Действующий
Для борьбы со скользкостью необходимо применять песок, мелкий гравий или отходы дробления каменных материалов с крупностью зерен 5-6 мм. Материалы не должны быть загрязнены глинистыми частицами, увеличивающими скользкость.
1.1. Прочность (несущая способность) грунтового основания определяется перед началом работы кранов и других грузоподъемных машин на монтажных площадках с грунтовым покрытием.
чертеж).
1.2. Допускается прочность грунта определять ускоренным методом зондирования с помощью различного рода плотномеров, в том числе плотномера динамического действия - ударника (см. Ударник должен прилагаться к каждому крану или находиться в монтажной организации (управлении механизации), эксплуатирующей краны.
2.1. Ударник устанавливают вертикально так, чтобы наконечник опирался на грунт (см. чертеж). Груз ударника поднимают в крайнее верхнее положение до верхнего упора, а затем сбрасывают. Падающий груз ударяется о нижний упор и заглубляет наконечник ударника в грунт. Показателем, характеризующим прочность грунта, является число ударов груза, необходимых для вхождения наконечника ударника в грунт на каждые 10 см.
2.2. Определение прочности ударником следует производить из расчета не менее одного определения на глубину 10 см на каждые 1,5-2 площади.
Каждое третье-четвертое определение следует проводить последовательно на глубину 10, 20 и 30 см, определяя число ударов, необходимых для прохождения каждого 10-сантиметрового слоя грунта.
При определении прочности грунтового основания под края грузоподъемностью 100 т и выше наибольшая глубина определения должна быть увеличена вдвое. Для этого на каждых 5-7 площади производят выемку грунта на глубину 30 см (диаметр примерно 20 см), на дно образовавшегося углубления устанавливают ударник и производят полное заглубление наконечника на всю длину.
2.3. Прочность грунта (в МПа) определяют путем умножения показателя ударника на коэффициент 0,12. Модуль деформации (в МПа) определяют путем умножения показателя ударника на два для связных грунтов (глинистых, суглинистых) и на шесть для песчаных грунтов.
Модель крана | Наименьшее значение показателя ударника, при котором допустима установка или проезд крана | ||
с максимальной нагрузкой | с нагрузкой вдвое меньшей максимальной | без груза | |
MКA-10M, MКA-16, МКГ-16М, РДК-25, МКГ-25Бр, КC-3571, КC-4571 | 4 | 3 | 2 |
МКП-25А, КC-5363, СКГ-40/63, СКГ-401, СКГ-63/100, СКГ-631, ДЭК-631, МКТ-40, КC-5473, КC-6471 | 5-6 | 3-4 | 2-3 |
КC-8161, КC-8165, СКГ-100, МКГС-100 | 6-7 | 4-5 | 3 |
СКГ-160 | 8 | 6 | 4 |
Краны грузоподъемностью выше 160 т | 10-15 | 7-9 | 5-6 |
Если необходимо установить кран на непродолжительное (от нескольких часов до нескольких дней) время на слабое основание, под ходовую часть рекомендуется подкладывать инвентарные переносные железобетонные плиты, металлические, деревянные или деревометаллические щиты и плиты.
Основанием под щиты или плиты может служить спланированная поверхность местного или насыпного грунта или квотный грунт, покрытый выравнивающим слоем из песка, шлака и других материалов толщиной 5-8 см. При очень слабом верхнем грунтовом слое (прочность менее 0,1-0,2 МПа, толщина 15-20 см) рекомендуется укладывать щиты (плиты) на местный грунт, улучшенный путем добавки и перемешивания с ним песка, гравия, гальки, щебня на глубину 12-15 см.
Для установки гусеничных кранов грузоподъемностью до 63 т рекомендуются инвентарные подкрановые щиты конструкции ВНИИмонтажспецстроя (черт. 2, а). Щит состоит из рамы, сваренной из труб диаметром 219 мм, покрытой с обеих сторон стальными листами толщиной 6 мм (при грузоподъемности крана до 40 т) и 8-10 мм (при грузоподъемности 40-63 т). К раме приварен наклонный въезд для крана.
Для кранов грузоподъемностью до 40 т можно применять инвентарные подстилающие плиты конструкции ВНИИмонтажспецстроя (см. черт. 2, б). Плита сварена из швеллеров N 20, сверху и снизу покрыта стальными листами толщиной 6 мм. Масса щита 2,5-2,8 т, плиты - 0,4 т.
При эксплуатации одного гусеничного крана требуется комплект из шести щитов (по три на каждую гусеницу) или из 12-16 плит (по 6-8 на каждую гусеницу), а при работе крана без передвижения - из четырех щитов или из 8-10 плит. При таком количестве щитов (плит) краны могут перемещать щиты (плиты) вперед, назад, в сторону по пути следования (см. черт. 2, в) и передвигаться по подстилающим устройствам на неограниченное расстояние.
В качестве подстилающих устройств под краны на гусеницах и шинах можно использовать щиты из бревен. Такие щиты, чтобы обеспечить работу бревен как единого целого, должны иметь сквозные болтовые соединения (черт. 3).
Чтобы уменьшить колебания крана в продольной плоскости, рекомендуется также помещать щиты под концы гусениц (черт. 4).
Угол наклона крана необходимо контролировать перед началом работы (при установке крана) и во время его работы.
При установке крана на гусеничном и пневмоколесном ходу обязательно выравнивание крана, т.е. необходимо обеспечить параллельность ходовой части (шасси) горизонту. Особенно это важно при операциях, указанных в п. 4.3.8 настоящих ВСН.
Для первоначального (грубого) выравнивания крана можно использовать имеющийся на каждом кране указатель угла наклона (креномер) визуального типа, для окончательного выравнивания он непригоден.