(Действующий) Протокол заседания от 27.09.2006 N 187-4-4 (Выписка) "О Рекомендациях...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
подделка подписей избирателей, участников референдума, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, избирательного объединения, инициативы проведения референдума (статья 5.46 Кодекса);
заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, либо уполномоченным лицом (статья 5.46 Кодекса).
Поскольку избирательные комиссии не обладают компетенцией по установлению наличия либо отсутствия в действиях виновных лиц признаков уголовно наказуемого деяния, материал по факту обнаружения признаков правонарушений, предусмотренных статьями 5.16, 5.18, 5.20, 5.46 Кодекса, необходимо направить прокурору для проведения проверки <*>. Административное производство может быть возбуждено, когда прокурором будет установлено, что в действиях виновных лиц отсутствует состав преступления, но содержатся признаки административного правонарушения. Моментом обнаружения правонарушения в данном случае является момент получения избирательной комиссией соответствующего постановления прокурора (если административное производство не будет возбуждено самим прокурором).
--------------------------------
<*> Исключение может составлять ответственность за финансовые нарушения, поскольку статья 141.1 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит признак, при котором наступает уголовная ответственность - крупный размер финансового нарушения. Понятие крупного размера дано в примечании к указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.
При решении вопроса о составлении протокола об административном правонарушении в этом случае необходимо принимать во внимание положение Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 о том, что процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному, не являются административным расследованием.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52 и 5.56 Кодекса, должны быть рассмотрены в 5-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление срока рассмотрения не допускается (часть 3 статьи 29.6 Кодекса).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судом (судьей) выносится постановление в соответствии со статьей 29.9 Кодекса.
Жалоба на постановление суда (судьи) может быть подана лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законными представителями физического или юридического лица, защитником и представителем потерпевшего (статьи 25.1 - 25.5 Кодекса) в вышестоящий суд (статья 29.1 Кодекса) в течение 5 дней со дня вручения или получения копии постановления суда (судьи) (часть 3 статьи 30.3 Кодекса). Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56 Кодекса, рассматриваются вышестоящим судом в течение 5 дней с момента их поступления в этот суд со всеми материалами (часть 2 статьи 30.5 Кодекса).
Вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором. Такие протесты, принесенные Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями, прокурорами субъектов Российской Федерации, их заместителями, рассматривают председатели судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, их заместители, а также Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители.
Постановление об административном наказании не подлежит исполнению, если прошел один год со дня его вступления в законную силу (статья 31.9 Кодекса).
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (статья 4.5 Кодекса).
Лицо считается не подвергнутым административному наказанию по истечении одного года после исполнения постановления об административном наказании (статья 4.6 Кодекса).

III. Административная ответственность за правонарушения в сфере избирательного права

1. Гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, образовании избирательных округов, избирательных участков, участков референдума

