(Действующий) Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округаот 26...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Суд правомерно признал довод налогового органа о нарушении Обществом подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, пунктов 48, 50 Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденного Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12.09.2001 N 892, ошибочным.
Суд правомерно отклонил довод налогового органа о получении по данной экспортной сделке убытка в сумме 4719338,56 руб., поскольку указанное противоречит представленным документам - декларации по налогу на прибыль за 6 месяцев 2007 года, Отчету о прибылях и убытках за период 1 января по 30 июня 2007 года, регистрам бухгалтерского учета, анализу рентабельности экспортного контракта, которыми подтверждается получение прибыли.
Налоговым органом при расчете прибыли (убытка) по экспортному контракту в состав расходов включались суммы НДС, что противоречит действующему законодательству.
Согласно статье 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) сумму налога на добавленную стоимость.
Исходя из принципов определения доходов, отраженных в статье 41 НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая (применительно к организациям) в соответствии с главой 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".
Как следует из статьи 247 НК РФ, прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с этой главой Кодекса.
Пункт 1 статьи 248 НК РФ предусматривает, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
В силу пункта 2 статьи 254 НК РФ стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, исчисляется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с Кодексом).
Пунктом 19 статьи 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено Кодексом.
Из смысла указанных положений главы 25 НК РФ следует, что при исчислении прибыли налог на добавленную стоимость, уплаченный налогоплательщиком поставщику при приобретении товара, не должен учитываться и включаться в состав доходов и (или) расходов.
Кроме того, даже факт получения убытка сам по себе, вне связи с другими обстоятельствами конкретного дела, не может свидетельствовать о недобросовестности Общества и рассматриваться в качестве объективного признака недобросовестности.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 20.06.2006 N 3946/06.
Судом обоснованно отклонен довод налогового органа, что в связи с отсутствием у Общества лицензии на право осуществления деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, Общество не имеет право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС.
Статьей 165 НК РФ предусмотрен перечень документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. Обществом в налоговый орган предоставлен полный пакет документов. В указанном статьей 165 НК РФ перечне документов, лицензия на право осуществление отдельных видов деятельности, не значится.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П установлено, что перечню документов, содержащемуся в статье 165 НК РФ, придается исчерпывающий и обязательный характер.
Согласно статье 173 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии па занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.
Следовательно, сделка, совершенная без лицензии, является оспоримой, то есть она может быть признана недействительной только по решению суда (п. 1 ст. 166 ГК РФ).
Однако до момента признания сделки недействительной судом она порождает надлежащие правовые последствия, и налоговый орган не вправе расценивать произведенные но сделке действия или расходы как не соответствующие законодательству и не подтверждающие факт поставки товара или его оплаты. Иная позиция была бы не чем иным, как нарушением презумпции законности оспоримой сделки и установленного ГК РФ исключительно судебного порядка признания оспоримой сделки недействительной.
Оценив представленные доказательства, суд правомерно пришел к выводу о несоблюдении налоговым органом требований, установленных НК РФ - нарушении существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, выразившихся в необеспечении возможности налогоплательщику представить объяснения (возражения) по выявленным нарушениям, ввиду того, что в акте проверки на нарушения в части применения налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров на сумму 28285882 руб. и применения налоговых вычетов по НДС в размере 5005351 руб., не указано.
При таких обстоятельствах, суд первой и апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о подтверждении обществом права на применение налоговой ставки 0 процентов в отношении реализации товара в сумме 28285882,02 руб. и налогового вычета в сумме 5005358,38 руб.
Ссылку заявителя жалобы на нарушение судами норм процессуального права суд кассационной инстанции признает несостоятельной.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности но отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
При рассмотрении настоящего дела суды проверили на соответствие закону ненормативный правовой акт конкретного налогового органа - Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары, поэтому принятые по делу судебные акты не могут повлиять на права и обязанности другого налогового органа - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, в которой Общество с 26.03.2008 состоит на налоговом учете.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, поэтому препятствия для исполнения вступивших в законную силу судебных актов в связи с переходом заявителя с 26.03.2008 на налоговый учет в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области отсутствуют.
В силу закона фактически возврат сумм налога производится территориальным органом Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения поручения налогового органа, который в указанный же срок уведомляет налоговый орган о дате и возврате и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Поскольку налоговые органы в силу статьи 30 НК РФ представляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, непривлечение названной инспекции к участию в деле не привело к принятию неправильного решения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 по делу N А55-1458/08 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.