(Действующий) Постановление Правительства РФ от 10 августа 1998 г. N 919"О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
раннее обнаружение и наблюдение за развитием техногенных катастроф, прогноз возникновения и развития зон повышенного риска;
объективную и оперативную оценку ущерба от стихийных бедствий, снижение затрат на проведение поисково-спасательных операций;
снижение рисков загрязнения окружающей среды запрещенными к использованию диэлектрическими жидкостями, пестицидами, ртутью и другими химическими веществами из группы токсичных стойких загрязнителей, а также радиоактивного загрязнения и их влияния на здоровье населения;
укрепление российского присутствия на архипелаге Шпицберген, в первую очередь за счет расширения экономической деятельности, осуществляемой российскими организациями.
Социальные последствия выражаются прогнозными качественными и количественными показателями снижения риска заболеваний и повышения трудоспособности населения в результате реализации мероприятий подпрограммы.
Экологические последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходного состояния окружающей среды и биологических ресурсов. Будут привлечены значительные внебюджетные средства для реализации природоохранных инвестиционных проектов в российской части Арктики.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 619 в Подпрограмму внесены изменения
См. текст Подпрограммы в предыдущей редакции

Подпрограмма "Изучение и исследование Антарктики"
федеральной целевой программы "Мировой океан"

Паспорт подпрограммы "Изучение и исследование Антарктики"

Наименование подпрограммы
-
подпрограмма "Изучение и исследование Антарктики"
Дата принятия решения о разработке подпрограммы и дата ее утверждения
-
Указ Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11,постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 192,постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919
Государственный заказчик подпрограммы
-
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Основной разработчик подпрограммы
-
государственное учреждение "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт"
Цель и задачи подпрограммы
-
целью подпрограммы является проведение комплекса научно-исследовательских и инфраструктурных мероприятий, обеспечивающих активное присутствие России в Антарктике.Задачами подпрограммы являются:повышение эффективности научных исследований России в Антарктике;получение новых данных о состоянии природной среды Антарктики на основе комплексного мониторинга;создание нового зимовочного и транспортного комплекса в Антарктиде (на базе станции Прогресс);разработка рекомендаций по выполнению природоохранных мероприятий в соответствии с требованиями Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы
-
количество публикаций в реферируемых изданиях, содержащих результаты научной деятельности, полученные в рамках выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
прирост объема информации о природной среде Антарктики в информационной системе "Антарктика";
число обращений пользователей на сайт подпрограммы в сети Интернет в интерактивном режиме;
количество построенных и введенных в эксплуатацию объектов на антарктической станции Прогресс;
количество вводимого в эксплуатацию оборудования, техники и технологических средств на антарктических станциях
Срок реализации подпрограммы
-
подпрограмма реализуется с 1998 по 2013 год в 3 этапа:I этап - 1998 - 2002 годы;II этап - 2003 - 2007 годы;III этап - 2008 - 2013 годы
Объемы и источники финансирования подпрограммы
-
общий объем финансирования подпрограммы в 2008 - 2013 годах составляет 1231,942 млн. рублей, в том числе:за счет средств федерального бюджета - 1228,692 млн. рублей;за счет средств внебюджетных источников - 3,25 млн. рублей.Средства направляются:на капитальные вложения - в размере 843,3 млн. рублей за счет средств федерального бюджета;на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 153,502 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 150,252 млн. рублей;на прочие нужды - в размере 235,14 млн. рублей за счет средств федерального бюджета
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
-
реализация подпрограммы позволит обеспечить переход к оптимальным параметрам деятельности России в Антарктике на основе модернизации сети российских антарктических станций, совершенствования приборной и технологической базы Российской антарктической экспедиции, получить новые данные о состоянии природной среды Антарктики. Реализация подпрограммы обеспечит закрепление позиций России в Антарктике и повышение эффективности научных исследований в Антарктике

