(Действующий) Постановление Правительства РФ от 10 августа 1998 г. N 919"О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Специфика Программы определяется ее комплексным межведомственным характером, что обусловливает и особый подход к оценке ее эффективности. Программа как инструмент совершенствования общегосударственной системы регулирования и управления морской деятельностью Российской Федерации должна способствовать:
реализации российских интересов в системе международных отношений;
решению острых социально-экономических проблем России;
переходу России к устойчивому социально-экономическому развитию;
обеспечению национальной безопасности и поддержанию достойных позиций России как развитой морской державы.
Программа на III этапе ее реализации станет действенным механизмом выполнения основных положений Морской доктрины. Эффективность Программы состоит в достижении единых целей политики государства в области обеспечения национальных и геополитических интересов России, поддержании ее устойчивого экономического развития, получении конкретных практических результатов как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе. Реализация Программы обеспечит интеграцию деятельности отдельных ведомств и регионов по развитию морской деятельности Российской Федерации как внутри страны, так и за рубежом, что позволит повысить результативность использования средств федерального бюджета за счет их концентрации на наиболее значимых проектах и мероприятиях Программы.
Эффективность Программы определяется по следующим направлениям:
коммерческая эффективность, характеризующая результативность затрат в морской сфере с позиций инвестора;
бюджетная эффективность, позволяющая оценить влияние экономики морской деятельности на консолидированный бюджет Российской Федерации в результате реализации Программы.
В целом результаты реализации Программы характеризуются значительным мультипликативным эффектом, который во многом определяется комплексностью решаемых проблем. Эффективность выполнения мероприятий Программы будет проявляться в улучшении показателей, характеризующих состояние и динамику развития отраслей морской деятельности Российской Федерации, а также смежных отраслей, непосредственно связанных с ними производственно-технологической цепочкой.
Эффект от реализации Программы будет распространяться не только на регионы, в которых выполняются ее проекты и мероприятия, но также и на регионы, в которых сосредоточены промышленные предприятия и организации, обеспечивающие потребности отраслей морской деятельности Российской Федерации в технических средствах и технологиях, научных разработках, переработке сырья, предоставляющие различные виды услуг, необходимых для нормального и бесперебойного функционирования морского комплекса России в целом.
Реализация Программы позволит обеспечить необходимые масштабы морской деятельности Российской Федерации за счет развития и использования технологического потенциала, достижений в области морских наук, информационных технологий, а также в области перспективных средств связи и коммуникаций.

Подпрограмма "Исследование природы Мирового океана"
федеральной целевой программы "Мировой океан"

Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. N 81 в паспорт внесены изменения
См. текст паспорта в предыдущей редакции

Паспорт подпрограммы "Исследование природы Мирового океана"

