(Действующий) ГОСТ 10169-77 (СТ СЭВ 1106-78, СТ СЭВ 3559-82) Машины электрические...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
определение потерь и коэффициента полезного действия (разд.15);
испытание на нагревание (разд.16);
испытание на внезапное трехфазное короткое замыкание (разд.17);
определение отношения короткого замыкания и синхронных индуктивных сопротивлений (разд.18);
определение переходного индуктивного сопротивления (разд.19);
определение сверхпереходных индуктивных сопротивлений (разд.20);
определение индуктивного и активного сопротивлений обратной последовательности (разд.21);
определение индуктивного и активного сопротивлений нулевой последовательности (разд.22);
определение индуктивного сопротивления рассеяния якоря и расчетного индуктивного сопротивления (разд.23);
определения постоянных времени (разд.24);
определение параметров по переходным функциям с учетом многоконтурности ротора (разд.25);
определение частотных характеристик (разд.26);
определение параметров по частотным характеристикам (разд.27);
испытание системы возбуждения (разд.28);
определение номинального времени ускорения и постоянной запасенной энергии (разд.29);
определение пусковых токов и вращающих моментов синхронных двигателей и синхронных компенсаторов, не имеющих пусковых двигателей; определение максимального вращающего момента (разд.30);
измерение электрического напряжения между концами вала (разд.31);
определение утечек водорода (разд.32);
измерение вибрации (разд.33);
измерение шума (разд.34);
испытание масло-, газо- и воздухоохладителей (разд.34а);
требования безопасности при испытании машин (разд.35).
(Измененная редакция, Изм. N 4).

1. Общие положения

1.1. Измерительная аппаратура, применяемая для испытаний, - по ГОСТ 11828-86.
1.2. Обмотки машины при испытании должны быть соединены, если нет других указаний, по рабочей схеме. Определение всех параметров следует производить применительно к схеме соединения фаз якоря в звезду, если по условиям проведения опыта не требуется другая схема соединения, например открытый треугольник. Если обмотка якоря машины соединена в треугольник, то полученные значения параметров соответствуют эквивалентной обмотке, соединенной в звезду.
1.3. Все параметры и характеристики рекомендуется выражать в относительных единицах, принимая в качестве базисных номинальные значения линейного напряжения и полной мощности . В этом случае базисное значение тока должно соответствовать
а базисное значение полного сопротивления
Промежуточные вычисления допускается производить в физических единицах в системе СИ с последующим пересчетом определяемого параметра в относительные единицы. Время рекомендуется выражать в секундах.
За базисные значения частоты тока или напряжения и угловой скорости машины следует принимать соответственно их номинальные значения и .
За базисное значение тока возбуждения при вычислении характеристик и построении диаграмм следует принимать ток возбуждения, соответствующий номинальному напряжению по характеристике холостого хода ( ).
При наличии у машин нескольких номинальных значений полной мощности, тока, линейного напряжения и частоты вращения должны оговариваться значения, принимаемые за базисные. Допускается выражать значение вращающего момента в долях номинального.
Указанная система единиц принята в настоящем стандарте. Строчными буквами обозначены значения величин в относительных единицах, а прописными - в физических единицах.
1.4. Электромагнитные параметры, определяемые настоящим стандартом, соответствуют теории двух реакций. При этом предполагают, что дополнительно к обмотке возбуждения имеются по одному эквивалентному демпферному контуру по продольной и по перечной осям машины (за исключением пп.25-27).
В связи с этим стандарт предусматривает методы определения трех индуктивных сопротивлений (синхронного, переходного и сверхпереходного) и двух постоянных времени (переходной и сверхпереходной) - по продольной оси, двух индуктивных сопротивлений (синхронного и сверхпереходного) и одной постоянной времени - по поперечной оси, а также определение постоянной времени обмотки якоря, замкнутой накоротко.
Постоянные времени определяют из условия, что соответствующие переходные составляющие токов и напряжений изменяются по экспоненциальному закону.
Если кривая изменения рассматриваемой составляющей, полученная опытным путем, не является чисто экспоненциальной (например, у машин с массивным ротором) в качестве эквивалентной постоянной времени следует принимать время, в течение которого эта составляющая уменьшается до =0,368, своего первоначального значения. Кривые затухания, соответствующие этим постоянным времени, должны рассматриваться как эквивалентные кривые, заменяющие действительные кривые, полученные по данным измерений.
При определении параметров по переходным функциям и частотным характеристикам ротор машины следует рассматривать как многоконтурный (пп.25-27).
Обработка результатов экспериментов может производиться графоаналитически либо с помощью ЭВМ.
1.5. Для всех параметров, за исключением синхронных индуктивных сопротивлений, под "насыщенным" значением параметра следует понимать его значение при номинальном напряжении якоря, а под "ненасыщенным" - значение при номинальном токе якоря.
Значение параметра при номинальном напряжении якоря должно соответствовать магнитному состоянию машины при внезапном коротком замыкании на выводах обмотки якоря, которому предшествует работа машины в режиме холостого хода с номинальным напряжением при номинальной частоте вращения.
Значение параметра при номинальном токе якоря должно соответствовать магнитному состоянию ненасыщенной машины при протекании в обмотке якоря тока с номинальным значением основной гармонической составляющей.
Для возможности сопоставления опытных параметров и постоянных времени следует указывать способ и значение тока и напряжения, при которых производилось их определение.

2. Определение зазора между статором и ротором и формы их поверхности

2.1. Определение равномерности радиального зазора между ротором и статором следует производить с помощью щупов или другого измерительного инструмента. При длине сердечника статора 300 мм и более зазор следует измерять с обоих торцов машины.
Для машин с неявновыраженными полюсами измерение необходимо производить не менее чем в трех точках, равномерно расположенных по длине окружности.
Для машин с явновыраженными полюсами измерения должны производиться под серединой каждого полюса. Допускается проведение измерений не под каждым полюсом, но не менее чем в четырех точках, равномерно расположенных по окружности.
В машинах с подшипниковыми щитами зазор необходимо измерять в 3-4 точках в зависимости от числа отверстий в щитах.