I. Характеристика проблемы

Сохранение и закрепление политических и научных позиций России в Антарктике является основной задачей обеспечения государственных интересов нашей страны в этом регионе. Проводимая Россией политика эффективного присутствия в наиболее важных в стратегическом отношении районах Антарктики дает возможность активного участия в решении на международной арене вопросов, связанных с перспективами развития этого региона планеты.
Научные исследования в Антарктике позволяют государству не только доказать свой высокий экономический и научно-технический потенциал, но и получить политический выигрыш - основание для вхождения в круг консультативных сторон Договора об Антарктике 1959 года, уполномоченных принимать решения в отношении Антарктики. Причастность того или иного государства к развитию событий в Антарктике рассматривается как показатель его международной состоятельности. Не случайно в последние годы такие небольшие и далекие от проблем южной полярной области страны, как Чехия, Эстония, Украина, Белоруссия и Казахстан настойчиво заявляют о своей особой заинтересованности в судьбе Антарктики. Для стран, стремящихся играть активную роль в международной политике, Антарктика - необходимый элемент внешнеполитической стратегии.
Научные исследования являются основным инструментом обоснования стратегического присутствия государства в регионе.
В последние годы, несмотря на серьезные финансовые сложности, удалось сохранить основные элементы антарктической инфраструктуры и приоритетные направления исследований. Системообразующей основой научных антарктических исследований явилась подпрограмма "Изучение и исследование Антарктики" федеральной целевой программы "Мировой океан" (далее - подпрограмма), которая позволила объединить главные направления деятельности России в Антарктике в единое целое. Государственным заказчиком подпрограммы стала Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, научные исследования были сконцентрированы на решении приоритетных вопросов, увеличился круг учреждений - участников подпрограммы, что позволило получить результаты, соответствующие мировому уровню, и поднять престиж России.
Подпрограмма явилась системным механизмом для реализации действий, связанных с международно-правовым статусом Антарктики. Россия как участница международного Договора об Антарктике 1959 года взяла на себя определенные обязательства, в том числе:
соблюдение принципов Договора об Антарктике 1959 года;
выполнение Конвенции о сохранении тюленей Антарктики 1972 года, Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года, Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года;
выполнение рекомендаций и мер консультативных совещаний по Договору об Антарктике 1959 года;
обеспечение открытости всех данных о проводимых научных исследованиях и работах;
выполнение двусторонних и многосторонних международных соглашений по сотрудничеству в Антарктике.
В рамках подпрограммы:
проведены исследования, связанные с получением новых данных о состоянии природы региона, определением прошлых, текущих и будущих изменений его природной среды, оценкой их влияния на глобальные изменения, развитием системы мониторинга окружающей среды, а также с разработкой и совершенствованием технологий, обеспечивающих деятельность человека в Антарктике;
получены оценки параметров современного климата Антарктики, включая озоновый слой;
исследован видовой состав, таксономическая и трофическая структура морских, пресноводных и наземных биоценозов Антарктики;
оценены параметры биопродукционных процессов в водах Южного океана;
созданы отдельные цифровые геолого-геофизические карты;
дана оценка перспектив нефтегазоносности континентальной окраины Антарктиды;
создан комплекс математических моделей для описания эволюции природной среды Антарктики;
получена оценка влияния процессов в ионосфере на процессы и явления в приземных слоях и верхней атмосфере южного полушария;
подготовлена совокупность электронных баз данных по природной среде Антарктики.
К наиболее важным результатам выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ можно отнести итоги комплексных исследований уникального подледникового озера Восток, которые рассматриваются научной общественностью как географическое открытие конца ХХ века.
