(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 17007-2011"Оценка...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Если ссылочный документ не датирован, возможно, что за истекшее время изменились формат и содержание ссылочных требований. В этом случае следует рассмотреть последствия изменений ссылочных требований.
5.2.9 Заданные требования должны быть четко выраженными с помощью объективных, логичных, последовательных и конкретных формулировок. В частности:
- такие термины, как "адекватный", "подвергнутый неблагоприятному воздействию", "достаточно прочный" и "экстремальные условия", являются субъективными, их следует избегать;
- не должны использоваться без соответствующих определений качественные существительные и прилагательные, которые могут рассматриваться как абсолютные, например "водонепроницаемый", "небьющийся", "плоский" и "безопасный";
- не должны использоваться без соответствующих определений качественные существительные и прилагательные, которые характеризуют измеримые свойства, например "высокий", "прочный", "прозрачный" и "точный";
- не следует использовать термин "если нет иных указаний", за исключением тех случаев, когда в требованиях дано четкое определение "иного технического указания".
5.2.10 Заданные требования могут содержать в случае необходимости несколько категорий, типов, классов или сортов в рамках одних и тех же нормативных документов или в отдельных документах. Когда допускаются различные типы, классы, сорта и т.д., документ должен устанавливать, каким образом пользователю следует их идентифицировать.
5.2.11 Все измеряемые значения должны быть выражены в единицах СИ (Международная система единиц).
5.2.12 Заданные требования, разрабатываемые покупателями, должны отвечать принципам и передовым методам настоящего международного стандарта. Это особенно касается государственных закупочных организаций и других организаций, которые могут выступать стороной в международных торговых соглашениях.

5.3 Отбор образцов

5.3.1 Разработчик нормативных документов на характеристики объектов оценки соответствия должен заблаговременно убедиться, что заданные методы испытаний и относящиеся к ним требования по отбору образцов могут быть отобраны для использования в последующей деятельности по оценке соответствия. Методические указания, касающиеся установления методов испытаний, приведены в пункте 5.4.
5.3.2 Требования по отбору образцов могут относиться к установленным методам испытаний или к критериям приемки в рамках системы оценки соответствия. Разработчик нормативных документов на характеристики объекта должен с осторожностью относиться к ограничению любых требований по отбору образцов к установленным методам испытаний характеристик объекта.
5.3.3 Для получения согласованных и воспроизводимых результатов методы отбора образцов должны быть по возможности основаны на статистических методах, изложенных в международных стандартах, например ИСО 10725 и ИСО 11648-1.

5.4 Методы испытаний

5.4.1 По мере возможности методы испытаний должны четко описывать порядок проведения испытаний, например:
- отбор и подготовку образцов;
- использование испытательного оборудования;
- регистрируемые данные;
- критерии приемки;
- используемые пределы для принятия или отклонения результатов;
- если уместно, данные, приемлемые сточки зрения неопределенности измерений, точности, воспроизводимости и повторяемости.
К специальным международным стандартам, действующим в данной области, относятся ИСО/МЭК 17025 и ИСО 5725-1.
5.4.2 Методы испытаний должны быть сконцентрированы на заданных требованиях к объекту оценки соответствия и не должны устанавливать требований, которые напрямую не связаны с функционированием объекта.
5.4.3 Методы испытаний выбирают с учетом их результативности, экономичности и практического применения.
5.4.4 Методы неразрушающего контроля выбирают в тех случаях, когда они обеспечивают тот же уровень достоверности, что и методы разрушающего контроля.
5.4.5 Нормативный документ должен определять последовательность испытаний, когда такая последовательность может повлиять на результаты.
5.4.6 В случае необходимости в нормативный документ следует включить альтернативные методы испытаний или альтернативное испытательное оборудование. Должны быть разъяснены эквивалентность, преимущества или недостатки по сравнению с исходными методами испытаний. Если предусмотрены равнозначные испытания, должно быть указано то из них, которое используется в случае разногласий.
5.4.7 Если допускается использование различных методов испытаний, отличных от заданных, необходимо сохранить документальную корреляцию между результатами испытаний и заданными методами испытаний.
5.4.8 Заданные методы испытаний должны базироваться на метрологических принципах, связанных с валидацией, обеспечением единства измерений и оценкой неопределенности измерений в соответствии с разделом 5 ИСО/МЭК 17025:2005. Конкретные методические указания в этой области приведены в Руководстве ИСО/МЭК 99 (словарь терминов по метрологии) и в Руководстве ИСО/МЭК 98-3 (неопределенность измерений).
5.4.9 При установлении требований к объекту оценки соответствия рекомендуется изучить, устанавливают ли методы испытаний требования к испытательному оборудованию. Если нет, то следует рассмотреть возможность включения таких требований в нормативный документ. Требования к испытательному оборудованию должны отвечать положениям, касающимся точности и калибровки в соответствии с разделом 5 ИСО/МЭК 17025:2005. Другие соображения включают в себя положения по безопасности и другие требования, относящиеся к установке и функционированию испытательного оборудования.

6 Методические указания по разработке нормативных документов, устанавливающих требования к системам оценки соответствия

6.1 Общие положения

Системы оценки соответствия, подтверждающие выполнение объектами оценки соответствия заданных требований, разрабатываются:
- промышленными ассоциациями и консорциумами;
- закупочными организациями;
- регулирующими органами;
- потребительскими и неправительственными группами;
- органами по аккредитации;
- органами по оценке соответствия;
- владельцами программ по оценке соответствия и
- другими заинтересованными сторонами, например страховыми организациями.
Руководство ИСО/МЭК 60 содержит свод правил в области деятельности по оценке соответствия.
Другие надлежащие публикации приведены в приложении А.

6.2 Идентификация потребности в системах оценки соответствия

6.2.1 Решение о разработке системы оценки соответствия принимается после рассмотрения ряда факторов, включая следующие:
- социальную или экономическую потребность или запрос с целью подтверждения, что объект оценки соответствия удовлетворяет заданным требованиям;
- соотношение между потенциальными преимуществами (такими как повышение доверия к объектам оценки соответствия, улучшение качества и содействие торговле) и потенциальными недостатками (такими как дополнительные затраты, затруднение доступа на рынок и создание технических барьеров в торговле);
- воздействие предлагаемой системы оценки соответствия на заинтересованные стороны;
- сторону или стороны, которые могут оказаться наиболее эффективными и результативными в плане выполнения оценки соответствия;
- наличие систем оценки соответствия, которые могут удовлетворять потребность или запрос или служить в качестве примера для новой системы оценки соответствия.