Действующий
сведения о соответствии фактических показателей реализации Программы показателям, установленным при ее утверждении Правительством Российской Федерации;
оценку влияния фактических результатов реализации Программы на обороноспособность страны (мультипликативный эффект по результатам реализации Программы).
подпрограммы "Освоение и использование Арктики".
Программа предусматривает осуществление укрупненного инвестиционного проекта в отношении объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в рамках реализации Укрупненный инвестиционный проект представляет собой объединение взаимосвязанных инвестиционных проектов по отдельным объектам капитального строительства в целях повышения гибкости и оперативности управления ходом реализации мероприятий и включает однотипные объекты капитального строительства или объекты капитального строительства, увязанные в рамках укрупненного инвестиционного проекта.
Пообъектная детализация укрупненного инвестиционного проекта предусматривает представление информации о включенных в него объектах капитального строительства с указанием объемов ресурсного обеспечения по всем источникам финансирования и по годам реализации.
Для этих целей государственный заказчик Программы представляет субъекту бюджетного планирования предложения о пообъектном распределении государственных капитальных вложений по установленной форме для согласования. После согласования с субъектом бюджетного планирования указанные предложения подлежат согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.
При этом объекты капитального строительства должны пройти интегральную оценку и проверку на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения".
Специфика Программы определяется ее комплексным межведомственным характером, что обусловливает и особый подход к оценке ее эффективности. Программа как инструмент совершенствования общегосударственной системы регулирования и управления морской деятельностью Российской Федерации должна способствовать:
обеспечению национальной безопасности и поддержанию достойных позиций России как развитой морской державы.
Программа на III этапе ее реализации станет действенным механизмом выполнения основных положений Морской доктрины. Эффективность Программы состоит в достижении единых целей политики государства в области обеспечения национальных и геополитических интересов России, поддержании ее устойчивого экономического развития, получении конкретных практических результатов как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе. Реализация Программы обеспечит интеграцию деятельности отдельных ведомств и регионов по развитию морской деятельности Российской Федерации как внутри страны, так и за рубежом, что позволит повысить результативность использования средств федерального бюджета за счет их концентрации на наиболее значимых проектах и мероприятиях Программы.
коммерческая эффективность, характеризующая результативность затрат в морской сфере с позиций инвестора;
бюджетная эффективность, позволяющая оценить влияние экономики морской деятельности на консолидированный бюджет Российской Федерации в результате реализации Программы.
В целом результаты реализации Программы характеризуются значительным мультипликативным эффектом, который во многом определяется комплексностью решаемых проблем. Эффективность выполнения мероприятий Программы будет проявляться в улучшении показателей, характеризующих состояние и динамику развития отраслей морской деятельности Российской Федерации, а также смежных отраслей, непосредственно связанных с ними производственно-технологической цепочкой.
Эффект от реализации Программы будет распространяться не только на регионы, в которых выполняются ее проекты и мероприятия, но также и на регионы, в которых сосредоточены промышленные предприятия и организации, обеспечивающие потребности отраслей морской деятельности Российской Федерации в технических средствах и технологиях, научных разработках, переработке сырья, предоставляющие различные виды услуг, необходимых для нормального и бесперебойного функционирования морского комплекса России в целом.
Реализация Программы позволит обеспечить необходимые масштабы морской деятельности Российской Федерации за счет развития и использования технологического потенциала, достижений в области морских наук, информационных технологий, а также в области перспективных средств связи и коммуникаций.
Наименование подпрограммы | - | подпрограмма "Исследование природы Мирового океана" |
Дата принятия решения о разработке подпрограммы и дата ее утверждения | - | Указ Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11,постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 192,постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919 |
Государственный заказчик подпрограммы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации |
Основные разработчики подпрограммы | - | научные организации Российской академии наук, научно-исследовательские институты и центры федеральных органов исполнительной власти |
Цель и задачи подпрограммы | - | целью подпрограммы является развитие научной базы для устойчивого прогресса отраслей морской деятельности, роста морского потенциала России, обеспечения ее национальной безопасности, снижения ущерба от природных и техногенных катастроф, выполнения задач других подпрограмм федеральной целевой программы "Мировой океан".Задачами подпрограммы являются:изучение и оценка роли Мирового океана в резких изменениях климата в интересах эффективного стратегического планирования и безопасности страны;оценка влияния изменений морской среды на динамику и сохранение биоресурсов морей России и необходимые меры для их сохранения;исследования, направленные на совершенствование методов определения перспективных районов освоения минеральных и углеводородных ресурсов континентального склона и дна Мирового океана и обоснование новых подходов к оценке их перспективности; батиметрические исследования окраинных морей Российской Федерации;исследование связанных с Мировым океаном опасных и катастрофических природных явлений с целью их достоверного прогноза, эффективного предупреждения и минимизации рисков осуществления морской деятельности; комплексные исследования процессов, характеристик и ресурсов морей западной части Арктики, дальневосточных морей и Балтийского моря;исследование возможных направлений развития морской деятельности Российской Федерации в условиях рисков и вызовов глобализации;создание современных технических средств исследования Мирового океана |
