Действующий
41. Индикативные цены на электрическую энергию и на мощность определяются исходя из равенства суммарной стоимости базовых прогнозных объемов электрической энергии и равенства суммарной стоимости базовых прогнозных объемов мощности поставщиков и покупателей оптового рынка в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
42. При расчете регулируемого тарифа (цены) на мощность для поставщиков оптового рынка методом экономически обоснованных расходов (затрат) в необходимую валовую выручку включаются расходы на содержание максимально доступной генерирующей мощности каждого поставщика, учтенной в сводном балансе на расчетный период регулирования, включая расходы на содержание технологического резерва мощности.
43. Технологический резерв мощности, расходы на содержание которого включаются в соответствии с пунктом 42 настоящего документа в необходимую валовую выручку при расчете тарифа на мощность, состоит из оперативного и стратегического резервов мощности.
Величина оперативного резерва мощности определяется Министерством энергетики Российской Федерации с участием системного оператора.
Величина стратегического резерва мощности определяется Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам, Министерством экономического развития Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" с участием организации, оказывающей услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, и системного оператора на основе перспективных балансов электрической энергии и мощности.
Указанные виды технологического резерва мощности распределяются по отдельным электростанциям и генерирующему оборудованию (турбоагрегатам, гидроагрегатам) исходя из принципа минимизации суммарных расходов покупателей - участников оптового рынка на покупку электрической энергии и содержание мощности (производство электрической энергии).
Порядок формирования и размещения стратегического резерва мощности в Единой энергетической системе России утверждается Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам, Министерством экономического развития Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Федеральной антимонопольной службой.
44. Федеральная служба по тарифам определяет объем средств, необходимых для обеспечения деятельности и выполнения обязанностей эксплуатирующей организации атомных электростанций - открытого акционерного общества "Концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях".
45. Поставщики, представляющие на оптовом рынке генерирующее оборудование, объемы производства электрической энергии и мощности которого были учтены в сводном балансе на 2007 год по состоянию на 1 января 2007 г., в том числе в составе объемов производства на розничном рынке, в случае включения их в реестр субъектов оптового рынка в текущем периоде регулирования продают электрическую энергию и мощность до окончания текущего периода регулирования по регулируемым договорам, заключаемым с покупателями электрической энергии (мощности), при определении объемов покупки электрической энергии и мощности для которых в сводном балансе на соответствующий год были учтены объемы производства электрической энергии и мощности данных поставщиков, или с применением иных предусмотренных правилами оптового рынка механизмов торговли по регулируемым тарифам (ценам), равным тарифам (ценам), установленным для них органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или Федеральной службой по тарифам.
При этом указанные тарифы (цены) не учитываются в текущем периоде регулирования при определении тарифов (индикативных цен) на электрическую энергию и мощность, устанавливаемых для иных субъектов оптового рынка.
Федеральная служба по тарифам вправе устанавливать в отношении указанных поставщиков регулируемые тарифы (цены) на уровне тарифов (цен), по которым такими поставщиками осуществляется поставка на розничном рынке.
46. Регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность, поставляемые по регулируемым договорам и учтенные в сводном балансе как объемы, поставляемые на розничном рынке, определяются до окончания текущего периода регулирования на уровне тарифов (цен), по которым такими поставщиками осуществляется поставка на розничном рынке.
47. Тариф на электрическую энергию, выработанную объектом по производству электрической энергии, введенным в эксплуатацию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. N 738, определяется Федеральной службой по тарифам.
