Действующий
4.2 Принцип 1 - отделение заданных требований к объекту оценки соответствия от заданных требований к деятельности по оценке соответствия
Нормативные документы, содержащие заданные требования к объектам оценки соответствия, т. е. характеристики объекта оценки соответствия, не должны содержать положений, связанных с деятельностью по оценке соответствия, за исключением положений по отбору образцов и методов проведения испытаний заданных характеристик. Нормативные документы, устанавливающие требования к деятельности по оценке соответствия, разрабатываются отдельно.
Примерами положений по оценке соответствия, которые не должны содержаться в таких нормативных документах на объекты оценки соответствия, являются требования или рекомендации, касающиеся:
- того, кто должен осуществлять деятельность по оценке соответствия, то есть первая, вторая или третья сторона;
- вида привлекаемого органа по оценке соответствия (например, испытательная лаборатория, инспекционный орган) или
Преимущества отделения заданных требований к объекту оценки соответствия от заданных требований к деятельности по оценке соответствия включают в себя:
a) более строгое рассмотрение характеристик объекта и аспектов оценки соответствия в своем собственном контексте;
b) более широкое использование нормативного документа, распространяющегося на объект, сторонами, не занимающимися оценкой соответствия;
c) более легкие способы указания ссылки на заданные характеристики объекта и/или требования в области оценки соответствия органами власти, такими как регулирующие органы.
4.3 Принцип 2 - нейтральность в отношении сторон, осуществляющих деятельность по оценке соответствия
Нормативные документы, содержащие требования к объектам оценки соответствия, должны быть изложены таким образом, чтобы соответствие объектов требованиям могло быть оценено любой заинтересованной стороной. Заинтересованными сторонами могут быть:
Примечание - Пользователи нормативных документов, содержащих требования к объектам оценки соответствия, вправе выбирать приемлемые стороны. Ниже приводятся такие примеры:
- регулирующие органы, регламентирующие использование декларации о соответствии, выданные поставщиком как первой стороной;
- закупочные организации, устанавливающие конкретные критерии приемки и проводящие испытания закупленной продукции в своих собственных лабораториях (вторая сторона);
- регулирующие органы, требующие проведения сертификации продукции признанным независимым органом (третья сторона) до поставки продукции на рынок;
- закупочные организации или регулирующие органы, требующие проведения сертификации систем менеджмента качества поставщика в качестве предварительного условия поставки продукции или оказания услуг.
В соответствии с принципом 3, нормативные документы, содержащие требования к деятельности по оценке соответствия, должны учитывать "функциональный подход к оценке соответствия", включающий в себя следующие функции:
Эти функции по оценке соответствия описаны в более полном объеме в пункте 6.4, а также в ИСО/МЭК 17000:2004, приложение А.
Каждая из различных категорий пользователей оценки соответствия имеет свои специфические потребности. В результате этого порядок осуществления оценки соответствия может быть весьма разнообразным. Однако все виды оценки соответствия характеризуются одним и тем же общим подходом, основанным на вышеприведенных функциях.
a) тщательное рассмотрение всех функций по оценке соответствия, включая четкое разграничение между этими функциями;
c) большую последовательность и возможность гармонизации национальных, региональных и международных видов деятельности по оценке соответствия, что способствует взаимному признанию и торговле.
Требования к объектам оценки соответствия (раздел 5) и требования к деятельности по оценке соответствия (раздел 6) должны быть изложены четко и однозначно. Они должны включать в себя достаточное количество информации, чтобы обеспечить сопоставимость и воспроизводимость результатов оценки соответствия.
Важнейший итог стандартизации и деятельности по оценке соответствия состоит в доверии к выполнению объектами заданных требований и в реализации предполагаемых преимуществ (например, совместимость с другими видами продукции или уменьшение риска нанесения ущерба). Если различные стороны (то есть лица, органы и/или организации) используют заданные требования для проведения оценки соответствия объекта, все соответствующие объекты должны быть сопоставимы с точки зрения выполнения заданных требований. Если соответствие заданным требованиям оценивается различными сторонами, то результаты оценки соответствия должны быть сопоставимы.
Разработчикам нормативных документов в области деятельности по оценке соответствия следует рассматривать международные стандарты и руководства в качестве основы передовых методов в области оценки соответствия.
ИСО и МЭК разработали серию международных стандартов и руководств с целью обеспечения международной сопоставимости и доверия к деятельности по оценке соответствия, известных как набор инструментов в области оценки соответствия. Критерии, содержащиеся в этих документах, представляют собой международный консенсус в отношении того, чем являются передовые методы в области оценки соответствия. Использование этих документов означает, что достигнута международная совместимость, а технические барьеры в торговле могут быть устранены. Приложение А содержит все документы, составляющие набор инструментария в сфере оценки соответствия.
5 Методические указания по разработке нормативных документов, устанавливающих требования к объектам оценки соответствия
5.1.1 Объектами оценки соответствия могут быть продукция (включая услуги), материалы, установки, процессы, системы, лица и органы. Хотя методические указания данного раздела могут рассматриваться как относящиеся к материальной продукции, вместе с тем разработчики нормативных документов должны интерпретировать эти указания как относящиеся к другим объектам оценки соответствия. Некоторые примеры приведены в
5.1.2 Данный раздел не распространяется на системы и органы по оценке соответствия как к объектам оценки соответствия.
5.2.1 Заданные требования, относящиеся к характеристикам объекта оценки соответствия, должны быть изложены в тех пунктах, которые образуют нормативную часть документа.
5.2.2 Заданные требования должны быть сформулированы четко, непосредственно и точно и должны давать правильное и однообразное толкование, чтобы стороны, использующие нормативный документ, могли извлечь из содержания нормативного документа единое понимание его значения и целей.
5.2.3 Нормативные документы на объекты оценки соответствия должны уделять основное внимание только критериям и рабочим характеристикам объекта.
5.2.4 Нормативные документы могут устанавливать методы определения выполнения критериев и характеристик. Они должны быть выражены таким образом, чтобы любая заинтересованная сторона могла провести проверку. Пользователи нормативного документа должны иметь право принять решение относительно того, какие виды деятельности по оценке соответствия будут (или не будут) использоваться, кто проводит оценку соответствия и при каких условиях.
5.2.5 Заданные требования должны быть изложены в терминах результативности или выхода продукции, при необходимости, вместе с предельными значениями и допусками, а также методами определения, такими как методы испытаний или контроля, позволяющими проверить заданные характеристики. Ниже приводятся примеры результативности или итоговых данных, распространяющихся на большое многообразие объектов оценки соответствия: