Действующий
использовать ветви грузового каната. Следует обозначить осевую линию стрелы и установить кран так, чтобы ось крюка совпала с этой линией;
использовать столярный уровень длиной до 1 м. Уровень размещают на поворотной платформе под осью, соединяющей ее со стрелой.
Указанные методы применимы только для выравнивания пневмоколесных и автомобильных кранов при установке их на выносные опоры. Для остальных случаев следует обеспечивать требуемый уклон основания площадки под кран или подкладывать щиты.
Для контроля угла наклона крана во время работы следует пользоваться имеющимся на кране указателем угла наклона (креномером УНШ-1) визуального типа.
При выполнении операций, указанных в п. 4.3.8 настоящих ВСН, а также в тех случаях, когда требуется постоянное повышенное внимание крановщика к подъему и перемещению груза, рекомендуется дополнительно к имеющемуся на кране креномеру (или вместо него - по согласованию с органом технадзора) устанавливать на кране (стационарно или временно) устройство для контроля угла его наклона, выдающее по достижении предельного значения угла автоматический сигнал (световой или звуковой). При этом может быть рекомендована как поставка такого устройства вместе с краном, так и его изготовление организацией - владельцем крана по рабочей документации, разработанной специализированной организацией, и установка на кран.
Контроль угла отклонения грузового полиспаста от плоскости подъема стрелы, необходимый при подъеме тяжелого и крупногабаритного оборудования и конструкций и в других случаях, предусмотренных СНиП III-4-80 и настоящими ВСН, можно осуществлять:
визуально при помощи специально назначаемого рабочего-сигнальщика, наблюдающего с помощью оптического прибора (теодолита и т.п.) или без него за положением грузовых канатов относительно плоскости подъема стрелы;
автоматически с помощью размещенного на стреле крана устройства, сигнализационная часть (панель сигнализаций) которого устанавливается в кабине крана, вблизи руководителя подъема или другого специально назначенного работника.
Чтобы облегчить визуальный контроль, рекомендуется на нижнюю плоскость стрелы, перпендикулярную плоскости ее подъема (на четырехгранной стреле также и на верхнюю плоскость), яркой краской нанести осевую линию стрелы толщиной 15-30 мм. На нижней плоскости перпендикулярно осевой линии на расстоянии не менее 3000 мм от оси блоков неподвижной обоймы грузового полиспаста необходимо установить также окрашенную в яркий цвет рейку, длина которой зависит от значения допустимого угла отклонения.
При выполнении операций, указанных в п. 4.3.8 настоящих ВСН, а также если невозможно или нецелесообразно назначение сигнальщика-наблюдателя, рекомендуется применять устройство для ограничения угла отклонения, выдающее автоматический аварийный сигнал (световой или звуковой). Это устройство может быть поставлено вместе с краном или изготовлено организацией-владельцем крана по рабочей документации, разработанной специализированной организацией.
Такое устройство может либо постоянно размещаться на кране как инвентарное средство, либо находиться в монтажной организации и монтироваться на кране по мере надобности: срабатывающая часть устройства - на стреле, сигнализирующая - в кабине крана.
При работе кранов с БСО необходимо обеспечить подъем и перемещение груза при вылете маневрового гуська, не превышающем значения вылета по характеристике грузоподъемности для массы данного груза. С этой целью следует до строповки груза обозначить (например, с помощью рулетки и др.) на местности точку, ограничивающую предельно допустимое значение вылета (например, путем временной установки вешки и т.п. или путем временного размещения в обозначенной точке одного из стропальщиков). В это время крановщик маневрирует в вертикальной плоскости гуськом до тех пор, пока крюк не окажется над обозначенной точкой. В процессе работы крановщик может только поднимать гусек, опускать его нельзя. Если подъем и перемещение груза предусматривают такое маневрирование гуськом в вертикальной плоскости, когда опускания гуська, предварительно поднятого в такое положение, при котором вылет меньше предельно допустимого значения, избежать нельзя, необходимо либо сохранить на все время подъема вешки - указателя предельного вылета и назначить специального работника с обязанностью наблюдать за тем, чтобы грузовой полиспаст не удалялся от крана за пределы, отмеченные вешками, либо вновь обозначить необходимую точку на местности.