Статья 5.1. Нарушение прав гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума
Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статьей 17 Федерального закона, статьями 15 - 17 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", статьями 26 - 28 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах предусмотрен порядок составления списков избирателей, участников референдума, включения в эти списки избирателей, участников референдума и ознакомление их со списками избирателей. Согласно установленному порядку соответствующая избирательная комиссия составляет списки избирателей, участников референдума на основании сведений, предоставленных ей уполномоченными должностными лицами, и передает списки избирателей, участников референдума в участковые комиссии за 20 дней до дня голосования. Участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования обязана предоставить список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения.
Избиратель вправе при обнаружении ошибки или неточности в списке избирателей, участников референдума обратиться в участковую комиссию с заявлением об устранении неточности (ошибки) или о включении его в список избирателей, участников референдума. Поданное заявление и подтверждающие документы должны быть рассмотрены участковой избирательной комиссией в течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов, но не позднее окончания голосования. По результатам участковая комиссия должна принять решение об устранении неточности (ошибки), включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.
Нарушение установленного порядка влечет за собой административную ответственность по статье 5.1 Кодекса. Данная статья предусматривает три альтернативных состава, каждый из которых является самостоятельным основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности по статье 5.1 Кодекса:
нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума;
нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списках избирателей, участников референдума;
непринятие решения об отклонении заявления о внесении исправления в список избирателей с указанием причин такого отклонения или отказ выдать заявителю копию такого решения.
Субъектом правонарушения являются члены участковых избирательных комиссий, которые обязаны рассматривать заявления граждан.
Субъективная сторона данного правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности (халатности).
Возбуждать дело по данной статье вправе только прокурор.
Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума
Нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья включает два альтернативных состава, каждый из которых является самостоятельным основанием для составления протокола об административном правонарушении:
1) нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям;
2) представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим комиссиям.
Под представлением недостоверных сведений следует понимать представление не соответствующих действительности сведений. В качестве примера можно привести непредставление сведений об умерших гражданах, а также сведений для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума. От недостоверных сведений следует отличать неполные сведения об избирателях. Полнота сведений об избирателях устанавливается в соответствии с нижеприведенными нормами законодательства о выборах, а также пунктом 9 статьи 16 Федерального закона. Примером неполноты сведений об избирателях могут быть отсутствие каких-либо персональных данных гражданина, например соответствующих реквизитов документа, удостоверяющего личность, и тому подобное.
Должностные лица, на которые возложена обязанность предоставления сведений об избирателях, участниках референдума, установлены пунктом 9 статьи 16, пунктом 6 статьи 17 Федерального закона, частями 2 - 5 статьи 15 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктами 2 - 5 статьи 26 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и соответствующими статьями законов субъектов Российской Федерации, согласно которым формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают, главой администрации поселения (в труднодоступных и отдаленных местностях), а в отношении избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, и членов их семей - командиром воинской части. В целях составления списков избирателей, участников референдума эти сведения направляются соответственно в территориальные или участковые комиссии (комиссии муниципального образования), а в случае, если указанные комиссии не наделены соответствующим законом правом составлять списки избирателей, участников референдума, - в окружные комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий. Установлены и определенные сроки предоставления таких сведений, нарушение которых также образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.4 Кодекса. Действия должностных лиц, являющихся субъектами данного правонарушения, должны быть виновными, то есть совершенными как умышленно, так и по неосторожности.
Например, Е., являясь должностным лицом, в обязанности которого входит своевременная подача в избирательную комиссию списков избирателей - личного состава части и прикомандированных военнослужащих, не передал в Избирательную комиссию Саратовской области сведения о временно прикомандированном к войсковой части рядовом К. Постановлением Саратовского гарнизонного военного суда от 7 июня 2004 года он был подвергнут административному наказанию в виде штрафа.
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять уполномоченные члены избирательных комиссий.

2. Статус избирательных комиссий, комиссий референдума

Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума
1. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
2. Непредставление государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями независимо от формы собственности, в том числе организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, а также должностными лицами указанных органов и организаций в избирательную комиссию, комиссию референдума сведений и материалов, запрашиваемых комиссией в соответствии с законом, либо представление таких сведений и материалов с нарушением установленного законом срока, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.4 и частью 1 статьи 5.17 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с пунктами 10 и 13 статьи 20 Федерального закона, частью 3 статьи 8, частью 2 статьи 18 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 3 статьи 7, пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичными нормами законов субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах решения и иные акты комиссий обязательны для нижестоящих комиссий, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей, участников референдума. Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.3 Кодекса, являются юридические лица и должностные лица, на которых распространяется юридическая сила решения избирательной комиссии.
В соответствии с пунктом 19 статьи 20 Федерального закона государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям бесплатно.
Правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 5.3 Кодекса, считается совершенным, если комиссии не были предоставлены запрашиваемые ею сведения и материалы, а также если они были предоставлены с нарушением установленных законом сроков. Таким образом, протокол может быть составлен лишь по истечении указанных сроков. Объективная сторона может выражаться как в противоправном действии (например, отказ в предоставлении необходимых сведений и материалов), так и в противоправном бездействии (неисполнение указанными организациями и должностными лицами возложенных на них законом обязанностей).
Протоколы составляют уполномоченные члены тех комиссий, решение которых не исполнено, либо которым не предоставлены необходимые сведения и материалы, либо их предоставление осуществлено с нарушением установленных законом сроков.
Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации
1. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Выдача председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, заверенной копии протокола избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов или референдума, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверение председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом, -