Действующий
1) невозврат жертвователю в установленный срок пожертвований (их части), перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением требований законодательства о выборах, референдумах;
2) неперечисление в указанный срок в доход соответствующего бюджета пожертвований, внесенных анонимными жертвователями;
Субъекты данного административного правонарушения: кандидат; лицо, являвшееся кандидатом; лицо, избранное депутатом; избирательное объединение; уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
Право на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, имеют уполномоченные члены соответствующих комиссий.
Статья 5.22. Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме
Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления возможности гражданину проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Порядок проведения голосования установлен статьей 64 Федерального закона, аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах. В соответствии с установленным порядком избиратель, участник референдума голосует только лично и вправе получить один бюллетень для голосования, за исключением предусмотренных законом случаев (при совмещении выборов, референдумов нескольких уровней; при формировании законодательного (представительного) органа государственной власти по мажоритарной и пропорциональной системам). Нарушение установленного порядка голосования является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности.
1) выдача бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать за других лиц либо в целях предоставления возможности проголосовать более одного раза;
Из диспозиции статьи следует, что субъектом правонарушения в первом случае является член участковой комиссии с правом решающего голоса. Незаконная выдача бюллетеня может быть совершена только умышленно.
Согласно пункту 8 статьи 64 Федерального закона бюллетень заполняется избирателем, участником референдума. Ответственность за нарушение этого требования закона несут члены комиссии, в нарушение закона выдавшие избирателю, участнику референдума избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме, в котором уже имеется отметка по одной из позиций избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме; иные лица, передающие избирателю, участнику референдума заполненный бюллетень.
Протокол об административном правонарушении вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции). Учитывая тяжесть данного правонарушения, следует напомнить, что возбудить дело об административном правонарушении вправе также и прокурор. Кроме того, необходимо помнить, что для привлечения к административной ответственности члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса необходимо согласие соответствующего прокурора.
Статья 5.23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федерального закона избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме являются документами строгой отчетности.
Законом предъявляются и определенные требования к порядку изготовления, хранения и использования бюллетеней. Так, при изготовлении в полиграфической организации бюллетеней их тираж заранее должен быть определен комиссией. О передаче бюллетеней составляется акт, в котором должно быть отмечено количество передаваемых бюллетеней. Кроме того, работники полиграфической организации должны уничтожить выбракованные и излишне изготовленные (при обнаружении таковых) бюллетени, о чем также составляется акт. Пунктами 11 - 14 статьи 63 Федерального закона установлена процедура выбраковки и передачи бюллетеней типографией (полиграфической организацией) избирательным комиссиям, комиссиям референдума, а также последующей передачи бюллетеней нижестоящим избирательным комиссиям, комиссиям референдума.
Ответственность по статье 5.23 Кодекса наступает независимо от наличия цели дальнейшего использования этих бюллетеней для фальсификации итогов выборов, референдума либо отсутствия таковой.
Субъектами ответственности являются граждане, юридические лица и должностные лица, в том числе избирательных комиссий.
Статья 5.24. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов"
1. Нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного законом порядка подсчета голосов либо установленного законом порядка обработки итогов голосования, определения результатов выборов, референдума -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного федеральным законом порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов" -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Порядок подсчета голосов установлен статьей 68 Федерального закона. При этом следует соблюдать не только последовательность предусмотренных данной нормой действий, но и обеспечить открытость и гласность процесса. Возможность присутствия при проведении подсчета наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и иных лиц, чье присутствие на избирательном участке, участке референдума предусмотрено статьей 30 Федерального закона, является неотъемлемой частью порядка проведения голосования и подсчета голосов.
Правонарушением является также привлечение членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, других лиц к процессу непосредственного подсчета голосов, а также неправильное заполнение протокола об итогах голосования или внесение в него исправлений.
Порядок обработки итогов голосования предусмотрен статьей 69 Федерального закона, а определение результатов выборов, референдума регламентировано статьей 70 данного Закона. Несоблюдение порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" и "Повторный подсчет голосов", установленного в пункте 9 статьи 69 Федерального закона, образует новый состав административного правонарушения, указанного в пункте 2 комментируемой нормы.
Субъектами правонарушений могут быть члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, в том числе председатели комиссий.
Право возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном рассматриваемой статьей, принадлежит прокурору.
Так, в 2004 году в Саратовской области прокурором были возбуждены производства по делам об административном правонарушении в отношении ряда председателей участковых избирательных комиссий.
В частности, в одной из избирательных комиссий после проведения подсчета голосов протокол об итогах голосования в нарушение закона был составлен в одном экземпляре. После подписания протокола об итогах голосования и направления его в территориальную избирательную комиссию участковая избирательная комиссия выявила в протоколе неточность по количеству голосов избирателей, поданных за каждого кандидата, однако заседание комиссии по вопросу о внесении уточнений в протокол не проводилось, члены комиссии, наблюдатели и другие лица, присутствовавшие при подсчете голосов, о данном факте не информировались. Надпись "Повторный" на изготовленном повторном протоколе отсутствовала, время фактического его составления было указано недостоверно, ранее составленный протокол членами участковой комиссии был уничтожен. Вновь составленный протокол одному из наблюдателей был выдан без составления соответствующего реестра.
В одной из участковых избирательных комиссий г. Саратова ее председатель Р. после проведения подсчета голосов, но до подписания протокола об итогах голосования выдала наблюдателю заверенную копию протокола без фиксирования этого факта в соответствующем реестре. За допущенные нарушения виновные были подвергнуты административным наказаниям в виде штрафа.
1. Непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
2. То же нарушение, совершенное председателем территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно нарушение им сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования на выборах, референдуме в средства массовой информации для опубликования -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
3. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное председателем окружной избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно нарушение им сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования, о результатах выборов в средства массовой информации для опубликования -
влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
4. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное председателем избирательной комиссии, комиссии референдума субъекта Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
5. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 5.25 Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение порядка опубликования и обнародования итогов голосования и результатов выборов, референдума, предусмотренного статьей 72 Федерального закона, статьей 86 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", статьей 79 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичными нормами региональных законов о выборах и референдумах.