Действующий
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
2. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Условия и порядок изготовления и распространения агитационных печатных и аудиовизуальных материалов предусмотрен статьей 54 Федерального закона, статьей 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", статьей 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичными нормами региональных законов о выборах и референдумах.
Размещение агитационных печатных материалов с нарушением закона с объективной стороны может быть выражено в двух действиях.
Первое. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено Федеральным законом.
Пункт 10 статьи 54 Федерального закона, аналогичные нормы иных законов о выборах содержат запрет на вывешивание (расклеивание, размещение) печатных агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от них.
Второе. Размещение агитационных печатных материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов.
Пунктом 8 статьи 54 Федерального закона установлено требование к размещению агитационных печатных материалов, согласно которому эти материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Исключение составляют места, указанные в пункте 7 статьи 54 Федерального закона, а именно специальные места для размещения агитационных печатных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума, выделенные органами местного самоуправления по предложению соответствующей избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования.
Изготовление или распространение агитационного материала будет признано административным правонарушением, если допущено хотя бы одно из следующих нарушений:
информации о тираже и о дате выпуска; об оплате изготовления тиража из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
информации о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации, изготовившей эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, либо информации о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовившего эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы;
о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих агитационных материалов;
2) изготовлены печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, в которых вышеуказанные данные указаны неверно;
4) изготовлены или распространены агитационные материалы без оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда;
5) распространены печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы без предоставления их экземпляра (копии) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы;
6) распространены печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, положительных высказываний физического лица о кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке.
К печатным агитационным материалам относятся листовки, плакаты, календари и другие печатные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации.
К аудиовизуальным агитационным материалам относятся агитационные материалы на аудио- и видеоносителях.
Предварительное представление в избирательную комиссию экземпляров либо фотографий агитационных материалов (в зависимости от их формы) - обязательное условие правомерности их распространения. При этом должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 54 Федерального закона, частью 4 статьи 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 3 статьи 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации". Отсутствие таких сведений, равно как и непредставление экземпляров агитационных материалов в избирательную комиссию, влечет за собой ответственность по статье 5.12 Кодекса.
Одним из оснований привлечения к административной ответственности является наличие в агитационных материалах коммерческой рекламы (пункт 4 статьи 54 Федерального закона).
Кроме административной ответственности за нарушения положений статьи 54 Федерального закона, статьей 5.12 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение требований пункта 9 статьи 48 Федерального закона, части 8 статьи 57 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункта 7 статьи 49 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичных норм региональных законов о выборах. Данные нормы содержат условия возможного использования изображения физического лица, положительных высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении в их агитационных материалах только с письменного согласия данного физического лица. Такое согласие должно быть выражено в письменной форме и представлено в избирательную комиссию вместе с экземплярами соответствующих агитационных печатных материалов в общем порядке.
Данное ограничение не распространяется на использование указанными лицами в ряде случаев в своей предвыборной агитации публично высказанных и обнародованных мнений с указанием даты (периода времени) этого обнародования и наименования средства массовой информации, в котором было осуществлено это обнародование.
Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, образует новый состав административного правонарушения, установленный частью 2 комментируемой статьи. Пунктом 10 статьи 54 Федерального закона установлен запрет на размещение агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. Аналогичные нормы содержатся в пункте 9 статьи 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и в части 11 статьи 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Субъектами указанных правонарушений могут быть кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, граждане, должностные лица, организации.
Протоколы об административных правонарушениях могут быть составлены уполномоченными членами избирательных комиссий, должностными лицами органов внутренних дел (милиции).
Статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации
Непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Пунктом 6 статьи 56 Федерального закона, частью 6 статьи 62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 6 статьи 56 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичными нормами других законов о выборах установлены порядок, условия и сроки предоставления возможности опровержения или разъяснения в защиту чести, достоинства или деловой репутации не только зарегистрированному кандидату, но и избирательному объединению. Нарушение этого порядка и сроков влечет за собой наступление ответственности, установленной анализируемой статьей Кодекса. Норма, устанавливающая срок, до истечения которого средства массовой информации, их должностные лица обязаны предоставить кандидату право на опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации, имеет императивный (обязательный) характер и неисполнение данного требования образует состав административного правонарушения. Поэтому обнародование (опубликование) такого разъяснения или опровержения после истечения сроков предвыборной агитации также является нарушением избирательных прав указанных субъектов и влечет применение санкции к виновным лицам, хотя и опубликовавших разъяснения или опровержения, но после завершения агитационной кампании.
Деловая репутация избирательного объединения - понятие ранее не применявшееся ни в избирательном, ни в административном законодательстве. Следует отметить, что избирательное объединение - политическая партия в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" (статья 11) является юридическим лицом, поэтому норма о защите деловой репутации юридического лица - избирательного объединения соответствует требованиям, установленным в статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации и в пункте 6 статьи 56 Федерального закона.
При этом необходимо иметь в виду, что речь в данном случае идет не только о недостоверной, но и о достоверной информации, опубликованной (обнародованной) в средствах массовой информации во время избирательной кампании.
В соответствии с указанными нормами законов обязанность предоставления возможности опровержения или разъяснения в защиту чести и достоинства кандидатов не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, политическими партиями. Не распространяется эта обязанность и на случаи, когда соответствующая информация размещена в агитационных материалах кандидатов и избирательных объединений в рамках предоставления на основании закона платных или бесплатных эфирного времени или печатной площади.
Субъектами правонарушения являются организации СМИ, а также их должностные лица - главные редакторы.
Протоколы вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, и органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания.
Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму
Умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Порядок размещения агитационных печатных материалов, а также информационных материалов избирательных комиссий, комиссий референдума на зданиях, сооружениях или иных объектах установлен пунктами 7 и 8 статьи 54 Федерального закона, частями 9 - 10 статьи 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктами 7 - 8 статьи 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации". Таким образом, не будет являться правонарушением уничтожение либо повреждение агитационных материалов, вывешенных в местах, где их размещение запрещено законом, в частности на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (пункт 10 статьи 54 Федерального закона, часть 11 статьи 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункт 9 статьи 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").
Статья 5.15. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума
Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума на пользование на равных условиях пользования помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для встреч с избирателями, участниками референдума -