Действующий
Альтернативные инструменты и механизмы решения задач менее эффективны, так как деятельность хозяйствующих субъектов в регионе будет мотивирована лишь краткосрочными целями освоения уже подготовленных месторождений полезных ископаемых.
Действия органов государственной власти будут ограничены ведомственными целями, в то время как задачи освоения арктического региона носят преимущественно межведомственный характер, особенно в районах геостратегических интересов России.
Региональные программы, как правило, направлены на развитие территории конкретного субъекта Российской Федерации и не предусматривают экономического развития на межсубъектном уровне, а также в районах территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, которые относятся к ведению Российской Федерации.
Государственно-частное партнерство на этом этапе оправдано для решения лишь некоторых конкретных задач экономического развития, вместе с тем этот институт в краткосрочной перспективе не может рассматриваться в качестве основного инструмента освоения Арктики.
Отсутствие или устаревший характер многих природоохранных норм, не соответствующих новым экономическим условиям в России, сдерживает привлечение инвестиций в реализацию экологических проектов.
Без использования программно-целевого метода прогнозируется возрастание рисков и угроз устойчивому развитию Арктики, основными из которых являются:
потеря научного и технологического лидерства по направлениям, обеспечивающим Российской Федерации конкурентные преимущества и национальную безопасность;
существенное сокращение прироста разведанных запасов углеводородного и минерального сырья, а также доходов, поступающих в федеральный бюджет при проведении конкурсных торгов по участкам месторождений на континентальном шельфе, передаваемым компаниям для их освоения;
невозможность эффективного решения комплексных вопросов развития инфраструктуры единой национальной транспортной системы в Арктике;
прогрессирующее загрязнение и деградация хрупких арктических экосистем в условиях усиливающейся антропогенной нагрузки, накопления отходов и поступления загрязняющих веществ в результате их трансграничного переноса;
высокие экологические риски и затраты при освоении труднодоступных природных ресурсов, в том числе при выполнении транспортных операций;
увеличение риска и размера ущерба в результате опасных природных явлений, в том числе климатических, гидрометеорологических и ледовых, техногенных аварий и катастроф.
создание условий для формирования и устойчивого освоения углеводородных ресурсов, прежде всего на континентальном шельфе, некоторых видов стратегического сырья и биоресурсного потенциала в Арктике;
снижение ущерба окружающей среде от расширения экономической деятельности и восстановление окружающей среды, нарушенной в результате прошлой деятельности, в российской Арктике;
создание условий для надежного функционирования национальной арктической транспортной системы в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики;
адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям, снижение показателей стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности населения, проживающего в российской Арктике;
С целью обеспечения готовности к масштабным работам в Арктике на III этапе реализации подпрограммы в основном проводятся необходимые исследовательские и проектно-изыскательские работы, осуществляется разработка технических требований и экономических обоснований перспективных проектов, а также реализуется ряд приоритетных инвестиционных и экологических проектов.
Система целевых показателей реализации подпрограммы позволяет оценить достижение цели и обеспечить решение задач в процессе реализации мероприятий подпрограммы и к концу планируемого периода. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении N 9.
Достижение целей и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих получение синергетического эффекта от ее реализации.
Мероприятия подпрограммы формируются по проектному принципу и ориентированы на реализацию 5 крупных комплексных проектов:
Цель проекта "Устойчивое освоение ресурсов Арктики" - создание условий для формирования и освоения углеводородных ресурсов, прежде всего на континентальном шельфе, некоторых видов стратегического сырья и биоресурсного потенциала в Арктике, повышение энергонезависимости арктических районов России.
создание условий для изучения, поиска и разведки месторождений сырья, определения экономической ценности участков континентального шельфа;
обеспечение экономических интересов Российской Федерации при решении международно-правовых вопросов, связанных с разграничением морских пространств;
принятие нормативного правового акта, устанавливающего южную границу арктической зоны Российской Федерации;
расширение использования нетрадиционных возобновляемых видов энергии и местных видов топлива, а также разработка и внедрение современных технологий переработки углеводородного сырья.
совершенствование экономических механизмов использования недр арктического континентального шельфа Российской Федерации;
анализ мирового опыта и разработка предложений по созданию и использованию современных средств для экспедиционных исследований ресурсной базы арктических морей, поиска полезных ископаемых и проведения комплексных научно-экспедиционных работ на арктическом шельфе;
разработка предложений для подготовки нормативного правового акта, устанавливающего южную границу арктической зоны Российской Федерации;
анализ правоприменения национальных и международных нормативных правовых актов и подготовка рекомендаций по обеспечению экономических и иных интересов Российской Федерации в Арктике.
Цель проекта "Экологическая безопасность в Арктике" - снижение ущерба окружающей среде от расширения экономической деятельности и восстановление окружающей среды, нарушенной в результате прошлой деятельности, в российской Арктике.
предотвращение и устранение загрязнения прибрежной и морской среды в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности на суше, в Северном Ледовитом океане и арктических морях, включая нефтяное, химическое и радиоактивное загрязнения;