Действующий
Необходимо отметить, что административная ответственность наступает даже за единичный случай нарушения, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно одной подписи, полученной с нарушением закона.
Субъектами правонарушения являются органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица, юридические лица и их руководители, а также физические лица, в том числе члены избирательных комиссий.
Право составлять протоколы об административном правонарушении принадлежит должностным лицам органов внутренних дел (милиции) и уполномоченным членам избирательных комиссий.
Отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
В данном разделе диспозиция статьи 5.7 Кодекса рассматривается в части, касающейся зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, права которых являются объектами данного правонарушения, за исключением нарушения прав в отношении членов избирательных комиссий, которое было рассмотрено ранее в разделе 2.
В числе прав кандидатов в депутаты либо на выборную должность органов местного самоуправления предусмотрено право на получение отпуска (освобождения от работы) на определенный период. При этом для некоторых категорий зарегистрированных кандидатов (кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации) такой отпуск является обязательным условием для участия в избирательной кампании (пункт 2 статьи 40 Федерального закона). Пунктом 1 статьи 41 Федерального закона, аналогичными нормами других законов о выборах установлена обязанность администрации организации, командира воинской части, руководителя органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.
Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений также имеют право получить по заявлению неоплачиваемый отпуск на период осуществления своей деятельности. Такое право предоставлено им пунктом 3 статьи 43 Федерального закона, частью 4 статьи 48 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 3 статьи 43 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".
Субъектами правонарушения являются должностные лица (работодатели), обязанные предоставить отпуск (руководители организаций независимо от формы собственности, командиры воинских частей, другие работодатели).
Основание ответственности - наличие заявления зарегистрированного кандидата, доверенного лица кандидата, избирательного объединения о предоставлении отпуска, по которому решение должностным лицом (работодателем) не принято или принято отрицательное решение.
Условием привлечения должностного лица (работодателя) к административной ответственности является приобретение кандидатом статуса зарегистрированного кандидата; регистрация избирательной комиссией доверенного лица кандидата, избирательного объединения. Таким образом, непредоставление отпуска кандидату в период со дня выдвижения до момента регистрации, а доверенному лицу до дня его регистрации избирательной комиссией не образует состава административного правонарушения.
Право на возбуждение дела об административном правонарушении принадлежит только прокурору по заявлению зарегистрированного кандидата, доверенного лица, которым отказано в предоставлении отпуска, избирательного объединения, в список которого входит такой кандидат, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, назначивших доверенное лицо, а также по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата или доверенное лицо.
Статья 5.45. Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума
Использование лицом, замещающим государственную или муниципальную должность, либо находящимся на государственной или муниципальной службе, либо являющимся членом органа управления организации независимо от формы собственности (в организации, высшим органом управления которой является собрание, - членом органа, осуществляющего руководство деятельностью этой организации), за исключением политической партии, преимуществ своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата, списка кандидатов, выдвижения и (или) поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос (вопросы) референдума -
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Пунктом 1 статьи 40 Федерального закона, частью 1 статьи 46 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 1 статьи 41 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" запрещено использовать преимущества своего должностного или служебного положения кандидатам, замещающим государственные или муниципальные должности, кандидатам, находящимся на государственной или муниципальной службе либо являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при проведении своей избирательной кампании.
В соответствии с пунктом 4 статьи 40 Федерального закона, частью 3 статьи 46 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 3 статьи 41 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичными нормами региональных законов о выборах лицам, не являющимся кандидатами и замещающим государственные или муниципальные должности, в период избирательной кампании запрещено использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата, списка кандидатов, выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в Федеральном законе (пункт 5 статьи 40) понимаются: привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов; использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления и так далее, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для достижения вышеуказанной цели; использование телефонной факсимильной и иных видов связи, за исключением использования такой связи для функционирования политических партий; использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением лиц, пользующихся транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране; сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, находящимися на государственной или выборной муниципальной должности, и так далее.
Субъекты административной ответственности - лица, замещающие государственную или муниципальную должность, лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий.
Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие у любого из указанных в статье лиц специальной цели - выдвижение и (или) избрание кандидата, списка кандидатов, выдвижение и поддержка инициативы проведения референдума, получение того или иного ответа на вопрос референдума.
Право возбуждать дело об административном правонарушении по данной статье принадлежит только прокурору.
Статья 5.5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов
1. Нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет") -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
2. Непредоставление государственной или муниципальной организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии, комиссии референдума на безвозмездной основе, а равно в установленный законом срок соответственно эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, участников референдума, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародование которой предусмотрено законодательством о выборах и референдумах, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Основные требования к порядку участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов и референдумов установлены статьями 45, 50 - 52 Федерального закона. Нарушение этих требований влечет ответственность по статье 5.5 Кодекса.
нарушение требований к содержанию информационных материалов (пункты 2 и 5 статьи 45 Федерального закона);
публикация (обнародование) результатов опросов общественного мнения с нарушением пунктов 2 и 3 статьи 46 Федерального закона;
отказ зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям в предоставлении им бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона, аналогичные нормы других законов о выборах);
нарушение правил выделения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 3 статьи 51 Федерального закона);
нарушение правил распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 4 статьи 51 Федерального закона);
нарушение правил резервирования и предоставления платного эфирного времени и платной печатной площади для проведения агитации (пункт 6 статьи 51 Федерального закона, часть 5 статьи 59 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункт 7 статьи 53 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации");
публикация в периодических печатных изданиях агитационных материалов без указания источника оплаты материала (пункт 6 статьи 52 Федерального закона);
выпуск в эфир или публикация агитационных материалов, не оплаченных из средств избирательного фонда;
перекрытие передачи агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов (пункт 9 статьи 51 Федерального закона);
публикация агитационных материалов с сопровождением их редакционными комментариями в любой форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением (пункт 5 статьи 52 Федерального закона);
оказание редакцией периодического печатного издания, публикующего агитационные печатные материалы, предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодического издания (пункт 7 статьи 52 Федерального закона).
Часть 1 статьи 5.5 Кодекса содержит два состава административного правонарушения, различающихся по субъектам:
1) нарушение порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов;
2) нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) таких материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет").
В первом случае субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.5 Кодекса, являются главные редакторы как должностные лица средств массовой информации, а также юридические лица - редакции средств массовой информации, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, либо иные организации, осуществляющие выпуск или распространение средства массовой информации. Во втором случае субъектами административного правонарушения является неограниченный круг лиц, нарушивших своими действиями установленный порядок опубликования (обнародования) информационных и агитационных материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети "Интернет".
Так, уполномоченным членом Избирательной комиссии Ленинградской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении главного редактора газеты, который подписал в печать указанную газету, в которой содержались материалы, нарушающие установленные законодательством Российской Федерации правила проведения предвыборной агитации. В опубликованных газетой статьях распространялась информация об одном из кандидатов на должность губернатора Ленинградской области в сочетании с негативными комментариями. Указанная информация была опубликована с нарушением норм Федерального закона, предусматривающих опубликование данных о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. Кроме того, публикация была осуществлена в период, когда предвыборная агитация в средствах массовой информации запрещена. Протокол об административном правонарушении был направлен в суд.
Пунктом 18 статьи 20 Федерального закона предусмотрена обязанность государственных и муниципальных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и (или) редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий предоставить комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном указанным Федеральным законом, иными законами, избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. Нарушение указанного положения Федерального закона влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 5.5 Кодекса.
Дела об административных правонарушениях по данной статье вправе возбуждать должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации; должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания; уполномоченные члены избирательных комиссий.