Наименование подпрограммы
-
подпрограмма "Исследование природы Мирового океана"
Дата принятия решения о разработке подпрограммы и дата ее утверждения
-
Указ Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11,постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 192,постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919
Государственный заказчик подпрограммы
-
Министерство образования и науки Российской Федерации
Основные разработчики подпрограммы
-
научные организации Российской академии наук, научно-исследовательские институты и центры федеральных органов исполнительной власти
Цель и задачи подпрограммы
-
целью подпрограммы является развитие научной базы для устойчивого прогресса отраслей морской деятельности, роста морского потенциала России, обеспечения ее национальной безопасности, снижения ущерба от природных и техногенных катастроф, выполнения задач других подпрограмм федеральной целевой программы "Мировой океан".Задачами подпрограммы являются:изучение и оценка роли Мирового океана в резких изменениях климата в интересах эффективного стратегического планирования и безопасности страны;оценка влияния изменений морской среды на динамику и сохранение биоресурсов морей России и необходимые меры для их сохранения;исследования, направленные на совершенствование методов определения перспективных районов освоения минеральных и углеводородных ресурсов континентального склона и дна Мирового океана и обоснование новых подходов к оценке их перспективности; батиметрические исследования окраинных морей Российской Федерации;исследование связанных с Мировым океаном опасных и катастрофических природных явлений с целью их достоверного прогноза, эффективного предупреждения и минимизации рисков осуществления морской деятельности;комплексные исследования процессов, характеристик и ресурсов морей западной части Арктики, дальневосточных морей и Балтийского моря;исследование возможных направлений развития морской деятельности Российской Федерации в условиях рисков и вызовов глобализации;создание современных технических средств исследования Мирового океана
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы
-
количество перспективных научных результатов, передаваемых для последующей разработки передовых технологий;
количество научных публикаций (в том числе международных), содержащих результаты интеллектуальной деятельности;
прирост научной информации по существующим и новым базам данных;
количество подготовленных проектов методических документов;
количество полученных патентов на результаты интеллектуальной деятельности
Срок реализации подпрограммы
-
подпрограмма реализуется
в 1998 - 2013 годах в 3 этапа:
I этап - 1998 - 2002 годы;II этап - 2003 - 2007 годы;III этап - 2008 - 2013 годы
Объемы и источники финансирования подпрограммы
-
общий объем финансирования подпрограммы в 2008 - 2013 годах составляет 733,445 млн. рублей, в том числе:за счет средств федерального бюджета - 551,695 млн. рублей;за счет средств внебюджетных источников - 181,75 млн. рублей.Все средства направляются на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
-
повышение достоверности прогнозов климатических изменений на территории России, включая экстремальные климатические явления, за счет учета роли океанских процессов;среднесрочные и долгосрочные прогнозы и сценарии состояния морского биоразнообразия и функционирования морских экосистем; методы мониторинга морских экосистем, критерии оценки экологических рисков для морских экосистем, возникающих в ходе экономического развития приморских регионов России, и рекомендации по их снижению;научное обоснование совершенствования методов определения перспективных районов и разработка новых подходов к оценке перспективности освоения евразийского сектора Северного Ледовитого океана как резерва углеводородного сырья на ближайшую и долгосрочную перспективу;защищенность населения прибрежных регионов и уменьшение ущерба от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, связанных с процессами, происходящими в Мировом океане;рекомендации по долгосрочному планированию экономического развития прибрежных зон и организации морской деятельности в Баренцевом, Белом, Балтийском и дальневосточных морях;научно обоснованные предложения для включения в проект государственной стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2020 года и на отдаленную перспективу;создание современных технических средств исследования Мирового океана

