(Действующий) Постановление Правительства РФ от 10 августа 1998 г. N 919"О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
"Экологическая безопасность в Арктике";
"Развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и обеспечение деятельности в Арктике";
"Адаптация к изменениям в Арктике";
"Укрепление российского присутствия на архипелаге Шпицберген".
Цель проекта "Устойчивое освоение ресурсов Арктики" - создание условий для формирования и освоения углеводородных ресурсов, прежде всего на континентальном шельфе, некоторых видов стратегического сырья и биоресурсного потенциала в Арктике, повышение энергонезависимости арктических районов России.
В рамках этого проекта предполагается решение следующих задач:
создание условий для изучения, поиска и разведки месторождений сырья, определения экономической ценности участков континентального шельфа;
обеспечение экономических интересов Российской Федерации при решении международно-правовых вопросов, связанных с разграничением морских пространств;
принятие нормативного правового акта, устанавливающего южную границу арктической зоны Российской Федерации;
расширение использования нетрадиционных возобновляемых видов энергии и местных видов топлива, а также разработка и внедрение современных технологий переработки углеводородного сырья.
В рамках проекта будут реализованы следующие мероприятия:
совершенствование экономических механизмов использования недр арктического континентального шельфа Российской Федерации;
анализ мирового опыта и разработка предложений по созданию и использованию современных средств для экспедиционных исследований ресурсной базы арктических морей, поиска полезных ископаемых и проведения комплексных научно-экспедиционных работ на арктическом шельфе;
разработка предложений для подготовки нормативного правового акта, устанавливающего южную границу арктической зоны Российской Федерации;
анализ правоприменения национальных и международных нормативных правовых актов и подготовка рекомендаций по обеспечению экономических и иных интересов Российской Федерации в Арктике.
Цель проекта "Экологическая безопасность в Арктике" - снижение ущерба окружающей среде от расширения экономической деятельности и восстановление окружающей среды, нарушенной в результате прошлой деятельности, в российской Арктике.
В рамках реализации этого проекта предполагается решение следующих задач:
предотвращение и устранение загрязнения прибрежной и морской среды в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности на суше, в Северном Ледовитом океане и арктических морях, включая нефтяное, химическое и радиоактивное загрязнения;
сохранение биологического и ландшафтного разнообразия и потенциала возобновляемых природных ресурсов;
снижение рисков возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и ликвидация их последствий.
В рамках проекта будут реализованы следующие мероприятия:
оценка размера экологического ущерба в арктической зоне Российской Федерации и обоснование мероприятий по его ликвидации и снижению угроз окружающей среде, вызываемых расширением хозяйственной деятельности в Арктике;
проведение комплексных исследований для определения перечня природоохранных инвестиционных проектов, возможных форм и механизмов их реализации;
подготовка предложений по реализации мероприятий правового и институционального характера для ликвидации последствий деятельности промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду, и принятия превентивных мер при создании новых производственных комплексов в Арктике;
экономическая оценка мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба в районах расположения бывших военных объектов, передаваемых в гражданское пользование, в том числе на территории Земли Франца-Иосифа и Новосибирских островов;
экономическая оценка мероприятий по очистке акваторий арктических морей и рек от брошенных и затопленных объектов, мешающих судоходству и создающих риски возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, а также по очистке акваторий от особо опасных загрязняющих веществ;
оценка угрозы радиационного загрязнения прибрежных территорий и акваторий арктических морей, вызываемой наличием устаревших и утраченных радиоизотопных термоэлектрических генераторов, и определение затрат на их демонтаж и вывоз на утилизацию;
идентификация и обезвреживание источников особо опасных загрязнений (устаревших и запрещенных к использованию диэлектрических жидкостей, пестицидов и других химических веществ из группы токсичных стойких загрязнителей);
оценка состояния ртутьсодержащих отходов на территории российской Арктики и разработка современной системы управления такими отходами;
разработка и апробирование новых методов ликвидации нефтяного загрязнения и рекультивации нефтезагрязненных участков в российской Арктике, включая акватории, на основе современных биотехнологий;
научное обоснование мер по восстановлению экосистем наиболее закисленных водоемов (в том числе разработка методов и материалов для восстановления закисленных водных экосистем суши, представляющих особую угрозу здоровью населения, рыбопродуктивности водоемов и биоразнообразию пресноводной флоры и фауны).
