Действующий
Примечание - Схемы оценки соответствия могут действовать на международном, региональном, национальном или поднациональном уровне. [ИСО/МЭК 17000:2004, 2.8]
3.3 объект оценки соответствия (object of conformity assessment): Конкретный материал, продукция (включая услуги), установка, процесс, система, лицо или орган, к которым применима оценка соответствия.
Примечание - Заданные требования могут быть установлены нормативными документами, такими как регламенты, стандарты и технические условия. [ИСО/МЭК 17000:2004, 3.1]
3.5 инспекционный контроль (surveillance): Систематическое наблюдение за деятельностью по оценке соответствия как основы поддержания правомерности заявления о соответствии.
В основе методических указаний, содержащихся в настоящем стандарте, лежат нижеследующие принципы. Настоящий стандарт не дает конкретных методических указаний по всем возникающим ситуациям.
- принцип 1 - отделение заданных требований к объекту оценки соответствия от заданных требований к деятельности по оценке соответствия (см. 4.2);
- принцип 2 - нейтральность в отношении сторон, осуществляющих деятельность по оценке соответствия (см. 4.3);
Принципы 1 и 2 изначально направлены на подготовку нормативных документов, содержащих технические требования к объектам оценки соответствия (раздел 5 содержит более полную информацию). Принцип 3 направлен на подготовку отдельных нормативных документов, содержащих технические требования к структуре и функционированию систем оценки соответствия. Вместе с тем, функциональный подход может оказывать содействие разработчикам нормативных документов на характеристики объектов оценки соответствия в плане заблаговременного определения и формулировки требований, которые могут быть использованы в последующих видах деятельности по оценке соответствия.
4.2 Принцип 1 - отделение заданных требований к объекту оценки соответствия от заданных требований к деятельности по оценке соответствия
Нормативные документы, содержащие заданные требования к объектам оценки соответствия, т. е. характеристики объекта оценки соответствия, не должны содержать положений, связанных с деятельностью по оценке соответствия, за исключением положений по отбору образцов и методов проведения испытаний заданных характеристик. Нормативные документы, устанавливающие требования к деятельности по оценке соответствия, разрабатываются отдельно.
Примерами положений по оценке соответствия, которые не должны содержаться в таких нормативных документах на объекты оценки соответствия, являются требования или рекомендации, касающиеся:
- того, кто должен осуществлять деятельность по оценке соответствия, то есть первая, вторая или третья сторона;
- вида привлекаемого органа по оценке соответствия (например, испытательная лаборатория, инспекционный орган) или
Преимущества отделения заданных требований к объекту оценки соответствия от заданных требований к деятельности по оценке соответствия включают в себя:
a) более строгое рассмотрение характеристик объекта и аспектов оценки соответствия в своем собственном контексте;
b) более широкое использование нормативного документа, распространяющегося на объект, сторонами, не занимающимися оценкой соответствия;
c) более легкие способы указания ссылки на заданные характеристики объекта и/или требования в области оценки соответствия органами власти, такими как регулирующие органы.
4.3 Принцип 2 - нейтральность в отношении сторон, осуществляющих деятельность по оценке соответствия
Нормативные документы, содержащие требования к объектам оценки соответствия, должны быть изложены таким образом, чтобы соответствие объектов требованиям могло быть оценено любой заинтересованной стороной. Заинтересованными сторонами могут быть:
Примечание - Пользователи нормативных документов, содержащих требования к объектам оценки соответствия, вправе выбирать приемлемые стороны. Ниже приводятся такие примеры:
- регулирующие органы, регламентирующие использование декларации о соответствии, выданные поставщиком как первой стороной;
- закупочные организации, устанавливающие конкретные критерии приемки и проводящие испытания закупленной продукции в своих собственных лабораториях (вторая сторона);
- регулирующие органы, требующие проведения сертификации продукции признанным независимым органом (третья сторона) до поставки продукции на рынок;
- закупочные организации или регулирующие органы, требующие проведения сертификации систем менеджмента качества поставщика в качестве предварительного условия поставки продукции или оказания услуг.
В соответствии с принципом 3, нормативные документы, содержащие требования к деятельности по оценке соответствия, должны учитывать "функциональный подход к оценке соответствия", включающий в себя следующие функции:
Эти функции по оценке соответствия описаны в более полном объеме в пункте 6.4, а также в ИСО/МЭК 17000:2004, приложение А.
Каждая из различных категорий пользователей оценки соответствия имеет свои специфические потребности. В результате этого порядок осуществления оценки соответствия может быть весьма разнообразным. Однако все виды оценки соответствия характеризуются одним и тем же общим подходом, основанным на вышеприведенных функциях.