Действующий
В процессе разработки настоящего стандарта принимались усилия, чтобы избежать технической терминологии, чтобы сделать методические указания легко читаемыми. Однако в некоторых случаях необходимо было использовать определенную техническую терминологию. Например, нормативные документы могут содержать требования ко многим различным областям, например к конкретному материалу, продукции, услуге, установке, процессу, системе, персоналу или органу. В сфере оценки соответствия все они являются примерами "объекта оценки соответствия". Вместо того чтобы повторять перечень примеров на протяжении всего текста, используется термин "объект оценки соответствия", определение которого приводится в разделе 3.
- раздел 4 устанавливает пять принципов в качестве основы для разработки последующих методических указаний;
- в разделе 5 приводятся методические указания по разработке нормативных документов, устанавливающих требования к характеристикам объектов оценки соответствия;
- в разделе 6 приводятся методические указания по разработке нормативных документов, устанавливающих требования к системам оценки соответствия.
* Введение к международному стандарту ИСО/МЭК 17007:2009 "Оценка соответствия. Методические указания по разработке нормативных документов, предназначенных для применения при оценке соответствия".
Настоящий стандарт содержит принципы и методические указания по разработке нормативных документов*, включающих в себя:
- заданные требования к системам оценки соответствия, которые могут быть использованы для определения того, отвечает ли объект оценки соответствия заданным требованиям.
Настоящий стандарт предназначен для разработчиков стандартов, не использующих Директивы ИСО/МЭК, промышленных ассоциаций и объединений, покупателей, регулирующих органов, потребительских и неправительственных групп, органов по аккредитации, органов по оценке соответствия, владельцев программ оценки соответствия и других заинтересованных сторон, например страховых компаний.
Нижеприведенный ссылочный документ необходим для использования настоящего стандарта. Для датированных ссылок применимо только цитируемое издание стандарта. Для недатированных ссылок применимо последнее издание ссылочного стандарта (включая любые поправки).
ИСО/МЭК 17000:2004 Оценка соответствия. Словарь и общие принципы (ISOIEC 17000:2004, Conformity assessment - Vocabulary and general principles).
В настоящем стандарте применяются термины и определения, содержащиеся в ИСО/МЭК 17000:2004, а также приведенные ниже. Для удобства пользования настоящим стандартом ниже повторно приводятся следующие определения.
3.1 система оценки соответствия (conformity assessment system): Правила, процедуры и менеджмент, используемые для выполнения оценки соответствия.
Примечание - Системы оценки соответствия могут действовать на международном, региональном, национальном или поднациональном уровне. [ИСО/МЭК 17000:2004, 2.7]
3.2 схема оценки соответствия (conformity assessment scheme) программа оценки соответствия (conformity assessment program): Система оценки соответствия, относящаяся к определенным объектам оценки соответствия, к которым применяются одни и те же заданные требования, определенные правила и процедуры.
Примечание - Схемы оценки соответствия могут действовать на международном, региональном, национальном или поднациональном уровне. [ИСО/МЭК 17000:2004, 2.8]
3.3 объект оценки соответствия (object of conformity assessment): Конкретный материал, продукция (включая услуги), установка, процесс, система, лицо или орган, к которым применима оценка соответствия.
Примечание - Заданные требования могут быть установлены нормативными документами, такими как регламенты, стандарты и технические условия. [ИСО/МЭК 17000:2004, 3.1]
3.5 инспекционный контроль (surveillance): Систематическое наблюдение за деятельностью по оценке соответствия как основы поддержания правомерности заявления о соответствии.
В основе методических указаний, содержащихся в настоящем стандарте, лежат нижеследующие принципы. Настоящий стандарт не дает конкретных методических указаний по всем возникающим ситуациям.
- принцип 1 - отделение заданных требований к объекту оценки соответствия от заданных требований к деятельности по оценке соответствия (см. 4.2);
- принцип 2 - нейтральность в отношении сторон, осуществляющих деятельность по оценке соответствия (см. 4.3);
Принципы 1 и 2 изначально направлены на подготовку нормативных документов, содержащих технические требования к объектам оценки соответствия (раздел 5 содержит более полную информацию). Принцип 3 направлен на подготовку отдельных нормативных документов, содержащих технические требования к структуре и функционированию систем оценки соответствия. Вместе с тем, функциональный подход может оказывать содействие разработчикам нормативных документов на характеристики объектов оценки соответствия в плане заблаговременного определения и формулировки требований, которые могут быть использованы в последующих видах деятельности по оценке соответствия.
4.2 Принцип 1 - отделение заданных требований к объекту оценки соответствия от заданных требований к деятельности по оценке соответствия
Нормативные документы, содержащие заданные требования к объектам оценки соответствия, т. е. характеристики объекта оценки соответствия, не должны содержать положений, связанных с деятельностью по оценке соответствия, за исключением положений по отбору образцов и методов проведения испытаний заданных характеристик. Нормативные документы, устанавливающие требования к деятельности по оценке соответствия, разрабатываются отдельно.
Примерами положений по оценке соответствия, которые не должны содержаться в таких нормативных документах на объекты оценки соответствия, являются требования или рекомендации, касающиеся:
- того, кто должен осуществлять деятельность по оценке соответствия, то есть первая, вторая или третья сторона;
- вида привлекаемого органа по оценке соответствия (например, испытательная лаборатория, инспекционный орган) или
Преимущества отделения заданных требований к объекту оценки соответствия от заданных требований к деятельности по оценке соответствия включают в себя:
a) более строгое рассмотрение характеристик объекта и аспектов оценки соответствия в своем собственном контексте;
b) более широкое использование нормативного документа, распространяющегося на объект, сторонами, не занимающимися оценкой соответствия;
c) более легкие способы указания ссылки на заданные характеристики объекта и/или требования в области оценки соответствия органами власти, такими как регулирующие органы.