В случае использования газа в качестве основного топлива тариф на электрическую энергию определяется ежегодно по формуле расчета тарифа на электрическую энергию, установленной правилами проведения конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии (далее - правила проведения конкурсов), на основании параметров, заявленных в отобранном по итогам конкурса инвестиционном проекте (далее - заявленные в инвестиционном проекте параметры), в том числе цены на газ, удельного расхода газа, дифференцированного в зависимости от режима загрузки генерирующих объектов, суммы уплачиваемых исполнителем инвестиционного проекта платежей в сфере электроэнергетики, размер которых зависит от объема производства (потребления) и (или) поставки (покупки) электрической энергии, и определяемого Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации единого для всех инвестиционных проектов показателя доходности используемого при производстве электрической энергии капитала, соответствующего среднемесячной стоимости краткосрочного капитала, привлекаемого в целях пополнения оборотных средств, необходимых для приобретения топлива. При определении тарифа на электрическую энергию в случае использования газа в качестве основного топлива учитываются отклонения фактического показателя цены на газ от прогноза цены на газ, если в предлагаемых участником конкурса параметрах формулы расчета тарифа на электрическую энергию использовался прогноз цены на газ Министерства экономического развития Российской Федерации. В случае если в предлагаемых участником конкурса параметрах формулы расчета тарифа на электрическую энергию использовался прогноз цены на газ, предложенный данным участником конкурса, отклонения фактического показателя цены на газ от прогнозного уровня цены учету не подлежат.
В случае использования угля в качестве основного топлива тариф на электрическую энергию определяется ежегодно по формуле расчета тарифа на электрическую энергию, установленной правилами проведения конкурсов, на основании заявленных в инвестиционном проекте параметров, в том числе цены на уголь, удельного расхода угля, дифференцированного для 3 режимов загрузки объекта по производству электрической энергии, предусматривающих различные диапазоны использования установленной генерирующей мощности указанного объекта для производства электрической энергии, а также суммы уплачиваемых исполнителем инвестиционного проекта платежей в сфере электроэнергетики, размер которых зависит от объема производства (потребления) и (или) поставки (покупки) электрической энергии, и определяемого Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации единого для всех инвестиционных проектов показателя доходности используемого при производстве электрической энергии капитала, соответствующего среднемесячной стоимости краткосрочного капитала, привлекаемого в целях пополнения оборотных средств, необходимых для приобретения топлива. При определении тарифа на электрическую энергию в случае использования угля в качестве основного топлива учитываются отклонения фактического показателя цены на уголь от прогноза цены на уголь, если в предлагаемых участником конкурса параметрах формулы расчета тарифа на электрическую энергию использовался прогноз цены на уголь Министерства экономического развития Российской Федерации. В случае если в предлагаемых участником конкурса параметрах формулы расчета тарифа на электрическую энергию использовался прогноз цены на уголь, предложенный данным участником конкурса, отклонения фактического показателя цены на уголь от прогнозного уровня цены учету не подлежат.
В случае использования электрической энергии в качестве основного топлива тариф на электрическую энергию определяется ежегодно по формуле расчета тарифа на электрическую энергию, установленной правилами проведения конкурсов, на основании заявленных в инвестиционном проекте параметров, в том числе цены на электрическую энергию, коэффициента полезного действия оборудования в насосном и генераторном режимах, дифференцированного в зависимости от режима загрузки гидроаккумулирующей электрической станции, суммы уплачиваемых исполнителем инвестиционного проекта платежей в сфере электроэнергетики, размер которых зависит от объема производства (потребления) и (или) поставки (покупки) электрической энергии, и определяемого Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации единого для всех инвестиционных проектов показателя доходности используемого при производстве электрической энергии капитала, соответствующего среднемесячной стоимости краткосрочного капитала, привлекаемого в целях пополнения оборотных средств, необходимых для приобретения электроэнергии в целях обеспечения технологического цикла работы гидроаккумулирующих электрических станций. При определении тарифа на электрическую энергию в случае использования электрической энергии в качестве основного топлива учитываются отклонения фактического показателя цены на электрическую энергию от прогноза цены на электрическую энергию, если в предлагаемых участником конкурса параметрах формулы расчета тарифа на электрическую энергию использовался прогноз цены на электрическую энергию Министерства экономического развития Российской Федерации. В случае если в предлагаемых участником конкурса параметрах формулы расчета тарифа на электрическую энергию использовался прогноз цены на электрическую энергию, предложенный данным участником конкурса, отклонения фактического показателя цены на электрическую энергию от прогнозного уровня цены учету не подлежат.