Для автоматического контроля вылета маневрового гуська рекомендуется использовать устройство, срабатывающая часть которого размещается на гуське или канате, поддерживающем гусек, а сигнализирующая, электрически связанная со срабатывающей, - в кабине крана*.
Если в ППР или технологической карте предусмотрен в процессе подъема и перемещения груза поворот поворотной платформы, следует обеспечить контроль этого поворота относительно продольной оси ходовой части крана. Контроль можно осуществлять с помощью средств, размещаемых вне крана или на кране.
В первом случае на местности обозначают окружность с радиусом на оси вращения поворотной платформы. Окружность разбивают, например, с помощью установленных на земле вешек или подвешенных на проволоке флажков (видимых крановщику или специально выделенному наблюдателю) на 36 (или 72) разных сегментов (дуг). На вешку (флажок) наносят значение соответствующего угла поворота относительно продольной оси.
Во втором случае наносят метки, подобные вышеуказанным, непосредственно на поворотный круг крана, и на поворотной платформе размещают стрелку-указатель. Наносить метки (несмываемой краской) на поворотный круг можно (при неизвестном радиусе окружности поворотного круга) следующим образом: поворотный круг обмеряют гибким шнуром (лента, провод, шпагат и др.), отрезок шнура, равный длине окружности поворотного круга, разбивают на 36 (или 72) равных частей, снова прикладывают шнур к поворотному кругу и наносят на последний метки и значения углов. Вне крана размещается наблюдатель (желательно вооруженный прибором наблюдения, например, теодолитом), подающий команды крановщику.
Для более высокой точности контроля, особенно при выполнении работ, предусматривающих передвижение крана, рекомендуется использовать устройство, регистрирующая часть которого размещается в кабине крана*.
Привязку кранов к заданной в ППР или технологической карте точке на местности можно осуществлять косвенным и прямым методами.
Первый состоит в том, что привязку производят не непосредственно к заданной точке, а к точке, отстоящей от заданной на некотором расстоянии, равном расстоянию по горизонтали от условной оси вращения поворотной платформы до точки или линии на ходовой части крана (например, на выносной опоре), которой кран привязывается к местности с помощью размещенных на ней специальных указателей, вешек, реперов и т.п. При этом используется дополнительный работник - корректировщик, помогающий крановщику привязать кран к точке на местности.
Чтобы повысить точность и исключить дополнительных работников, можно применить прямой метод привязки кранов к точке на местности, лежащей на оси вращения поворотной платформы, путем размещения на кране необходимого устройства*, пригодного для изготовления в производственной организации (монтажном управлении, управлении механизации и т.п.) по рабочей документации, разработанной специализированной организацией. Устройство может находиться на кране постоянно, или его можно монтировать на кране по мере необходимости.
Чтобы исключить приближение стрелы или гуська крана к проводам воздушной сети при установке или проезде кранов под ними, рекомендуется использовать различного рода ограждения, размещаемые вне крана, в том числе в виде четырех деревянных стоек, соединенных между собой перекладинами (см. чертеж).
Для обеспечения расстояния между поворотной платформой, вне зависимости от ее положения, и любыми неподвижными предметами на площадке, равного 1 м и более, что особенно сложно при работах по демонтажу и монтажу оборудования на действующем предприятии, связанных с реконструкцией последнего, рекомендуется зону установки и проезда крана ограждать так, чтобы исключить возможность касания поворотной платформы каких бы то ни было предметов, а также людей. С этой целью может быть рекомендовано инвентарное защитное ограждение, монтируемое непосредственно на кране. Ограждение, представляющее собой замкнутый контур, внутри которого поворачивается платформа, может быть выполнено из проволоки, прикрепленной с помощью прутковых элементов к ходовой части крана. На проволоку навешивают флажки. Ограждение выполняется быстросъемным.