Цель проекта "Развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и обеспечение деятельности в Арктике" - повышение эффективности и безопасности транспортных операций и иной деятельности в Арктике.
Важнейшей частью инфраструктурного комплекса российского Крайнего Севера является арктическая транспортная система, связывающая районы Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Ключевым элементом этой системы является Северный морской путь, в том числе инфраструктура морского и смежных видов транспорта, подсистемы авиационного, навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения и управления движением морских, речных и воздушных судов. Прогнозируется увеличение объема перевозок грузов по Северному морскому пути к 2012 году.
Существует ряд нерешенных технических и технологических проблем, из-за которых Россия в настоящее время не в состоянии в полной мере обеспечить безопасность судоходства, в том числе международного, и контроль несанкционированных видов деятельности в российской Арктике. Арктический регион освещается только иностранными специализированными космическими аппаратами. Использование данных, получаемых из зарубежных центров, не соответствует требованиям информационной независимости и безопасности Российской Федерации, а также задачам проведения независимой космической политики, поставленным Президентом Российской Федерации на заседании Совета Безопасности Российской Федерации в декабре 2006 г.
В рамках реализации этого проекта предполагается решение следующих задач:
создание современной комплексной системы обеспечения безопасности мореплавания и полетов авиации, контроля экономической и иной деятельности в Арктике, в том числе системы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, связи, управления движением морских и воздушных судов;
обеспечение аналитической обработки информации междисциплинарного и межведомственного характера с учетом интересов потребителей различного уровня;
надежное и своевременное доведение необходимой информации до конечных потребителей.
Основными мероприятиями проекта являются:
разработка многоцелевой российской космической системы "Арктика", обеспечивающей получение информации о ледовой обстановке, решение задач гидрометеорологии, связи, вещания, навигации, мониторинга состояния природной среды, безопасности жизнедеятельности и природопользования в Арктике;
разработка системы, обеспечивающей эффективное управление и безопасность судоходства по Северному морскому пути, повышение его конкурентоспособности.
Цель проекта "Адаптация к изменениям в Арктике" - адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям, снижение показателей стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности населения, проживающего в российской части Арктики.
Актуальность проблемы адаптации к последствиям глобальных климатических изменений в Арктике обусловлена необходимостью минимизации размера ущерба от возможных экономических, социальных и экологических чрезвычайных ситуаций. Согласно прогнозам существенно возрастает риск наводнений в прибрежных заболоченных территориях. Опасность таких угроз и рисков, а также необходимость принятия адаптационных мер подтверждены декларацией министров 8 приарктических государств, принятой на сессии Арктического совета 24 ноября 2004 г. в г. Рейкьявике (Исландия).
Установлено, что суровый климат, в особенности длительное охлаждение, существенно усиливают токсическое действие на организм человека вредных факторов. Особую опасность представляют инфекционные заболевания, связанные с разрушением вечной мерзлоты и возможностью появления патогенных инфекций. В настоящее время значение этих факторов существенно недооценено, что приводит к развитию у населения, проживающего в российской части Арктики, многих заболеваний, временной и стойкой утрате трудоспособности, сокращению продолжительности жизни.
В рамках реализации этого проекта предполагается решение задач, связанных со снижением риска и ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в условиях климатических изменений, а также с уменьшением негативных последствий и риска заболеваний населения, проживающего в российской части Арктики.
Основными мероприятиями проекта являются:
разработка прогностической модели и оценка воздействия изменения климата в Арктике на объекты инфраструктуры и состояние природной среды;
обоснование требований к разработке технических регламентов, учитывающих изменение климата в Арктике при проектировании систем жизнеобеспечения и объектов инфраструктуры;
оценка объектов (здания, сооружения, линейные объекты инфраструктуры), расположенных на земельных участках, подверженных воздействию опасных геологических процессов, подтоплению и затоплению в связи с прогнозируемым изменением климата, с указанием необходимых действий в отношении каждого из объектов (замена новым объектом, реконструкция, укрепление, перемещение, выведение из эксплуатации);