(Действующий) Постановление Правительства РФ от 10 августа 1998 г. N 919"О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
См. текст Подпрограммы в предыдущей редакции

Подпрограмма"Освоение и использование Арктики"
федеральной целевой программы "Мировой океан"

Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. N 1335 в паспорт внесены изменения
См. текст паспорта в предыдущей редакции

Паспорт подпрограммы "Освоение и использование Арктики"

Наименование подпрограммы
-
подпрограмма "Освоение и использование Арктики"
Дата принятия решения о разработке подпрограммы и дата ее утверждения
-
Указ Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11,постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 192,постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919
Государственные заказчики подпрограммы
-
Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное космическое агентство, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство связи, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Основной разработчик подпрограммы
-
Министерство экономического развития Российской Федерации
Цель и задачи подпрограммы
-
целью подпрограммы является обеспечение геополитических и экономических интересов России в Арктике.Задачами подпрограммы являются:создание условий для формирования и устойчивого освоения углеводородных ресурсов, прежде всего на континентальном шельфе, некоторых видов стратегического сырья и биоресурсного потенциала в Арктике;повышение энергонезависимости арктических районов России;снижение ущерба окружающей среде от расширения экономической деятельности и восстановление окружающей среды, нарушенной в результате прошлой деятельности, в российской Арктике;создание условий для надежного функционирования национальной арктической транспортной системы в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики;адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям;снижение показателей стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности населения, проживающего в российской Арктике;укрепление и повышение эффективности российского присутствия на архипелаге Шпицберген
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы
-
количество подготовленных проектов методических и информационных документов, используемых для принятия управленческих решений, обеспечивающих развитие деловой активности и укрепление российского присутствия в Арктике, в том числе на архипелаге Шпицберген;
размер предотвращенного экологического ущерба, который рассчитывается в соответствии с временной методикой определения предотвращенного экологического ущерба, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 9 марта 1999 г.;
очистка загрязненных территорий в Арктической зоне Российской Федерации и на архипелаге Шпицберген
Срок реализации подпрограммы
-
подпрограмма реализуется с 1998 по 2013 год в 3 этапа:I этап - 1998 - 2002 годы;II этап - 2003 - 2007 годы;III этап - 2008 - 2013 годы
Объемы и источники финансирования подпрограммы
-
общий объем финансирования подпрограммы в 2008 - 2013 годах составляет 1736,4248 млн. рублей, в том числе:за счет средств федерального бюджета - 1425,1248 млн. рублей;за счет средств внебюджетных источников - 311,3 млн. рублей.Средства направляются:на капитальные вложения - в размере 540,0619 млн. рублей за счет средств федерального бюджета;на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 743,2848 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 487,6848 млн. рублей;на прочие нужды - в размере 453,0781 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 397,3781 млн. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
-
реализация мероприятий подпрограммы должна обеспечить основу для дальнейшей реализации проектов комплексного освоения, использования, сохранения и исследования Арктики
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. N 1335 в раздел I внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции

