Действующий
Если необходимо установить кран на непродолжительное (от нескольких часов до нескольких дней) время на слабое основание, под ходовую часть рекомендуется подкладывать инвентарные переносные железобетонные плиты, металлические, деревянные или деревометаллические щиты и плиты.
Основанием под щиты или плиты может служить спланированная поверхность местного или насыпного грунта или квотный грунт, покрытый выравнивающим слоем из песка, шлака и других материалов толщиной 5-8 см. При очень слабом верхнем грунтовом слое (прочность менее 0,1-0,2 МПа, толщина 15-20 см) рекомендуется укладывать щиты (плиты) на местный грунт, улучшенный путем добавки и перемешивания с ним песка, гравия, гальки, щебня на глубину 12-15 см.
Для установки гусеничных кранов грузоподъемностью до 63 т рекомендуются инвентарные подкрановые щиты конструкции ВНИИмонтажспецстроя (черт. 2, а). Щит состоит из рамы, сваренной из труб диаметром 219 мм, покрытой с обеих сторон стальными листами толщиной 6 мм (при грузоподъемности крана до 40 т) и 8-10 мм (при грузоподъемности 40-63 т). К раме приварен наклонный въезд для крана.
Для кранов грузоподъемностью до 40 т можно применять инвентарные подстилающие плиты конструкции ВНИИмонтажспецстроя (см. черт. 2, б). Плита сварена из швеллеров N 20, сверху и снизу покрыта стальными листами толщиной 6 мм. Масса щита 2,5-2,8 т, плиты - 0,4 т.
При эксплуатации одного гусеничного крана требуется комплект из шести щитов (по три на каждую гусеницу) или из 12-16 плит (по 6-8 на каждую гусеницу), а при работе крана без передвижения - из четырех щитов или из 8-10 плит. При таком количестве щитов (плит) краны могут перемещать щиты (плиты) вперед, назад, в сторону по пути следования (см. черт. 2, в) и передвигаться по подстилающим устройствам на неограниченное расстояние.
В качестве подстилающих устройств под краны на гусеницах и шинах можно использовать щиты из бревен. Такие щиты, чтобы обеспечить работу бревен как единого целого, должны иметь сквозные болтовые соединения (черт. 3).
Чтобы уменьшить колебания крана в продольной плоскости, рекомендуется также помещать щиты под концы гусениц (черт. 4).
Угол наклона крана необходимо контролировать перед началом работы (при установке крана) и во время его работы.
При установке крана на гусеничном и пневмоколесном ходу обязательно выравнивание крана, т.е. необходимо обеспечить параллельность ходовой части (шасси) горизонту. Особенно это важно при операциях, указанных в п. 4.3.8 настоящих ВСН.
Для первоначального (грубого) выравнивания крана можно использовать имеющийся на каждом кране указатель угла наклона (креномер) визуального типа, для окончательного выравнивания он непригоден.
использовать ветви грузового каната. Следует обозначить осевую линию стрелы и установить кран так, чтобы ось крюка совпала с этой линией;
использовать столярный уровень длиной до 1 м. Уровень размещают на поворотной платформе под осью, соединяющей ее со стрелой.
Указанные методы применимы только для выравнивания пневмоколесных и автомобильных кранов при установке их на выносные опоры. Для остальных случаев следует обеспечивать требуемый уклон основания площадки под кран или подкладывать щиты.
Для контроля угла наклона крана во время работы следует пользоваться имеющимся на кране указателем угла наклона (креномером УНШ-1) визуального типа.
При выполнении операций, указанных в п. 4.3.8 настоящих ВСН, а также в тех случаях, когда требуется постоянное повышенное внимание крановщика к подъему и перемещению груза, рекомендуется дополнительно к имеющемуся на кране креномеру (или вместо него - по согласованию с органом технадзора) устанавливать на кране (стационарно или временно) устройство для контроля угла его наклона, выдающее по достижении предельного значения угла автоматический сигнал (световой или звуковой). При этом может быть рекомендована как поставка такого устройства вместе с краном, так и его изготовление организацией - владельцем крана по рабочей документации, разработанной специализированной организацией, и установка на кран.
Контроль угла отклонения грузового полиспаста от плоскости подъема стрелы, необходимый при подъеме тяжелого и крупногабаритного оборудования и конструкций и в других случаях, предусмотренных СНиП III-4-80 и настоящими ВСН, можно осуществлять:
визуально при помощи специально назначаемого рабочего-сигнальщика, наблюдающего с помощью оптического прибора (теодолита и т.п.) или без него за положением грузовых канатов относительно плоскости подъема стрелы;
автоматически с помощью размещенного на стреле крана устройства, сигнализационная часть (панель сигнализаций) которого устанавливается в кабине крана, вблизи руководителя подъема или другого специально назначенного работника.
Чтобы облегчить визуальный контроль, рекомендуется на нижнюю плоскость стрелы, перпендикулярную плоскости ее подъема (на четырехгранной стреле также и на верхнюю плоскость), яркой краской нанести осевую линию стрелы толщиной 15-30 мм. На нижней плоскости перпендикулярно осевой линии на расстоянии не менее 3000 мм от оси блоков неподвижной обоймы грузового полиспаста необходимо установить также окрашенную в яркий цвет рейку, длина которой зависит от значения допустимого угла отклонения.
При выполнении операций, указанных в п. 4.3.8 настоящих ВСН, а также если невозможно или нецелесообразно назначение сигнальщика-наблюдателя, рекомендуется применять устройство для ограничения угла отклонения, выдающее автоматический аварийный сигнал (световой или звуковой). Это устройство может быть поставлено вместе с краном или изготовлено организацией-владельцем крана по рабочей документации, разработанной специализированной организацией.
Такое устройство может либо постоянно размещаться на кране как инвентарное средство, либо находиться в монтажной организации и монтироваться на кране по мере надобности: срабатывающая часть устройства - на стреле, сигнализирующая - в кабине крана.
При работе кранов с БСО необходимо обеспечить подъем и перемещение груза при вылете маневрового гуська, не превышающем значения вылета по характеристике грузоподъемности для массы данного груза. С этой целью следует до строповки груза обозначить (например, с помощью рулетки и др.) на местности точку, ограничивающую предельно допустимое значение вылета (например, путем временной установки вешки и т.п. или путем временного размещения в обозначенной точке одного из стропальщиков). В это время крановщик маневрирует в вертикальной плоскости гуськом до тех пор, пока крюк не окажется над обозначенной точкой. В процессе работы крановщик может только поднимать гусек, опускать его нельзя. Если подъем и перемещение груза предусматривают такое маневрирование гуськом в вертикальной плоскости, когда опускания гуська, предварительно поднятого в такое положение, при котором вылет меньше предельно допустимого значения, избежать нельзя, необходимо либо сохранить на все время подъема вешки - указателя предельного вылета и назначить специального работника с обязанностью наблюдать за тем, чтобы грузовой полиспаст не удалялся от крана за пределы, отмеченные вешками, либо вновь обозначить необходимую точку на местности.
Для автоматического контроля вылета маневрового гуська рекомендуется использовать устройство, срабатывающая часть которого размещается на гуське или канате, поддерживающем гусек, а сигнализирующая, электрически связанная со срабатывающей, - в кабине крана*.