В случае использования ядерного топлива тариф на электрическую энергию определяется ежегодно по формуле расчета тарифа на электрическую энергию, установленной правилами проведения конкурсов, на основании заявленных в инвестиционном проекте параметров, в том числе цены на ядерное топливо, потребности в ядерном топливе энергоблоков атомных станций, включая создание на них страхового запаса ядерного топлива, затрат на обращение с отработавшим ядерным топливом, суммы уплачиваемых исполнителем инвестиционного проекта платежей в сфере электроэнергетики, размер которых зависит от объема производства (потребления) и (или) поставки (покупки) электрической энергии, и определяемого Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации единого для всех инвестиционных проектов показателя доходности используемого при производстве электрической энергии капитала, соответствующего среднемесячной стоимости краткосрочного капитала, привлекаемого в целях пополнения оборотных средств, необходимых для приобретения топлива. При определении тарифа на электрическую энергию в случае использования ядерного топлива учитываются отклонения фактического показателя цены на ядерное топливо от прогноза цены на ядерное топливо, если в предлагаемых участником конкурса параметрах формулы расчета тарифа на электрическую энергию использовался прогноз цены на ядерное топливо Министерства экономического развития Российской Федерации. В случае если в предлагаемых участником конкурса параметрах формулы расчета тарифа на электрическую энергию использовался прогноз цены на ядерное топливо, предложенный данным участником конкурса, отклонения фактического показателя цены на ядерное топливо от прогнозного уровня цены учету не подлежат.
48. Федеральная служба по тарифам устанавливает для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в соответствии с утверждаемыми ею методическими указаниями регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность в целях компенсации потерь электрической энергии, которые применяются в соответствии с правилами оптового рынка.
49. Купля-продажа электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, обусловленная необходимостью технологического обеспечения совместной работы Единой энергетической системы России и электроэнергетических систем иностранных государств, а также необходимыми объемами гарантированного экспорта (импорта), осуществляется по регулируемым тарифам (ценам), установленным Федеральной службой по тарифам, в соответствии с утверждаемыми ею методическими указаниями.
Торговля электрической энергией и мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам на оптовом рынке (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.06.2008 N 476)
50. Торговля электрической энергией и мощностью на оптовом рынке по свободным (нерегулируемым) ценам осуществляется в порядке и в объемах, установленных правилами оптового рынка.
51. Купля-продажа электрической энергии в объемах, соответствующих отклонениям объемов фактического производства (потребления) электрической энергии участников оптового рынка от объемов их планового почасового производства (потребления), осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам в соответствии с правилами оптового рынка.
52. Особенности ценообразования на оптовом рынке в части, не урегулированной настоящим документом, определяются правилами оптового рынка.
Особенности торговли электрической энергией и мощностью на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка
52.1. Торговля электрической энергией (мощностью) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по ценам, определенным исходя из регулируемых цен (тарифов), установленных для поставщиков. При определении регулируемых тарифов (цен) для поставщиков на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, может применяться любой из методов регулирования, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа.
Органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов субъектов Российской Федерации, территории которых не объединены в ценовые зоны оптового рынка (за исключением субъектов Российской Федерации, на территории которых функционируют технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы), до 15 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, помимо обоснованных предложений об установлении предельных уровней регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию (мощность) представляют в Федеральную службу по тарифам предложения по размеру регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию (мощность) для поставщиков - субъектов оптового рынка, функционирующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Федеральная служба по тарифам вправе устанавливать предельные уровни регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, а также регулируемые тарифы (цены) в отношении поставщиков - субъектов оптового рынка и индикативные цены на электрическую энергию и мощность для покупателей - субъектов оптового рынка исходя из величин регулируемых тарифов (цен), предложенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Федеральная служба по тарифам устанавливает индикативные цены на электрическую энергию, а также индикативные цены на мощность для субъектов Российской Федерации, территории которых не объединены в ценовые зоны оптового рынка с учетом обеспечения равенства средневзвешенных индикативных цен, установленных отдельно для территории Дальнего Востока (Южно-Якутский район Республики Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область), отдельно для территории Республики Коми, отдельно для территории Архангельской области, а также отдельно для территории Калининградской области, средневзвешенным тарифам на электрическую энергию и средневзвешенным тарифам на электроэнергию или мощность, установленным для поставщиков, генерирующее оборудование которых расположено на указанной территории (с учетом объема и стоимости перетоков электрической энергии и мощности из ценовой зоны, иных территорий, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, а также перетоков электрической энергии из энергосистем иностранных государств).
52.2. Для поставщиков оптового рынка, функционирующих на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, Федеральная служба по тарифам вправе устанавливать регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) для каждой из электростанций, с использованием которых данный поставщик участвует в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке. По решению Федеральной службы по тарифам могут быть установлены различные регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) для тепловых электростанций при работе в теплофикационном и конденсационном режиме.
На территории Дальнего Востока (Амурская область, Приморский край, Хабаровский край, Южно-Якутский район Республики Саха (Якутия), Еврейская автономная область) регулируемые цены на электрическую энергию, рассчитанные Федеральной службой по тарифам для каждой из тепловых электростанций, используемых одним поставщиком электрической энергии (мощности) при осуществлении им деятельности на оптовом рынке, применяются при определении индикативных цен на электрическую энергию для покупателей - субъектов оптового рынка.
Для расчетов за поставленную таким поставщиком на оптовый рынок электрическую энергию используется регулируемый тариф (цена) на электрическую энергию, установленный Федеральной службой по тарифам на уровне средневзвешенной величины по всем включенным в сводный баланс объемам производства электрической энергии на тепловых электростанциях, с использованием которых данный поставщик участвует в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке, определяемой исходя из регулируемых цен на электрическую энергию, рассчитанных для каждой из указанных электростанций, и соответствующих объемов производства электрической энергии на этих электростанциях, включенных в сводный баланс.
52.3. Для покупателей - субъектов оптового рынка стоимость электрической энергии, приобретенной ими на оптовом рынке на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, в объеме планового почасового потребления и в целях компенсации потерь электрической энергии (за исключением объемов электрической энергии, приходящихся на переток по границе с ценовой зоной (ценовыми зонами) оптового рынка), определяется в соответствии с правилами оптового рынка исходя из величин стоимости электрической энергии в объемах планового почасового производства (за исключением объемов электрической энергии, приходящихся на переток по границе с ценовой зоной (ценовыми зонами) оптового рынка), поставкой которых в соответствующем расчетном периоде обеспечивается потребление электрической энергии в объеме планового почасового потребления и компенсация потерь электрической энергии, и соответствующих объемов планового почасового потребления и потерь.
52.4. В целях расчета регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию на розничном рынке на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, Федеральная служба по тарифам определяет в каждом периоде регулирования индикативные цены на электрическую энергию и на мощность для покупателей - субъектов оптового рынка, функционирующих на указанных территориях, исходя из регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность), установленных для поставщиков, функционирующих на соответствующих территориях, и объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности), включенных в сводный баланс.
Индикативные цены на электрическую энергию и на мощность могут дифференцироваться по субъектам Российской Федерации исходя из особенностей производства электрической и тепловой энергии в соответствующих субъектах Российской Федерации.
52.5. Стоимость отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии участников оптового рынка, функционирующих на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, от объемов их планового почасового производства (потребления) определяется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка и утверждаемыми Федеральной службой по тарифам методическими указаниями по расчету стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии участников оптового рынка, функционирующих на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, от объемов их планового почасового производства (потребления).