средств и комплексов к интегрированным системам, обеспечивающим своевременную и достоверную информацию в совместимых стандартах для обоснованных решений и действий в сфере морской деятельности.
Исследования в области разработки систем, аналогичных единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане, ведутся в нескольких международных программах, таких, как программа Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организации и Международного совета науки "Глобальная система наблюдений за океаном", программы Организации Объединенных Наций "Система глобальной оценки морской среды" и "Система систем глобальных наблюдений за Землей".
Существует ряд крупных инициатив в рассматриваемой области в Европе, в частности программа Европейского сообщества SeaDataNet, США, Франции и других развитых странах мира.
Цель и задачи III этапа подпрограммы сформулированы на основе положений Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Морская доктрина), Концепции федеральной целевой программы "Мировой океан", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11, Положения о единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 836, а также результатов работ на предыдущих этапах выполнения подпрограммы, последних отечественных и зарубежных достижениях в области информационных систем и технологий.
Цель III этапа подпрограммы состоит в разработке научно обоснованных рекомендаций по эффективному развитию и совершенствованию единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, основанной на существующих ведомственных системах и направленной на информационное обеспечение исследований, освоения и использования ресурсов Мирового океана, а также на поддержку принятия решений по проблемам изучения и освоения Мирового океана.
разработка рекомендаций по развитию и совершенствованию единой технологической и информационной инфраструктуры интеграции, обмена, распространения и использования информации об обстановке в Мировом океане, отвечающей мировому уровню;
разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию методов и средств оценки обстановки в Мировом океане, предназначенных для решения прикладных задач информационного обеспечения различных видов морской деятельности;
разработка оптимальных методов координированного ведения и использования информационных ресурсов в области обстановки в Мировом океане на основе взаимодействия ведомственных информационных систем и деятельности центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане.
Актуальность и достижимость цели III этапа подпрограммы и обоснованность задач подпрограммы обеспечиваются:
существенным заделом в исследованиях по созданию единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и оценкой возможностей современных телекоммуникационных и геоинформационных технологий и средств информационного взаимодействия и обслуживания, информационной безопасности и защиты информации;