I. Характеристика проблемы

Правительство Российской Федерации 14 июня 2001 г. определило Арктику в качестве самостоятельного объекта государственной политики в целях обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития районов арктической зоны.
Экономическую значимость Арктики определяет ее природно-ресурсный и морской логистический потенциал.
Основу природно-ресурсного потенциала составляют углеводородные ресурсы Арктики, которые, по имеющимся оценкам, составляют до 25 процентов общемировых запасов. Так, начальные извлекаемые углеводородные ресурсы российского шельфа достигают 100 млрд. тонн условного топлива, из них более 80 процентов сосредоточено в Арктике.
Однако проведение работ по поиску, разведке и освоению месторождений углеводородов на континентальном шельфе российских арктических морей сдерживает:
отсутствие технических средств и технологических возможностей, связанных с поиском и разведкой морских месторождений, а также с освоением уже разведанных запасов в особо сложных условиях Арктики (в настоящее время Российская Федерация и российские компании не располагают буровыми и современными многоцелевыми судами);
низкий объем инвестиций Российской Федерации и российских компаний в разведку и разработку морских месторождений в связи с высоким риском работ в Арктике и необходимостью крупных капиталовложений для их выполнения (инвестиции в разведку и разработку морских месторождений углеводородов в России в основном ограничиваются проектами, которые реализовывались в рамках соглашений о разделе продукции, большая часть которых была освоена на производственных предприятиях зарубежных стран);
неурегулированность международно-правовых вопросов, в том числе:
не определена внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации в Арктике (необходимо представить в Комиссию по границам континентального шельфа, созданную в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, дополнительные геолого-геофизические и гидрографические данные для обоснования внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Арктике в дополнение к заявке, представленной в эту Комиссию в 2001 году, а также провести соответствующие согласительные процедуры с приарктическими государствами);
не урегулированы в восточной части российской Арктики вопросы разграничения морских пространств с США (соглашение СССР и США от 1 июня 1990 г. не ратифицировано Российской Федерацией);
плохая изученность российского арктического шельфа по сравнению с шельфом других приарктических государств (с начала 70-х годов в западной части российской Арктики и Охотском море была произведена сейсморазведка со средней плотностью 0,24 погонного километра на кв. километр, в то время как плотность сейсморазведки, произведенной, например, в Северном море, составляет более 4 погонных километров на кв. километр).
Особое географическое положение определяет геополитическую значимость Арктики. Например, через российскую Арктику проходят кратчайшие пути между рынками Северо-Западной Европы и рынками Японии, Китая, США, Канады. В условиях увеличения транспортной активности, улучшения перспектив развития высокорентабельных трансконтинентальных перевозок, роста добычи нефти и газа на континентальном шельфе, повышения внутренних и внешних транспортных потребностей возрастает значение арктической транспортной системы и ее ключевого элемента - Северного морского пути, являющегося исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике, соединяющей транспортные подсистемы Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. При использовании Северного морского пути вместо действующих маршрутов через Суэцкий и Панамский каналы путь из порта Роттердам заметно сокращается: до порта Иокогама - на 3860 морских миль (34 процента), до порта Шанхая - на 2449 миль (23 процента), до порта Ванкувера - на 1932 мили (22 процента).
Актуальной задачей является развитие авиационной транспортной системы арктической зоны, особенно системы кроссполярных перелетов, а также малой авиации для обеспечения жизнедеятельности небольших удаленных населенных пунктов.
Однако отсутствие или высокая степень износа инфраструктуры в настоящее время не позволяет в полной мере обеспечить:
безопасность перевозок по Северному морскому пути, кроссполярных перелетов и полетов малой авиации в силу критического износа навигационно-гидрографического и гидрометеорологического оборудования и технологических ограничений информационного взаимодействия с воздушными и морскими судами, а также полярными станциями (Россия в настоящее время не располагает космическими аппаратами, способными обеспечивать устойчивую связь выше 68 северной широты);
контроль несанкционированных видов деятельности (нелегальные рыболовство, строительство и вырубка леса, нарушение технологических процессов, регламентов и лицензионных соглашений);
проведение ледовой разведки в районах судоходства и оборонной деятельности (полная зависимость от информации, поступающей с зарубежных метеорологических спутников, низкая оперативность обработки и получения информации о ледовой обстановке в связи с неразвитостью наземного комплекса центров сбора и обработки информации);
раннее обнаружение природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, прогнозирование стихийных бедствий и оповещение о них (полная зависимость от информации, поступающей с зарубежных спутников);
мониторинг загрязнения окружающей среды;
получение долгосрочных метеопрогнозов в условиях увеличения в последние годы количества погодных и климатических аномалий.
