Утративший силу
1. Местное самоуправление в РСФСР регулируется Конституцией РСФСР, настоящим Законом, другими законодательными актами РСФСР, конституциями и законами республик в составе РСФСР, а также актами Союза ССР по вопросам, переданным ему РСФСР.
2. Действие настоящего Закона, других законодательных актов о местном самоуправлении распространяется также на монофункциональные поселения (территории военных городков, поселения закрытого типа).
3. Особенности местного самоуправления в национально-территориальных образованиях регулируются законодательством об их статусе.
Государственно-правовой эксперимент, состоящий в изменении установленной настоящим Законом структуры и системы органов местного самоуправления на определенной территории, их компетенции и порядка деятельности, проводится по решению Верховного Совета РСФСР или Верховного Совета республики в составе РСФСР.
В постановлении Верховного Совета РСФСР или Верховного Совета республики в составе РСФСР определяются сроки проведения эксперимента и порядок подведения его итогов.
Условия и порядок проведения эксперимента согласовываются с Советами, действующими на соответствующей территории.
В пределах, установленных законодательством, районный, городской Советы принимают, а поселковый, сельский Советы могут принимать положение (устав) о местном самоуправлении на подведомственной территории. В положении (уставе) о местном самоуправлении конкретизируются функции, порядок работы, система и структура местных органов власти и управления, разграничение полномочий между ними, организация территориального общественного самоуправления населения.
Положение (устав) о местном самоуправлении регистрируется органами государственной власти соответствующих края, области, автономной области, автономного округа.
1. Гражданам гарантируется вся полнота прав на участие в местном самоуправлении. Не допускаются какие-либо ограничения прав граждан по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, полу, социальному или имущественному положению, языку, отношению к религии.
2. Иски граждан о восстановлении нарушенных прав на участие в местном самоуправлении рассматриваются народными судами по месту жительства граждан.
1. Советы и соответствующие органы управления наделяются настоящим Законом собственной компетенцией. Компетенция не может быть изменена иначе как законом.
3. Органы местного самоуправления не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и управления или компетенции других органов местного самоуправления.
4. Органы государственной власти и управления не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законом в интересах обеспечения государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.
5. Органы местного самоуправления при решении вопросов, относящихся к их компетенции, действуют на основании и во исполнение Конституции РСФСР, законов СССР, действующих на территории РСФСР, законов РСФСР и других актов, принятых органами государственной власти и управления РСФСР и республик в составе РСФСР, а также решений местных Советов и органов управления, принятых в пределах их компетенции.
1. Районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские Советы, соответствующие органы управления являются юридическими лицами.
Решение о предоставлении прав юридического лица другим органам местного самоуправления принимает соответствующий Совет.
Статья 9. Участие органов государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа в решении задач местного самоуправления
1. Органы государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа обязаны содействовать развитию системы местного самоуправления на своей территории. В этих целях они:
б) распределяют средства, выделенные для финансирования республиканских программ и иных республиканских мероприятий, между районами и городами, осуществляют контроль за их расходованием;
в) организуют проведение хозяйственных, природоохранительных и иных мероприятий краевого, областного, окружного или межтерриториального характера, могут привлекать к их осуществлению районные и городские Советы;
д) осуществляют полномочия, переданные им на договорной основе районными, городскими Советами, и передают им на договорной основе свои отдельные полномочия в области хозяйственного и социально-культурного строительства;
2. Органы государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа не вправе принимать не предусмотренные законодательством решения, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления.
1. Местными органами власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельсоветах являются соответствующие Советы народных депутатов или, в зависимости от местных, национальных традиций, иные по наименованию представительные органы власти.
2. В поселках, сельсоветах по решению, принятому соответствующим Советом или местным референдумом, Совет может не избираться или упраздняться. Полномочия поселкового сельского Совета в этом случае осуществляются другими органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом.
Районный, городской, районный в городе, поселковый, сельский Совет избирается гражданами, проживающими на территории соответственно района, города, района в городе, поселка, сельсовета, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Порядок проведения выборов в Советы, а также число депутатов в Советах устанавливаются законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР о выборах.
1. Основной формой работы местного Совета является сессия, на которой он решает вопросы, отнесенные к его ведению законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.
2. Сессия Совета правомочна, если на ней присутствуют не менее двух третей от числа депутатов, установленного для данного Совета.
3. Если на сессии присутствуют менее двух третей от числа депутатов, то по распоряжению председателя Совета она переносится на другое время. В этом случае в письменном извещении каждому депутату, кроме места и времени проведения данной сессии, сообщается, что, если на сессии вновь зарегистрируются менее двух третей депутатов или после регистрации часть депутатов откажется от участия в ее работе, сессия считается правомочной при наличии большинства от числа депутатов, установленного для данного Совета.
1. Первая сессия вновь избранного Совета созывается председателем Совета предыдущего созыва не позднее чем в трехнедельный срок после избрания в Совет не менее двух третей от числа депутатов, установленного для данного Совета.
Первая сессия вновь образованного Совета созывается в вышеуказанный срок председателем Совета, принявшего решение об образовании нового Совета.
Очередные сессии Совета созываются не реже двух раз в год. Внеочередные сессии Совета созываются по инициативе не менее одной трети от числа депутатов, установленного для данного Совета, а также председателя Совета или главы местной администрации не позднее чем в двухнедельный срок. Предложение о созыве сессии должно содержать вносимые на обсуждение вопросы.