Утративший силу
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией подпрограммы и контроля за ходом программных мероприятий;
организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации подпрограммы, финансировании программных мероприятий;
осуществляет мониторинг хода реализации подпрограммы и анализ достижения целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;
направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации подпрограммы, необходимую для выполнения возложенных на указанное Министерство функций государственного заказчика - координатора.
Министерство обороны Российской Федерации направляет ежегодно, до 1 февраля, государственному заказчику - координатору Программы доклад о ходе работ по подпрограмме и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития Российской Федерации, который должен содержать:
сведения о соответствии фактических показателей реализации подпрограммы показателям, установленным при ее утверждении Правительством Российской Федерации;
оценку влияния фактических результатов реализации подпрограммы на обороноспособность страны (мультипликативный эффект по результатам реализации подпрограммы).
Объекты капитального строительства (включая реконструкцию и техническое перевооружение), находящиеся в государственной собственности Российской Федерации, являются после их ввода в эксплуатацию собственностью Российской Федерации.
обеспечения пользователей достоверной информацией о местоположении и действиях морских судов и морских объектов в исключительной экономической зоне и на подходах к морской государственной границе Российской Федерации в режиме реального или близкого к реальному времени, что повысит эффективность решения многих задач органами исполнительной власти, участвующими в морской деятельности;
дальнейшего развития производства электронных навигационных и специальных карт и цифровых навигационно-гидрографических пособий для обеспечения морской деятельности страны.
Реализация мероприятий подпрограммы имеет определенное социально-экономическое значение для развития приморских регионов. Полномасштабная реализация инвестиционных проектов подпрограммы позволит создавать новые рабочие места, требующие высококвалифицированной рабочей силы. При этом только одно рабочее место в производственной сфере способствует созданию 5 - 6 рабочих мест в сфере обслуживания.
Следует отметить, что инвестиции в рамках подпрограммы планируется направить в сложные по социально-экономическому состоянию регионы России - Дальний Восток, Крайний Север и Северный Кавказ.
Предусмотренные подпрограммой мероприятия по строительству новых и реконструкции действующих объектов планируется осуществлять на основе новейших техники и технологий, которые являются более безопасными с экологической точки зрения, чем используемые в прошлом.
Повышению экологической безопасности будет способствовать и функционирование единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки. Согласно замыслу создания этой системы при ее функционировании будут использоваться космические средства контроля поверхности Земли и воздушные средства мониторинга окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Это позволит на ранних стадиях обнаруживать и локализовывать разливы нефтепродуктов, опасных химических и радиоактивных веществ.
Наименование подпрограммы | - | подпрограмма "Освоение и использование Арктики" |
Дата принятия решения о разработке подпрограммы и дата ее утверждения | - | Указ Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11,постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 192,постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919 |
Государственные заказчики подпрограммы | - | Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное космическое агентство, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство связи |
Основной разработчик подпрограммы | - | Министерство экономического развития Российской Федерации |
Цель и задачи подпрограммы | - | целью подпрограммы является обеспечение геополитических и экономических интересов России в Арктике.Задачами подпрограммы являются:создание условий для формирования и устойчивого освоения углеводородных ресурсов, прежде всего на континентальном шельфе, некоторых видов стратегического сырья и биоресурсного потенциала в Арктике; повышение энергонезависимости арктических районов России;снижение размера ущерба, который наносится окружающей среде в связи с расширением экономической деятельности, и восстановление экологии в российской Арктике; создание условий для надежного функционирования национальной арктической транспортной системы в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики;адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям;снижение показателей стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности населения, проживающего в российской Арктике;укрепление и повышение эффективности российского присутствия на архипелаге Шпицберген |
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы | - | количество подготовленных методических и информационных материалов, используемых для принятия управленческих решений, обеспечивающих развитие деловой активности и укрепление российского присутствия в Арктике, в том числе на архипелаге Шпицберген, - 37 единиц;количество выпущенной товарной продукции производственного комплекса по переработке рыбы и морепродуктов на архипелаге Шпицберген - 3 тыс. тонн в год;размер предотвращенного экологического ущерба (показатель рассчитывается в соответствии с временной методикой определения предотвращенного экологического ущерба, утвержденной Госкомэкологией России 9 марта 1999 г.) - 8,2 млрд. рублей |
Срок реализации подпрограммы | - | подпрограмма реализуется с 1998 по 2012 год в 3 этапа:I этап - 1998 - 2002 годы;II этап - 2003 - 2007 годы; III этап - 2008 - 2012 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы | - | общий объем финансирования подпрограммы в 2008 - 2012 годах составляет 2108,08 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1574,78 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 533,3 млн. рублей.Средства направляются: на капитальные вложения - в размере 1062,9 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 859,9 млн. рублей; на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 715,8 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 441,2 млн. рублей; на прочие нужды - в размере 329,38 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 273,68 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | реализация мероприятий подпрограммы должна обеспечить основу для дальнейшей реализации проектов комплексного освоения, использования, сохранения и исследования Арктики |
Правительство Российской Федерации 14 июня 2001 г. определило Арктику в качестве самостоятельного объекта государственной политики в целях обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития районов арктической зоны.