Кроме того, для обеспечения жизнедеятельности в Арктике необходимо ежегодно в сжатые сроки летней навигации завозить в арктические районы морским и речным транспортом большое количество энергоносителей, что требует значительных финансовых затрат. Уменьшить эти затраты можно путем расширения использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива.
Экологическую значимость Арктики определяют наличие уникальных экосистем (вклад природного комплекса российской Арктики в сохранение глобальной устойчивости биосферы оценивается в 12 процентов), большая роль в обеспечении устойчивости климата планеты, биологического разнообразия и сохранении традиционной системы природопользования коренных народов, для которых биологические ресурсы являются основой обеспечения их жизнедеятельности.
Проблемы экологической безопасности Арктики привлекают внимание как приарктических государств, так и государств, находящихся вне территории Арктики. В условиях чрезвычайно уязвимой окружающей среды Арктики (нарушение ее состояния практически необратимо) особую озабоченность вызывают усиливающаяся антропогенная нагрузка, накопление отходов, поступление загрязняющих веществ в результате трансграничного переноса, угрозы нефтяного, химического и радиоактивного загрязнения.
Опасность хранения неутилизированных отходов увеличивается в связи с процессами глобального потепления и разрушением вечной мерзлоты, которая ранее частично препятствовала дальнейшему распространению загрязняющих веществ путем попадания их в водную среду.
Основными экологическими проблемами являются:
критическое состояние радиоизотопных термоэлектрических генераторов;
загрязнение морской среды в районах освоения, особенно в прибрежных (90 процентов хозяйственно-бытовых стоков сбрасываются неочищенными);
неудовлетворительное состояние окружающей среды в районах интенсивной хозяйственной деятельности, а также на территориях бывших военных объектов;
критическое состояние водных объектов, очистных сооружений и источников питьевого водоснабжения (для 70 процентов административных территорий остро стоят вопросы обеспечения санитарно-гигиенических нормативов питьевого водоснабжения, практически 90 процентов населения региона пьет некачественную воду);
угроза биологическому разнообразию животного и растительного мира (около 20 видов птиц и млекопитающих, населяющих Арктику, занесены в Красную книгу Российской Федерации);
неудовлетворительное состояние атмосферного воздуха в населенных пунктах, расположенных вблизи промышленных предприятий городов и населенных пунктов (в районе Кольского полуострова и г. Норильска в атмосферу поступает ежегодно около 4 млн. тонн сернистого ангидрида и сотни тысяч тонн угарного газа и окислов азота);
отсутствие эффективной системы мониторинга состояния опасных источников загрязнения и быстрого реагирования при возникновении чрезвычайных экологических ситуаций.
Прогнозируемый рост добычи, переработки и транспортировки углеводородного и минерального сырья будет сопровождаться появлением новых мощных источников техногенного загрязнения окружающей среды Арктики, особенно опасных при работах на континентальном шельфе.
Арктика является климатоформирующим регионом планеты, поэтому состояние окружающей среды в Арктике является одновременно и важным индикатором глобальных изменений, которые проявляются в этом регионе наиболее значимо. Изменение климата приведет к серьезным экономическим, социальным и экологическим последствиям. В их числе подъем уровня моря с затоплением обширных пространств суши, разрушение вечной мерзлоты, усиление штормов и в конечном итоге уничтожение объектов инфраструктуры. Особо серьезные экономические последствия может вызвать нарушение стабильности транспортной (газо- и нефтепроводы, шоссейные и железные дороги) и социальной инфраструктуры (жилые дома и другие социальные объекты).
Вместе с тем одним из проявлений климатических изменений в Арктике является уменьшение ледового покрова в Северном Ледовитом океане, что может облегчить доступ к ресурсам континентального шельфа и сделать реальным использование Северного морского пути для трансконтинентальных перевозок. В условиях расширения хозяйственной деятельности в арктическом регионе и нестабильности на Ближнем Востоке актуальность задачи укрепления и развития Северного морского пути существенно возрастает, что требует скорейшей реализации ряда мер, направленных на повышение его конкурентоспособности и безопасности, включая принятие правил плавания по Северному морскому пути, которыми должны руководствоваться как отечественные, так и иностранные суда.
К числу других важных проблем, требующих реагирования, можно отнести совокупное негативное воздействие климатических и экологических факторов на здоровье населения, что во многом определяет критически высокий уровень заболеваемости и преждевременной смертности (особенно среди коренных малочисленных народов).
В целом наряду с необходимостью уточнения прогнозов глобальных изменений следует предпринимать действенные меры по адаптации объектов инфраструктуры и населения, проживающего и работающего в Арктике.
Важное значение для Российской Федерации имеет обеспечение присутствия на архипелаге Шпицберген и поддержания его демилитаризованного статуса, что определяет необходимость укрепления российских позиций в этом районе на основе диверсификации деятельности с учетом российского и норвежского опыта и в соответствии с решениями руководства Российской Федерации. Деятельность на этом архипелаге регулируется Договором о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г., к которому в настоящее время присоединились 40 стран. Однако активной хозяйственной деятельностью на архипелаге занимаются только 2 страны - Норвегия и Россия.