Действующий
Для машин с явновыраженными полюсами измерения должны производиться под серединой каждого полюса. Допускается проведение измерений не под каждым полюсом, но не менее чем в четырех точках, равномерно расположенных по окружности.
В машинах с подшипниковыми щитами зазор необходимо измерять в 3-4 точках в зависимости от числа отверстий в щитах.
Оценку равномерности зазора следует производить по отношению максимальной разности между измеренными радиальными размерами зазоров в местах измерения к их среднему значению.
Если в подшипниковых щитах отверстия отсутствуют, а другим способом щуп или другой измерительный инструмент не может быть применен, то размер зазора следует определять как половину разности диаметров внутренней расточки статора и внешней поверхности ротора.
2.2. Определение формы внутренней поверхности статора необходимо производить измерением зазора под одним и тем же полюсом, поворачивая ротор каждый раз на одно полюсное деление.
Определение формы поверхности ротора следует производить измерением зазора в одной и той же точке статора, поворачивая ротор каждый раз на одно полюсное деление. Обе эти операции могут быть совмещены. Если многократный поворот ротора на одно полюсное деление трудно осуществим, допускается измерять зазор под всеми полюсами при двух диаметрально противоположных положениях ротора относительно статора.
3. Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками, сопротивления изоляции термопреобразователей сопротивления и сопротивления изоляции подшипников и уплотнений
3.1. Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками, сопротивления изоляции термопреобразователей сопротивления и сопротивления изоляции подшипников и уплотнений - по ГОСТ 11828-86.
4. Измерение сопротивления обмоток и термопреобразователей сопротивления при постоянном токе в практически холодном или нагретом состоянии
4.1. Измерение сопротивления обмоток и термопреобразователей сопротивления при постоянном токе в практически холодном или нагретом состоянии, а также температур охлаждающих сред - по ГОСТ 11828-86.
6. Испытание изоляции обмоток на электрическую прочность относительно корпуса машины и между обмотками
6.1. Испытание изоляции обмоток на электрическую прочность относительно корпуса машины и между обмотками напряжением частотой 50 Гц, а также выпрямленным или комбинированным напряжением - по ГОСТ 11828-86.
7.1. Испытание междувитковой изоляции обмоток на электрическую прочность - по ГОСТ 11828-86 и ГОСТ 183-74.
7.2. Выявление междувитковых замыканий в обмотке возбуждения следует производить методом измерения сопротивления обмоток при переменном токе. Измерения должны проводиться при напряжении 3 В на виток, но не более 220 В, подводимом к обмотке возбуждения. При пониженном сопротивлении изоляции обмотки возбуждения по отношению к корпусу следует применять разделительный трансформатор.
У синхронных машин с явновыраженными полюсами измерения напряжения при неизменном токе рекомендуется производить у каждого полюса в отдельности или у двух полюсов. У неявнополюсных машин с обмоткой возбуждения, расположенной на роторе, измерения следует производить на всей обмотке в целом при трех-четырех ступенях частоты вращения (включая номинальную и в неподвижном состоянии), поддерживая приложенное напряжение или ток неизменными.
Для возможности сравнения результатов последующие измерения необходимо производить при тех же значениях тока или напряжения и неизменном состоянии машины (вставленный или вынутый ротор, разомкнутая или замкнутая обмотка якоря и т.п.).
Отклонение от предыдущих результатов измерения, а также отклонение сопротивления каждого полюса от среднего значения сопротивления полюсов (для явнополюсных машин) или резкие изменения сопротивления при изменении частоты вращения могут указывать на возникновение междувитковых замыканий.
Окончательный вывод о наличии и числе устойчиво замкнутых витков может быть сделан после определения характеристики короткого замыкания и ее сравнения с ранее снятой.
Допускается применение специальных приборов и способов, обеспечивающих необходимую надежность и точность выявления витковых замыканий.
8.1. Характеристику холостого хода машины, представляющую зависимость напряжения обмотки якоря от тока возбуждения, следует определять при холостом ходе и номинальной частоте вращения в режиме генератора. Допускается определение характеристики холостого хода в режиме ненагруженного двигателя.
При определении характеристики холостого хода следует измерять ток возбуждения, линейное напряжение и частоту (или частоту вращения).
Для оценки третьей гармонической составляющей при соединении обмотки статора в звезду необходимо также измерять фазное напряжение, а при соединении в треугольник - фазный ток.
Если при определении характеристики холостого хода частота ( ) отличается от номинальной ( ), то напряжения холостого хода ( ) необходимо пересчитать по измеренным значениям напряжения ( ) по формуле
Изменение тока возбуждения при снятии характеристики холостого хода следует производить плавно и только в одном направлении, начиная с наибольшего значения тока, равного, если возможно, номинальному току возбуждения, но не ниже значения, соответствующего 1,3 номинального напряжения испытуемой машины.
Точки, при которых производят отсчеты по приборам, должны распределяться по характеристике по возможности равномерно.
Для получения характеристики холостого хода, проходящей через начало координат, снятую характеристику необходимо сместить по оси абсцисс на величину , полученную путем экстраполяции этой характеристики до пересечения с осью абсцисс (черт.1).
У синхронных машин с самовозбуждением, имеющих доступные выводы обмотки возбуждения (например, контактные кольца), характеристику холостого хода следует определять при питании обмотки возбуждения от постороннего источника.
8.1.1. Для определения характеристики холостого хода в режиме генератора синхронную машину необходимо привести во вращение при помощи первичного двигателя.
При уменьшении тока возбуждения до нуля следует измерять остаточное напряжение, которое рекомендуется измерять непосредственно приборами без трансформаторов напряжения.
8.1.2. Определение характеристики холостого хода в режиме ненагруженного двигателя следует производить при питании испытуемой машины переменным током от источника, напряжение которого можно плавно изменять от значения не менее 1,3 номинального напряжения испытуемой машины до минимально возможного.
Характеристика холостого хода в режиме двигателя должна определяться при коэффициенте мощности, равном единице, для чего при каждом значении напряжения измеряют ток возбуждения, соответствующий минимальному току в обмотке якоря. При определении характеристики холостого хода в режиме двигателя, кроме перечисленных в п.8.1 параметров, необходимо измерять также ток якоря и потребляемую мощность.
8.1.3. Определение характеристики холостого хода допускается производить на выбеге машины, если снижение частоты вращения не превышает 0,04 номинальной частоты вращения в секунду.
При снижении частоты вращения испытуемой машины более 0,02 номинальной частоты вращения в секунду, возбуждение следует осуществлять от отдельного источника, обеспечивающего устойчивое возбуждение.
Непосредственно перед отключением машины от сети необходимо установить ток возбуждения, соответствующий, если возможно, номинальному, но не ниже значения тока, при котором напряжение испытуемой машины составляет 1,3 номинального напряжения в режиме холостого хода.
После отключения машины ток возбуждения следует снижать ступенями. На каждой ступени необходимо одновременно измерять или регистрировать значения параметров, указанных в п.8.1.
8.1.4. При испытаниях турбо- и гидрогенераторов, работающих в блоке с трансформатором, на месте установки допускается определение характеристики холостого хода генератора по зависимости
где - линейное напряжение на зажимах генератора, работающего на ненагруженный трансформатор блока, В;
Указанная зависимость должна быть определена экспериментально, при этом изменение тока возбуждения должно производиться, начиная с наибольшего значения, соответствующего 1,15 номинального напряжения испытуемой машины (ограничивается трансформатором). В остальном так же, как и при непосредственном снятии характеристики холостого хода.