Экономическую значимость Арктики определяет ее природно-ресурсный и морской логистический потенциал.
Основу природно-ресурсного потенциала составляют углеводородные ресурсы Арктики, которые, по имеющимся оценкам, составляют до 25 процентов общемировых запасов. Так, начальные извлекаемые углеводородные ресурсы российского шельфа достигают 100 млрд. тонн условного топлива, из них более 80 процентов сосредоточено в Арктике.
Однако проведение работ по поиску, разведке и освоению месторождений углеводородов на континентальном шельфе российских арктических морей сдерживает:
отсутствие технических средств и технологических возможностей, связанных с поиском и разведкой морских месторождений, а также с освоением уже разведанных запасов в особо сложных условиях Арктики (в настоящее время Российская Федерация и российские компании не располагают буровыми и современными многоцелевыми судами);
низкий объем инвестиций Российской Федерации и российских компаний в разведку и разработку морских месторождений в связи с высоким риском работ в Арктике и необходимостью крупных капиталовложений для их выполнения (инвестиции в разведку и разработку морских месторождений углеводородов в России в основном ограничиваются проектами, которые реализовывались в рамках соглашений о разделе продукции, большая часть которых была освоена на производственных предприятиях зарубежных стран);
не определена внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации в Арктике (необходимо представить в Комиссию ООН по границам континентального шельфа дополнительные геолого-геофизические и гидрографические данные для обоснования внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Арктике в дополнение к заявке, представленной в эту Комиссию в 2001 году, а также провести соответствующие согласительные процедуры с приарктическими государствами);
не разграничены в западной части российской Арктики морские пространства с Норвегией в Баренцевом море;
не урегулированы в восточной части российской Арктики вопросы разграничения морских пространств с США (соглашение СССР и США от 1 июня 1990 г. не ратифицировано Российской Федерацией);
плохая изученность российского арктического шельфа по сравнению с шельфом других приарктических государств (с начала 70-х годов в западной части российской Арктики и Охотском море была произведена сейсморазведка со средней плотностью 0,24 погонного километра на кв. километр, в то время как плотность сейсморазведки, произведенной, например, в Северном море, составляет более 4 погонных километров на кв. километр).
Особое географическое положение определяет геополитическую значимость Арктики. Например, через российскую Арктику проходят кратчайшие пути между рынками Северо-Западной Европы и рынками Японии, Китая, США, Канады. В условиях увеличения транспортной активности, улучшения перспектив развития высокорентабельных трансконтинентальных перевозок, роста добычи нефти и газа на континентальном шельфе, повышения внутренних и внешних транспортных потребностей возрастает значение арктической транспортной системы и ее ключевого элемента - Северного морского пути, являющегося исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике, соединяющей транспортные подсистемы Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. При использовании Северного морского пути вместо действующих маршрутов через Суэцкий и Панамский каналы путь из порта Роттердам заметно сокращается: до порта Иокогама - на 3860 морских миль (34 процента), до порта Шанхая - на 2449 миль (23 процента), до порта Ванкувера - на 1932 мили (22 процента).
Актуальной задачей является развитие авиационной транспортной системы арктической зоны, особенно системы кроссполярных перелетов, а также малой авиации для обеспечения жизнедеятельности небольших удаленных населенных пунктов.
Однако отсутствие или высокая степень износа инфраструктуры в настоящее время не позволяет в полной мере обеспечить:
безопасность перевозок по Северному морскому пути, кроссполярных перелетов и полетов малой авиации в силу критического износа навигационно-гидрографического и гидрометеорологического оборудования и технологических ограничений информационного взаимодействия с воздушными и морскими судами, а также полярными станциями (Россия в настоящее время не располагает космическими аппаратами, способными обеспечивать устойчивую связь выше 68 северной широты);
контроль несанкционированных видов деятельности (нелегальные рыболовство, строительство и вырубка леса, нарушение технологических процессов, регламентов и лицензионных соглашений);
проведение ледовой разведки в районах судоходства и оборонной деятельности (полная зависимость от информации, поступающей с зарубежных метеорологических спутников, низкая оперативность обработки и получения информации о ледовой обстановке в связи с неразвитостью наземного комплекса центров сбора и обработки информации);
раннее обнаружение природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, прогнозирование стихийных бедствий и оповещение о них (полная зависимость от информации, поступающей с зарубежных спутников);
получение долгосрочных метеопрогнозов в условиях увеличения в последние годы количества погодных и климатических аномалий.
Кроме того, для обеспечения жизнедеятельности в Арктике необходимо ежегодно в сжатые сроки летней навигации завозить в арктические районы морским и речным транспортом большое количество энергоносителей, что требует значительных финансовых затрат. Уменьшить эти затраты можно путем расширения использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива.
Экологическую значимость Арктики определяют наличие уникальных экосистем (вклад природного комплекса российской Арктики в сохранение глобальной устойчивости биосферы оценивается в 12 процентов), большая роль в обеспечении устойчивости климата планеты, биологического разнообразия и сохранении традиционной системы природопользования коренных народов, для которых биологические ресурсы являются основой обеспечения их жизнедеятельности.