Действующий
При работе кранов с БСО необходимо обеспечить подъем и перемещение груза при вылете маневрового гуська, не превышающем значения вылета по характеристике грузоподъемности для массы данного груза. С этой целью следует до строповки груза обозначить (например, с помощью рулетки и др.) на местности точку, ограничивающую предельно допустимое значение вылета (например, путем временной установки вешки и т.п. или путем временного размещения в обозначенной точке одного из стропальщиков). В это время крановщик маневрирует в вертикальной плоскости гуськом до тех пор, пока крюк не окажется над обозначенной точкой. В процессе работы крановщик может только поднимать гусек, опускать его нельзя. Если подъем и перемещение груза предусматривают такое маневрирование гуськом в вертикальной плоскости, когда опускания гуська, предварительно поднятого в такое положение, при котором вылет меньше предельно допустимого значения, избежать нельзя, необходимо либо сохранить на все время подъема вешки - указателя предельного вылета и назначить специального работника с обязанностью наблюдать за тем, чтобы грузовой полиспаст не удалялся от крана за пределы, отмеченные вешками, либо вновь обозначить необходимую точку на местности.
Для автоматического контроля вылета маневрового гуська рекомендуется использовать устройство, срабатывающая часть которого размещается на гуське или канате, поддерживающем гусек, а сигнализирующая, электрически связанная со срабатывающей, - в кабине крана*.
Если в ППР или технологической карте предусмотрен в процессе подъема и перемещения груза поворот поворотной платформы, следует обеспечить контроль этого поворота относительно продольной оси ходовой части крана. Контроль можно осуществлять с помощью средств, размещаемых вне крана или на кране.
В первом случае на местности обозначают окружность с радиусом на оси вращения поворотной платформы. Окружность разбивают, например, с помощью установленных на земле вешек или подвешенных на проволоке флажков (видимых крановщику или специально выделенному наблюдателю) на 36 (или 72) разных сегментов (дуг). На вешку (флажок) наносят значение соответствующего угла поворота относительно продольной оси.
Во втором случае наносят метки, подобные вышеуказанным, непосредственно на поворотный круг крана, и на поворотной платформе размещают стрелку-указатель. Наносить метки (несмываемой краской) на поворотный круг можно (при неизвестном радиусе окружности поворотного круга) следующим образом: поворотный круг обмеряют гибким шнуром (лента, провод, шпагат и др.), отрезок шнура, равный длине окружности поворотного круга, разбивают на 36 (или 72) равных частей, снова прикладывают шнур к поворотному кругу и наносят на последний метки и значения углов. Вне крана размещается наблюдатель (желательно вооруженный прибором наблюдения, например, теодолитом), подающий команды крановщику.
Для более высокой точности контроля, особенно при выполнении работ, предусматривающих передвижение крана, рекомендуется использовать устройство, регистрирующая часть которого размещается в кабине крана*.
Привязку кранов к заданной в ППР или технологической карте точке на местности можно осуществлять косвенным и прямым методами.
Первый состоит в том, что привязку производят не непосредственно к заданной точке, а к точке, отстоящей от заданной на некотором расстоянии, равном расстоянию по горизонтали от условной оси вращения поворотной платформы до точки или линии на ходовой части крана (например, на выносной опоре), которой кран привязывается к местности с помощью размещенных на ней специальных указателей, вешек, реперов и т.п. При этом используется дополнительный работник - корректировщик, помогающий крановщику привязать кран к точке на местности.
Чтобы повысить точность и исключить дополнительных работников, можно применить прямой метод привязки кранов к точке на местности, лежащей на оси вращения поворотной платформы, путем размещения на кране необходимого устройства*, пригодного для изготовления в производственной организации (монтажном управлении, управлении механизации и т.п.) по рабочей документации, разработанной специализированной организацией. Устройство может находиться на кране постоянно, или его можно монтировать на кране по мере необходимости.
Чтобы исключить приближение стрелы или гуська крана к проводам воздушной сети при установке или проезде кранов под ними, рекомендуется использовать различного рода ограждения, размещаемые вне крана, в том числе в виде четырех деревянных стоек, соединенных между собой перекладинами (см. чертеж).
Для обеспечения расстояния между поворотной платформой, вне зависимости от ее положения, и любыми неподвижными предметами на площадке, равного 1 м и более, что особенно сложно при работах по демонтажу и монтажу оборудования на действующем предприятии, связанных с реконструкцией последнего, рекомендуется зону установки и проезда крана ограждать так, чтобы исключить возможность касания поворотной платформы каких бы то ни было предметов, а также людей. С этой целью может быть рекомендовано инвентарное защитное ограждение, монтируемое непосредственно на кране. Ограждение, представляющее собой замкнутый контур, внутри которого поворачивается платформа, может быть выполнено из проволоки, прикрепленной с помощью прутковых элементов к ходовой части крана. На проволоку навешивают флажки. Ограждение выполняется быстросъемным.
Указанное ограждение рекомендуется также при производстве монтажных работ, требующих передвижения крана по площадке. Ограждение может быть изготовлено силами монтажной организации или управления механизации по рабочей документации, разработанной специализированной организацией.
Во время подъема и перемещения тяжелых и крупногабаритных грузов горизонтального или вертикального типа двумя кранами необходимо постоянно контролировать наклон груза, проверяя соответствие заданному в ППР значению.
Контроль может осуществляться визуально, одним или двумя сигнальщиками-наблюдателями (в зависимости от того, в одной или в двух взаимно перпендикулярных вертикальных плоскостях необходимо контролировать отклонение груза от заданного положения в пространстве). Сигнальщик должен быть вооружен прибором наблюдения (теодолитом и т.п.). В процессе наблюдения контролируется положение в пространстве отдельных точек на грузе, например, мест строповки.
Рекомендуется для повышения безопасности и исключения наблюдателей обеспечить автоматический контроль с помощью закрепляемых на грузе световых или звуковых сигнализаторов.
В качестве такого сигнализатора рекомендуется устройство, которое может быть изготовлено по рабочей документации, разработанной специализированной организацией, в монтажной организации. Устройство представляет собой корпус, в котором размещены под заранее заданным углом к горизонту переключатели. Корпус присоединяется к грузу шарнирно, а после отрыва груза от земли и вывешивания его в заранее заданном положении корпус связывается с грузом жестко. После этого начинается автоматический контроль заданного положения груза. При отклонении его от заданного положения устройство наклоняется, срабатывает один из переключателей и на панели сигнализации, размещенной в кабине крана (обоих кранов) или вне его, вблизи специально назначенного лица (или и там, и там) возникает аварийный (световой или звуковой) сигнал.