(Действующий) Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ"Об использовании...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
реализацию прав работников объектов использования атомной энергии на социальные гарантии;
учет индивидуальных доз облучения работников объектов использования атомной энергии;
разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения;
учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;
осуществление физической защиты ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
разработку и реализацию мер пожарной безопасности;
радиационный контроль в санитарно - защитной зоне и зоне наблюдения;
подбор, подготовку и поддержание квалификации работников ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и создание для них необходимых социально-бытовых условий на производстве;
информирование населения о радиационной обстановке в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;
осуществление иных полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Статья 36. Обязанности эксплуатирующей организации по защите работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды при аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения

При возникновении аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения, приведшей к выбросу радиоактивных веществ сверх установленных пределов в окружающую среду, эксплуатирующая организация обязана обеспечивать оперативной информацией о радиационной обстановке соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и население наиболее угрожаемых участков территории, органы управления использованием атомной энергии, органы государственного регулирования безопасности, службы системы государственного контроля за радиационной обстановкой, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
При выполнении работ по предотвращению развития аварии или по ликвидации ее последствий облучение работников (в том числе командированных) выше установленных дозовых пределов может быть допущено (но не выше дозы потенциально опасного облучения, установленной нормативными документами) только тогда, когда нет возможности принять другие меры, исключающие указанное облучение, и может быть оправдано лишь при спасении людей, предотвращении массового облучения, а также при угрозе значительного радиоактивного загрязнения окружающей среды. Администрация эксплуатирующей организации обязана информировать работников, принимающих участие в этих работах, о возможном риске облучения выше установленных дозовых пределов и получить на это их согласие, а также разрешение соответствующих органов здравоохранения Российской Федерации.
Обязанности и порядок действий эксплуатирующей организации, а также порядок ее взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами управления использованием атомной энергии по осуществлению мероприятий по защите работников объектов использования атомной энергии и населения в случае возникновения аварии, в том числе и при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ, должны быть предусмотрены планами указанных мероприятий. Порядок разработки и утверждения таких планов устанавливается нормами и правилами в области использования атомной энергии.

Статья 36.1. Особенности регулирования деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники

Регулирование деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Для целей настоящей статьи радионуклидными источниками признаются изделия, содержащие зафиксированное в ограниченном объеме радиоактивное вещество и предназначенные для использования в составе радиационных источников.
Деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, не подлежит лицензированию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, не признаются эксплуатирующими организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 37. Организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации

Организации, осуществляющие научные исследования и изыскания, проектирование, сооружение и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения, конструирование и изготовление для них оборудования, проведение иных работ и предоставление иных услуг в области использования атомной энергии, обеспечивают выполнение работ и предоставление услуг в таком объеме и такого качества, которые отвечают нормам и правилам в области использования атомной энергии, и несут ответственность за качество выполненных работ и предоставленных услуг в течение всего проектного срока службы ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения или изготовленного для них оборудования.
Орган управления использованием атомной энергии рекомендует организацию, ответственную за разработку проекта ядерной установки или пункта хранения.
Руководитель организации (государственного унитарного предприятия), ответственной за разработку проекта ядерной установки или пункта хранения, назначается решением органа управления использованием атомной энергии на основании полномочий, предоставленных ему Правительством Российской Федерации.
Оборудование, изделия и технологии для ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения подлежат оценке соответствия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При прекращении деятельности организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии для эксплуатирующей организации, ответственность, предусмотренная по всем видам деятельности таких организаций, возлагается на другую организацию, признанную соответствующим органом управления использованием атомной энергии.

Статья 37.1. Организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности

Организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности осуществляют свою деятельность в целях:
научно-технического обеспечения государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в том числе выполнения и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведения экспертиз, включая экспертизу безопасности;
развития и совершенствования нормативно-правовой базы в области использования атомной энергии, иной деятельности, направленной на совершенствование государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
Отнесение юридического лица к организации научно-технической поддержки осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 38. Трудовые отношения и дисциплина работников, деятельность которых связана с использованием атомной энергии

Трудовые отношения и дисциплина работников, деятельность которых связана с использованием атомной энергии, регулируются законодательством о труде Российской Федерации.
Для организаций с особо опасным производством трудовые отношения и дисциплина указанных работников регулируются наряду с законодательством о труде Российской Федерации уставами о дисциплине. Перечень таких организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Особенности условий труда и социально-бытового обеспечения отдельных категорий работников ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения определяются Правительством Российской Федерации и условиями соответствующих трудовых договоров.

Статья 39. Публичные мероприятия на территориях ядерных установок и пунктов хранения

Проведение несанкционированных собраний, митингов, демонстраций и других несанкционированных публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) на территории ядерной установки или пункта хранения и в их санитарно-защитных зонах запрещается.
Не допускаются организация и проведение публичных мероприятий за пределами территорий ядерных установок и пунктов хранения, а также забастовок, если в результате этого может произойти нарушение работоспособности ядерной установки или пункта хранения, будет затруднено выполнение работниками ядерных установок или пунктов хранения своих служебных обязанностей либо будут иметь место иные угрозы безопасности населения, окружающей среды, здоровью, правам и законным интересам других лиц. Протесты против недопущения и запрещения указанных действий разрешаются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
Ущерб, причиненный эксплуатирующей организации в результате указанных действий, посягающих на безопасную работу ядерной установки или пункта хранения, возмещается виновными лицами и организациями (при наличии спора) в судебном порядке.

Глава VIII. Особые условия строительства и эксплуатации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками

Статья 40. Основные требования, предъявляемые к судам и иным плавсредствам с ядерными установками и радиационными источниками

При проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками должны соблюдаться требования норм и правил в области использования атомной энергии, государственных стандартов, правил Морского регистра, природоохранного и иного законодательства Российской Федерации.
Соответствие судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками этим требованиям должно подтверждаться соответствующими документами.
Ответственность за безопасность судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками несут на этапе их строительства и ввода в эксплуатацию головная конструкторская организация и судостроительные организации, а после приемки в эксплуатацию эксплуатирующие организации.
Капитан и члены судового экипажа судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками должны иметь специальную подготовку в области использования атомной энергии, а также разрешения, выданные соответствующими органами государственного регулирования безопасности, на право их эксплуатации.
Ввод в эксплуатацию судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками допускается при наличии у эксплуатирующей организации соответствующих разрешений.

Статья 41. Заход в порты Российской Федерации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками

Перечень портов Российской Федерации, в которые разрешаются заходы судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками, в том числе и терпящих бедствие, определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок захода в порты Российской Федерации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками определяется нормативными правовыми актами и правилами, согласованными с органами государственного регулирования безопасности.
Администрация порта Российской Федерации, в который допускается заход судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками, должна располагать планом мероприятий по защите работников порта и других лиц, находящихся на территории порта и в его акватории, в случае аварий на таких судах и плавсредствах и обеспечивать при необходимости его реализацию. Ответственность за осуществление плана мероприятий по защите населения в прилегающем к порту районе в случае таких аварий возлагается на соответствующие федеральные органы исполнительной власти.