Действующий
Протоколы об административных правонарушениях могут быть составлены уполномоченными членами избирательных комиссий, должностными лицами органов внутренних дел (милиции).
Статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации
Непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Пунктом 6 статьи 56 Федерального закона, частью 6 статьи 62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 6 статьи 56 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичными нормами других законов о выборах установлены порядок, условия и сроки предоставления возможности опровержения или разъяснения в защиту чести, достоинства или деловой репутации не только зарегистрированному кандидату, но и избирательному объединению. Нарушение этого порядка и сроков влечет за собой наступление ответственности, установленной анализируемой статьей Кодекса. Норма, устанавливающая срок, до истечения которого средства массовой информации, их должностные лица обязаны предоставить кандидату право на опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации, имеет императивный (обязательный) характер и неисполнение данного требования образует состав административного правонарушения. Поэтому обнародование (опубликование) такого разъяснения или опровержения после истечения сроков предвыборной агитации также является нарушением избирательных прав указанных субъектов и влечет применение санкции к виновным лицам, хотя и опубликовавших разъяснения или опровержения, но после завершения агитационной кампании.
Деловая репутация избирательного объединения - понятие ранее не применявшееся ни в избирательном, ни в административном законодательстве. Следует отметить, что избирательное объединение - политическая партия в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" (статья 11) является юридическим лицом, поэтому норма о защите деловой репутации юридического лица - избирательного объединения соответствует требованиям, установленным в статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации и в пункте 6 статьи 56 Федерального закона.
При этом необходимо иметь в виду, что речь в данном случае идет не только о недостоверной, но и о достоверной информации, опубликованной (обнародованной) в средствах массовой информации во время избирательной кампании.
В соответствии с указанными нормами законов обязанность предоставления возможности опровержения или разъяснения в защиту чести и достоинства кандидатов не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, политическими партиями. Не распространяется эта обязанность и на случаи, когда соответствующая информация размещена в агитационных материалах кандидатов и избирательных объединений в рамках предоставления на основании закона платных или бесплатных эфирного времени или печатной площади.
Субъектами правонарушения являются организации СМИ, а также их должностные лица - главные редакторы.
Протоколы вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, и органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания.
Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму
Умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Порядок размещения агитационных печатных материалов, а также информационных материалов избирательных комиссий, комиссий референдума на зданиях, сооружениях или иных объектах установлен пунктами 7 и 8 статьи 54 Федерального закона, частями 9 - 10 статьи 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктами 7 - 8 статьи 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации". Таким образом, не будет являться правонарушением уничтожение либо повреждение агитационных материалов, вывешенных в местах, где их размещение запрещено законом, в частности на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (пункт 10 статьи 54 Федерального закона, часть 11 статьи 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункт 9 статьи 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").
Статья 5.15. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума
Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума на пользование на равных условиях пользования помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для встреч с избирателями, участниками референдума -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статьей 53 Федерального закона, статьей 60 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", статьей 54 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах закреплена обязанность государственных органов и органов местного самоуправления содействовать зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума в организации и проведении собраний, встреч с избирателями, участниками референдума, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. Кроме того, указанными нормами установлены порядок и условия предоставления помещения для проведения встреч с избирателями.
Протоколы вправе составлять уполномоченные члены избирательных комиссий, а также должностные лица органов внутренних дел (милиции).
Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах
Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В пунктах 2 и 5 статьи 56 Федерального закона, частях 2 и 5 статьи 62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктах 2 и 5 статьи 56 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" перечислены субъекты, которым в ходе избирательной кампании, при проведении референдума запрещено совершать подкуп избирателей, участников референдума, заниматься благотворительной деятельностью. Нарушения указанных требований влекут за собой административную ответственность по статье 5.16 Кодекса.
Под подкупом избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона, частью 2 статьи 62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 2 статьи 56 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" понимается осуществление следующих действий:
вручение денежных средств, подарков и иных материальных ценностей избирателям, участникам референдума, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу);
вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещание такого вознаграждения;
проведение льготной распродажи товаров, бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума;
предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействие на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В одном из субъектов Российской Федерации за подкуп избирателей при проведении одной из избирательных кампаний были привлечены к административной ответственности 8 человек. В одном случае виновные лица, агитируя за кандидата, выплачивали за каждый голос от 50 до 100 рублей. В другом случае нарушение выразилось в том, что виновное лицо, агитируя за кандидата, выдавало каждому гражданину, обещавшему отдать свой голос за данного кандидата, бутылку водки. По результатам судебного рассмотрения виновным лицам было назначено административное наказание.
Протоколы об административных правонарушениях по статье 5.16 Кодекса вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции).
Статья 5.48. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов
Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума на размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной и (или) муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов, а равно нарушение организациями, оказывающими рекламные услуги, условий размещения агитационных материалов -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с пунктом 8 статьи 54 Федерального закона печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи) только с согласия и на условиях их собственников (владельцев). Исключение составляют специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, о регистрации инициативной группы по проведению референдума, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Таким образом, указанные организации, предоставив разрешение разместить агитационные материалы одному кандидату, избирательному объединению, не вправе отказать в выдаче аналогичного разрешения другим кандидатам (избирательным объединениям). При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.
Пунктом 9 статьи 54 Федерального закона предусмотрено, что организации, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия для размещения агитационных материалов.
В данных случаях объем площадей для размещения агитационных материалов и условия его оплаты должны быть едиными для всех кандидатов, избирательных объединений.
1) нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума на размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной и (или) муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов;
2) нарушение организациями, оказывающими рекламные услуги, условий размещения агитационных материалов.
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица. Следует особо выделить субъект по второму составу правонарушения, предусмотренному анализируемой статьей, - им является организация (юридическое лицо), оказывающая рекламные услуги.