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма

Основной целью реализации подпрограммы "Исследование природы Мирового океана" (далее - подпрограмма) было комплексное решение проблемы изучения Мирового океана в интересах экономического развития и безопасности страны. При этом решались следующие задачи:
исследование природной среды Мирового океана и происходящих в нем ключевых процессов;
фундаментальные исследования процессов взаимодействия океана и атмосферы, в том числе глобального характера (парниковый эффект, энерго- и массообмен, биогеохимический цикл "углерод - кислород" и др.);
исследование природной среды и ресурсного потенциала континентального шельфа, исключительной экономической зоны, территориального моря и прибрежной зоны Российской Федерации;
изучение и мониторинг состояния Мирового океана и гидрометеорологической обстановки в прилегающих морях в целях обеспечения хозяйственной и оборонной деятельности России;
изучение динамики экосистем, морских биологических ресурсов и выявление новых районов промысла морепродуктов на основе оценки биопродуктивности различных акваторий Мирового океана, развитие марикультуры;
исследование строения и развития земной коры дна морей и океанов, прогноз и оценка минеральных ресурсов Мирового океана;
навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение выполнения оборонных и народно-хозяйственных задач;
исследование природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций в морских акваториях и прибрежных районах (землетрясений, цунами, пожаров, наводнений, извержений вулканов, разливов нефти и т.д.);
изучение состояния и загрязнения Мирового океана, в особенности в прибрежных водах России, и подготовка соответствующих рекомендаций.
Для решения этих задач выполнялись следующие основные мероприятия подпрограммы:
анализ и прогноз климата Мирового океана для обеспечения экономической деятельности, обороноспособности и устойчивого развития страны;
исследование динамики экосистем, биогеохимических циклов, морских биологических ресурсов, биоразнообразия акваторий Мирового океана, проблем загрязнения морей России и Мирового океана;
исследование состава и строения земной коры Мирового океана, прогноз и оценка минеральных ресурсов;
комплексные исследования и мониторинг дальневосточных, арктических, Черного, Азовского, Каспийского и Балтийского морей.
Выполненные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы способствовали научному и научно-техническому обеспечению реализации крупных национальных проектов, направленных на освоение и использование ресурсов и пространств Мирового океана и, прежде всего, в акваториях, находящихся под юрисдикцией и суверенитетом Российской Федерации. Положительные результаты во многих случаях были получены за счет использования значительных научно-технических и иных заделов, которые были созданы морской наукой и практикой за годы, предшествовавшие кризису.
В течение I и II этапов реализации подпрограммы были восстановлены утраченные научные позиции России в области изучения Мирового океана и укреплена научная база для рационального освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития и безопасности страны.
За эти годы существенно расширились морские экспедиционные исследования во всех морях, прилегающих к России - Черном, Каспийском и Балтийском морях, в Арктике и на Дальнем Востоке. Осуществлялась разработка научного обоснования для создания сети наблюдения за состоянием морской среды, в частности обеспечения мониторинга загрязнения морей России. В результате этого возрос объем всех видов наблюдений за состоянием Мирового океана, позволяющих на количественном уровне исследовать ключевые процессы, управляющие изменением климата океана и влияющие на глобальный климат.
Расширение исследований основных параметров морской среды способствовало научному обоснованию путей рационального использования биологических, минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана, преимущественно в прибрежных морях России. Ежегодно выполнялось более 100 комплексных морских экспедиций, по результатам которых оценивалось состояние запасов основных водных биологических ресурсов в промысловых районах Мирового океана, разрабатывались научно обоснованные рекомендации по их рациональному использованию и сохранению.
Эффективность проектов подпрограммы, связанных с комплексными исследованиями процессов, характеристик и ресурсов морей России, проявляется в большом прикладном значении для ее прибрежных регионов выполненных исследований. В частности, разработаны основы информационно-аналитической системы в области океанографии и численные модели циркуляции вод дальневосточных морей, новые средства и методы регистрации цунами. Завершено формирование электронных каталогов и архивов наблюдений за опасными стихийными явлениями по ветровым волнам, зыби, палеоцунами и обледенению судов в северной части Тихого океана. Итоги работы могут быть применены для прогнозов погоды и опасных явлений природы, рыболовства, морского и воздушного транспорта, лесного и сельского хозяйства, морской нефтедобычи, образования. Подготовлена оценка степени возможного экологического ущерба природным береговым и прибрежноморским системам при реализации проектов, связанных со строительством нефтепроводов в Приморье и на острове Сахалин.
Составлена сводка по геологической изученности арктического континентального шельфа Российской Федерации с использованием геоинформационной технологии. Впервые дана оценка нефтегазоносности и минерагенического потенциала Северного Ледовитого океана. Разработан комплект сейсмических и геологических карт арктического шельфа Российской Федерации на базе геоинформационных технологий (программный продукт ArcView), который планируется использовать при проведении региональных работ как в акватории восточного сектора российской части Арктики, так и в береговой зоне. Использование комплекта карт на базе геоинформационных технологий позволит значительно сократить затраты при планировании региональных работ по выявлению нефтегазоносных структур на арктическом шельфе России. Результаты оценки ресурсного потенциала углеводородного сырья Северного Ледовитого океана переданы в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Опубликован климатический атлас арктических морей, содержащий не имеющую аналогов по составу и объему комплексную океанологическую базу данных, включающую сведения по метеорологии, гидрологии, гидрохимии, планктону, бентосу, ихтиофауне, морским птицам и млекопитающим. База является свободно расширяемой, в нее могут включаться без изменения и доработки технологических элементов как новые виды наблюдений, так и новые типы данных. Применение экосистемной модели оценки состояния гидробиологических сообществ Каспийского моря позволило повысить уровень научного обоснования прогнозов и рекомендаций по сохранению экосистемы северной части Каспийского моря.
Эффективность мероприятий, связанных с комплексными научными исследованиями морей России проявляется в большом прикладном значении выполненных проектов. Разработанные рекомендации используются организациями и учреждениями, осуществляющими проектирование, строительство и эксплуатацию различных сооружений в прибрежных зонах и на морских шельфах. Экологические и социальные результаты реализации мероприятий подпрограммы выражаются в снижении затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций при осуществлении морской деятельности и стихийных бедствий на суше, связанных с влиянием Мирового океана на климат. В частности, результаты исследования механизмов генерации и распространения волн цунами в Тихом океане показали принципиальную возможность спутникового мониторинга распространения волн цунами, что является весьма перспективным для цунамиопасных районов Дальнего Востока.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. N 81 в раздел II внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции

II. Цель и задачи подпрограммы, срок ее реализации, целевые индикаторы и показатели

Целью подпрограммы на III этапе реализации является развитие научной базы для устойчивого прогресса отраслей морской деятельности, роста морского потенциала России, обеспечения ее национальной безопасности, снижения ущерба от природных и техногенных катастроф, выполнения задач других подпрограмм федеральной целевой программы "Мировой океан".
Задачами подпрограммы являются: