Действующий
Температуру окружающей среды (воздуха) измеряют не менее чем тремя термометрами, помещенными на середине высоты трансформатора и на расстоянии не менее 0,5 м от него. За температуру окружающей среды принимают среднее арифметическое показаний всех термометров.
Температура воздуха в помещении во второй половине испытаний не должна изменяться более чем на ±2 °С.
Для определения сопротивления обмотки в горячем состоянии проводят нагрев трансформатора методом непосредственной нагрузки. Испытуемый трансформатор включают на номинальное первичное напряжение, а на вторичную сторону включают номинальную нагрузку. Регулировочные автотрансформаторы испытывают при таком первичном напряжении, при котором по п.5.5 получен наименьший КПД.
Превышение установившейся температуры контактирующего витка обмотки с подвижным контактом определяют термопарой, которую припаивают к витку на расстоянии не более 3 мм от места соприкосновения витка с подвижным контактом.
Поперечное сечение каждого провода термопары не должно быть более 0,1 поперечного сечения провода витка. Место, в котором припаяна термопара, должно быть защищено от излишков припоя.
Температуру магнитной системы (если она доступна) определяют термопарами, которые устанавливаются в местах наибольшего вероятного нагрева (например, во внутренних углах). При типовых испытаниях рекомендуется устанавливать термопары во время сборки трансформатора в места, в которые после сборки нет доступа. Термопары в магнитную систему устанавливают путем припайки к листам магнитной системы или путем "защемления" между листами.
Испытание на нагрев ведут до установившейся температуры. Температуру трансформатора считают установившейся, если превышение температуры не изменяется более чем на 1 °С в течение 2 ч. Контроль режима нагрева и фиксирование установившейся температуры ведут по термопарам, которые установлены в магнитной системе. По достижении установившейся температуры трансформатор отключают от источника питания и сразу же измеряют сопротивление обмотки двойным мостом по схеме, по которой измерялось сопротивление в холодном состоянии. Измерения повторяют 10-12 раз через каждые 15-40 с.
По кривой остывания (сопротивление в зависимости от времени) экстраполяцией по одному из методов ГОСТ 3484.2 определяют сопротивление , соответствующее моменту отключения трансформатора от источника питания.
Трансформатор считают выдержавшим испытание на нагрев, если превышения температур его элементов не превосходят значений, указанных в пп.2.11-2.11.2.
5.15.2. Испытания на нагрев (пп.2.10 и 2.11.3) проводят до установившейся температуры трансформатора при температуре окружающей среды (35±1) °С, для чего трансформатор помещают в специальную камеру или термостат. Термометры или термопары в этом случае размещают на середине высоты трансформатора и на расстоянии не менее 0,2 м от него.
Трансформаторы считают выдержавшими испытания, если превышения температуры не превзошли указанных в п.2.11.3 и под воздействием нагрева не возникло видимых визуально деформаций и оплавлений деталей из пластмасс.
5.16. Механическую прочность оболочки трансформатора (п.2.12) проверяют по ГОСТ 27570.0 на верхних элементах корпуса, повреждение которых возможно и при нормальной эксплуатации.
Испытание трансформатора на ударные нагрузки при транспортировании проводят на ударном стенде по методу 104-1 ГОСТ 16962, а воздействие ударных нагрузок производится в направлении, перпендикулярном плоскости основания трансформатора. Трансформаторы в упаковке крепят к платформе стенда, например, хомутами или скобами. Трансформаторы считают выдержавшими испытания, если после испытаний не обнаружено механических повреждений, нарушения контактных соединений, паек, а характеристики трансформаторов удовлетворяют требованиям пп.2.9 и 3.3.
Испытание трансформаторов на воздействие механических факторов внешней среды при эксплуатации проводят без упаковки на ударном стенде по методу 104-1 ГОСТ 16962 с ускорением, указанным в ГОСТ 17516. Критерии оценки результатов испытаний те же, что и предыдущих испытаний.
5.17. При приемо-сдаточных испытаниях наличие и состояние противокоррозионной защиты (п.2.13) проверяют визуально. Детали из черного металла, окисление которых может привести к опасности поражения электрическим током, испытывают при квалификационных испытаниях по ГОСТ 19294. К таким деталям относятся все металлические крепежные детали и металлические части, являющиеся элементами оболочки.
5.18.1. Для испытаний на надежность отбирают трансформаторы из числа прошедших приемо-сдаточные испытания и выдержавших климатические и механические воздействия по пп.5.2 и 5.16 (ударные нагрузки при транспортировании). Комплектование выборки осуществляется методом случайного отбора по ГОСТ 18321. При комплектовании выборки допускается без увеличения ее объема включать трансформаторы различных мощностей одного типоисполнения в равных долях.
5.18.2. Испытания проводят методом одноступенчатого контроля. Планы испытаний устанавливают по ГОСТ 27.410. Объем выборки - по ГОСТ 17446.
5.18.3. Испытания проводят при нормальных климатических условиях внешней среды по ГОСТ 15150, разд.3, номинальной нагрузке трансформатора и следующих входных напряжениях: 0,7 - 20%, - 60% и 1,15 - 20% времени испытаний. Испытания проводят циклами. Длительность работы в цикле 5-8 ч и перерыв не менее 3 ч. Для переходных автотрансформаторов длительность работы в цикле 100-170 ч, режим работы в цикле перемежающийся:
При положительных результатах испытаний на средний срок службы допускается считать их положительными и для испытаний на среднюю наработку на отказ. После этих испытаний при отсутствии отрицательных исходов допускается не проводить испытания на установленную без
увеличение первичного тока более чем на 10% от тока, измеренного в начале при номинальном первичном напряжении;
увеличение уровня звука за пределы допустимой величины при изменении напряжения сети в допустимом диапазоне;
За предельное состояние принимается снижение прочности изоляции из-за ее старения ниже уровня, установленного в п.3.3, или межвитковые замыкания.
5.18.6. Проверку отказов проводят периодически через 40-50 циклов (2-3 для переходных автотрансформаторов) методами, изложенными в настоящем стандарте.