Инвестиционные проекты подпрограммы направлены на обеспечение деятельности в регионе, в том числе на проектирование и строительство объектов в высоких широтах и для морских транспортных операций. Продолжено строительство зимовочного комплекса, электростанции, снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс. В целях укрепления материально-технической базы Российской антарктической экспедиции и обеспечения походов на внутриконтинентальную станцию Восток произведена закупка техники, проведено дооснащение станций технологическим природоохранным оборудованием (в соответствии с требованиями Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года), закуплено медицинское и противопожарное оборудование, начата модернизация и приборное переоснащение антарктических станций, приобретено научное оборудование (комплекты радионавигационного, геофизического, океанографического оборудования, оборудование для обработки информации и т.д.).
На I этапе подпрограммы (1998 - 2002 годы), учитывая критическое состояние российских исследований в Антарктике в середине 90-х годов, упор был сделан на сохранении наиболее приоритетных научных исследований, реорганизации работ Российской антарктической экспедиции в пределах минимально допустимых параметров и на стабилизации деятельности России в Антарктике. Задачи I этапа были достигнуты, что нашло свое отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 685 "О мерах по обеспечению интересов Российской Федерации в Антарктике и деятельности Российской антарктической экспедиции в 2002 - 2005 годах", а также в решении Межведомственной научно-практической конференции по обсуждению итогов выполнения I этапа подпрограммы (ноябрь 2002 г., г. Санкт-Петербург).
На II этапе подпрограммы (2003 - 2007 годы) началось и продолжалось укрепление российского присутствия в Антарктике за счет развития экспедиционно-логистической базы Российской антарктической экспедиции и приоритетных научных исследований в соответствии с мероприятиями по обеспечению деятельности Российской антарктической экспедиции в 2002 - 2005 годах, предусмотренными указанным постановлением. Итоги I этапа показали необходимость укрупнения выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В итоге число проектов было сокращено с 19 (на I этапе) до 14 (на II этапе). Уточненная система мероприятий II этапа подпрограммы была утверждена Межведомственной комиссией по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ходе реализации федеральной целевой программы "Мировой океан" (протокол заседания от 4 сентября 2002 г.).
На III этапе (2008 - 2013 годы) необходимо осуществить переход к оптимальным параметрам деятельности России в Антарктике, на основе которого возможно расширение комплекса исследовательских работ за счет использования современных наблюдательных технологий и автоматизированных средств наблюдения.
Природно-ресурсное значение Антарктики и ее геополитическое положение являются главными факторами, которые определяют необходимость проведения систематических российских исследований этого региона в интересах обеспечения национальной безопасности и на основе равноправного участия России в деятельности международных полярных организаций.
Реализация комплекса научных исследований в рамках подпрограммы позволит России сохранить свои позиции в Антарктике и претендовать на сохранение роли влиятельного участника текущих и будущих событий в регионе. В противном случае неизбежно произойдет утрата Россией ее позиций в Антарктике и в конечном итоге полное вытеснение нашей страны из этого региона.

II. Цель и задачи подпрограммы, срок реализации, целевые индикаторы и показатели

Цель и задачи подпрограммы на III этапе уточняются с учетом результатов работ, полученных на предыдущих этапах подпрограммы. При определении цели и задач подпрограммы на III этапе разработчики руководствовались основными положениями Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Морская доктрина) и Концепции федеральной целевой программы "Мировой океан", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11 (далее - Концепция).
Целью III этапа подпрограммы является проведение комплекса научно-исследовательских и инфраструктурных мероприятий, обеспечивающих активное присутствие России в Антарктике.
Основными задачами III этапа подпрограммы являются:
повышение эффективности научных исследований России в Антарктике;
получение новых данных о состоянии природной среды Антарктики на основе комплексного мониторинга;
создание нового зимовочного и транспортного комплекса в Антарктиде (на базе станции Прогресс);
разработка рекомендаций по выполнению природоохранных мероприятий в соответствии с требованиями Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года.
Уровень достижения цели подпрограммы на III этапе характеризуется следующими показателями:
количество публикаций в реферируемых изданиях, содержащих результаты научной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Этот показатель отражает состояние проблемно ориентированных фундаментальных исследований природной среды Антарктики, их соответствие международному уровню;