Действующий
2. Правовой основой деятельности федеральных органов налоговой полиции по предупреждению преступлений и правонарушений являются Конституция Российской Федерации <1>, Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" <2>, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" <3>, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации <4>, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <5>, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
<2> Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 22.07.93, N 29, ст. 1114.
- взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, общественными объединениями, организациями и гражданами.
4. Планируемые и осуществляемые специальные меры упреждающего воздействия должны отвечать требованиям:
- объективности и актуальности, т.е. отражать адекватную криминогенной обстановке потребность в осуществлении этих мер и возможность соответствующих субъектов по их исполнению;
- комплексности, т.е. обязательному объединению усилий различных субъектов предупредительной деятельности;
- приоритетности, т.е. обеспечивать оптимальный выбор форм и тактики проведения предупредительных мер.
5. Основными задачами федеральных органов налоговой полиции по предупреждению преступлений и правонарушений являются:
- защита экономических интересов государства путем организации противодействия криминогенным процессам в сфере экономики и обеспечения сдерживания и сокращения налоговой и связанной с ней экономической преступности;
- принятие необходимых мер, направленных на устранение и нейтрализацию установленных причин и условий налоговой и связанной с ней иной экономической преступности, в том числе должностных преступлений и противоправных посягательств в отношении работников налоговых органов и сотрудников федеральных органов налоговой полиции;
- проведение специальных криминологических исследований с целью выявления особенностей и тенденций преступности в различных сферах и отраслях экономической деятельности; разработка предложений по преодолению и устранению выявленных криминогенных факторов;
- выявление лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от преступных намерений и принятие превентивных мер по пресечению преступных посягательств;
- проведение индивидуальной профилактической работы с лицами (группами лиц), противоправные действия (бездействие) которых не содержат признаков преступления, но дают основания применить к ним предупредительные меры;
- проведение общей профилактики в целях устранения и нейтрализации причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, а также создания в обществе обстановки нетерпимости к преступлениям и правонарушениям, посягающим на экономическую безопасность государства;
- мониторинг и анализ происходящих в сфере экономики негативных процессов и явлений, связанных с уклонением от уплаты налоговых платежей, их минимизацией, с утечкой капиталов за рубеж, с легализацией доходов, полученных преступным путем, и разработка соответствующих предложений (экономических, социальных, правовых, организационных и иных) по их недопущению и устранению.
6. Деятельность федеральных органов налоговой полиции по предупреждению преступлений и правонарушений включает в себя следующие направления:
7. Объектами воздействия со стороны федеральных органов налоговой полиции при осуществлении ими деятельности по предупреждению преступлений и правонарушений являются:
- лица, готовящие преступления, либо покушающиеся на их совершение, либо высказывающие намерения совершить противоправные деяния;
- лица, готовящие противоправные посягательства в отношении работников налоговых органов, сотрудников федеральных органов налоговой полиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также в отношении членов их семей и их собственности;
- должностные лица юридических лиц, предприниматели без образования юридического лица, имеющие задолженность (недоимку) перед бюджетом по уплате налогов и сборов, не представляющие налоговую отчетность в установленные сроки, уклоняющиеся от постановки на учет в налоговых органах, а также привлеченные ранее к административной ответственности за совершенные правонарушения в области налогов и сборов либо к налоговой ответственности за совершенные налоговые правонарушения;
- лица, подвергнутые налоговому контролю со стороны налоговых органов за превышение произведенных ими расходов над заявленными в соответствующих декларациях доходами;
- работники налоговых органов, сотрудники органов налоговой полиции, способствующие различным образом (при отсутствии в их действиях либо бездействии состава преступления) совершению преступлений и правонарушений со стороны физических и юридических лиц, а также оказывающие им различные услуги в ущерб экономическим интересам государства;
- сотрудники органов налоговой полиции, создающие предпосылки к раскрытию конфиденциальных источников, планируемых оперативно-розыскных мероприятий, к утечке информации, составляющей государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну;
- работники налоговых органов, создающие предпосылки к утечке информации, составляющей государственную, служебную, налоговую и иную охраняемую законом тайну;
- лица, препятствующие различным образом исполнению служебных обязанностей работниками налоговых органов и сотрудниками налоговой полиции, а также оказывающие на них и их близких психологическое и иное воздействие с целью оказания влияния на результаты служебной деятельности;
- лица, с которыми федеральными органами налоговой полиции прекращено конфиденциальное сотрудничество по компрометирующим их основаниям;
- сами причины и условия, способствующие совершению преступлений и правонарушений юридическими и физическими лицами, а также должностных преступлений в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции.
8. Субъектами, непосредственно реализующими задачи предупреждения преступлений и правонарушений в федеральных органах налоговой полиции, являются структурные подразделения Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (далее - ФСНП России) и территориальных органов налоговой полиции, реализующие следующие функции: оперативно-розыскные, обеспечения безопасности и борьбы с коррупцией, предварительного расследования, обеспечения физической защиты, информационной безопасности, аналитические, правовые, общественных связей, информационно-технологические и организационно-инспекторские.
Иные подразделения федеральных органов налоговой полиции в пределах своей компетенции обеспечивают деятельность субъектов по предупреждению преступлений и правонарушений.
9. Деятельность субъектов по предупреждению преступлений и правонарушений осуществляется в соответствии с установленной настоящей Инструкцией их компетенцией: по профилактике преступлений и правонарушений; по предотвращению готовящихся преступлений; по пресечению покушений на преступления; по анализу и оценке результатов деятельности федеральных органов налоговой полиции в предупреждении преступлений и правонарушений.
10. Главные управления, управления ФСНП России в соответствии со своей компетенцией, установленной нормативными правовыми актами ФСНП России:
10.1. Осуществляют организационно-методическое обеспечение линейных подразделений по предупреждению преступлений и правонарушений.
10.2. Проводят комплексный анализ и прогнозирование оперативной обстановки, выявляют детерминирующие криминогенные факторы и обеспечивают с их учетом подготовку и проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических мероприятий (операций) по предупреждению преступлений в наиболее криминализированных отраслях экономики, а также в субъектах Российской Федерации со сложной оперативной обстановкой.
10.3. Участвуют в разработке нормативных правовых актов и государственных программно-целевых мероприятий, направленных на предупреждение налоговой и иной преступности в экономической сфере, наносящей государству материальный ущерб и представляющей угрозу экономической безопасности государства, а также на предупреждение иных преступлений, в том числе должностных, отнесенных законодательством к компетенции федеральных органов налоговой полиции.