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы | - | количество перспективных научных результатов, передаваемых для последующей разработки передовых технологий; |
количество научных публикаций (в том числе международных), содержащих результаты интеллектуальной деятельности; | ||
прирост научной информации по существующим и новым базам данных; | ||
количество подготовленных проектов методических документов; | ||
количество полученных патентов на результаты интеллектуальной деятельности | ||
Срок реализации подпрограммы | - | подпрограмма реализуется в 1998 - 2013 годах в 3 этапа:I этап - 1998 - 2002 годы;II этап - 2003 - 2007 годы; III этап - 2008 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы | - | общий объем финансирования подпрограммы в 2008 - 2013 годах составляет 733,445 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 551,695 млн. рублей;за счет средств внебюджетных источников - 181,75 млн. рублей.Все средства направляются на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | повышение достоверности прогнозов климатических изменений на территории России, включая экстремальные климатические явления, за счет учета роли океанских процессов;среднесрочные и долгосрочные прогнозы и сценарии состояния морского биоразнообразия и функционирования морских экосистем; методы мониторинга морских экосистем, критерии оценки экологических рисков для морских экосистем, возникающих в ходе экономического развития приморских регионов России, и рекомендации по их снижению;научное обоснование совершенствования методов определения перспективных районов и разработка новых подходов к оценке перспективности освоения евразийского сектора Северного Ледовитого океана как резерва углеводородного сырья на ближайшую и долгосрочную перспективу;защищенность населения прибрежных регионов и уменьшение ущерба от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, связанных с процессами, происходящими в Мировом океане; рекомендации по долгосрочному планированию экономического развития прибрежных зон и организации морской деятельности в Баренцевом, Белом, Балтийском и дальневосточных морях;научно обоснованные предложения для включения в проект государственной стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2020 года и на отдаленную перспективу;создание современных технических средств исследования Мирового океана |
Основной целью реализации подпрограммы "Исследование природы Мирового океана" (далее - подпрограмма) было комплексное решение проблемы изучения Мирового океана в интересах экономического развития и безопасности страны. При этом решались следующие задачи:
фундаментальные исследования процессов взаимодействия океана и атмосферы, в том числе глобального характера (парниковый эффект, энерго- и массообмен, биогеохимический цикл "углерод - кислород" и др.);
исследование природной среды и ресурсного потенциала континентального шельфа, исключительной экономической зоны, территориального моря и прибрежной зоны Российской Федерации;
изучение и мониторинг состояния Мирового океана и гидрометеорологической обстановки в прилегающих морях в целях обеспечения хозяйственной и оборонной деятельности России;
изучение динамики экосистем, морских биологических ресурсов и выявление новых районов промысла морепродуктов на основе оценки биопродуктивности различных акваторий Мирового океана, развитие марикультуры;
исследование строения и развития земной коры дна морей и океанов, прогноз и оценка минеральных ресурсов Мирового океана;
навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение выполнения оборонных и народно-хозяйственных задач;
исследование природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций в морских акваториях и прибрежных районах (землетрясений, цунами, пожаров, наводнений, извержений вулканов, разливов нефти и т.д.);
изучение состояния и загрязнения Мирового океана, в особенности в прибрежных водах России, и подготовка соответствующих рекомендаций.
анализ и прогноз климата Мирового океана для обеспечения экономической деятельности, обороноспособности и устойчивого развития страны;
исследование динамики экосистем, биогеохимических циклов, морских биологических ресурсов, биоразнообразия акваторий Мирового океана, проблем загрязнения морей России и Мирового океана;
комплексные исследования и мониторинг дальневосточных, арктических, Черного, Азовского, Каспийского и Балтийского морей.
Выполненные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы способствовали научному и научно-техническому обеспечению реализации крупных национальных проектов, направленных на освоение и использование ресурсов и пространств Мирового океана и, прежде всего, в акваториях, находящихся под юрисдикцией и суверенитетом Российской Федерации. Положительные результаты во многих случаях были получены за счет использования значительных научно-технических и иных заделов, которые были созданы морской наукой и практикой за годы, предшествовавшие кризису.
В течение I и II этапов реализации подпрограммы были восстановлены утраченные научные позиции России в области изучения Мирового океана и укреплена научная база для рационального освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития и безопасности страны.
За эти годы существенно расширились морские экспедиционные исследования во всех морях, прилегающих к России - Черном, Каспийском и Балтийском морях, в Арктике и на Дальнем Востоке. Осуществлялась разработка научного обоснования для создания сети наблюдения за состоянием морской среды, в частности обеспечения мониторинга загрязнения морей России. В результате этого возрос объем всех видов наблюдений за состоянием Мирового океана, позволяющих на количественном уровне исследовать ключевые процессы, управляющие изменением климата океана и влияющие на глобальный климат.