(Действующий) ГОСТ Р 54138-2010 Проведение самооценки деятельности предприятий на...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3 Ответственность руководства.
4 Создание и реализация (жизненный цикл продукции).
5 Связь с потребителями.
6 Закупки.
7 Проектирование и разработка.
8 Производство и обслуживание.
9 Мониторинг, измерение и анализ.
10 Внедрение системы менеджмента качества.
11 Сертификация и поддержание в рабочем состоянии системы менеджмента качества.
В начале стандарта предложен контрольный перечень вопросов для оценки, позволяющий провести предварительный анализ недостатков и дать общее представление о вашей готовности к сертификации/проверке (аудиту) на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001.
Далее приведен вопросник, позволяющий организациям лучше осознать соответствие их деятельности или СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001.
Если вы ответили на вопросы утвердительно, то это означает, что данный аспект вашей деятельности скорее всего соответствует требованиям, предъявляемым к СМК на основе ГОСТ Р ИСО 9001. Если ответ отрицательный, то в разделе "Комментарии" приведена информация, которая может быть вам полезна для последующего достижения соответствия в будущем.
При этом необходимо иметь в виду, что положительные ответы на все вопросы также не являются полной гарантией соответствия деятельности вашей организации в отношении качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Это только позволяет подтвердить, что вы находитесь на правильном пути при построении СМК и достижении качества.
Далее в тексте стандарта для лучшего понимания используются термины "продукция" и "услуги". Если такого различия не сделано, то под термином "продукция" следует понимать и услугу.
Также в тексте встречается перечисление "сертификация/проверка". В этом случае под "проверкой" подразумевают возможные процедуры оценки, верификации, аудита, регистрации, инспектирования и другие.

5 Предварительный анализ недостатков для соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001

Таблица 1
Предварительный анализ недостатков системы менеджмента качества Оценка Замечания
Примите решение по количеству баллов от 0 до 5 по каждому вопросу ниже 0-5 Ведите записи, объясняющие оценку, для ссылки в будущем
1 Разработали ли вы, документально оформили, внедрили и в настоящее время поддерживаете в рабочем состоянии СМК, отвечающую требованиям любой системы, включая ГОСТ Р ИСО 9001?    
2 Идентифицировали ли вы процессы, необходимые для вашей СМК, и а) последовательность процессов поставки продукции или услуг; б) критерии и методы, необходимые для обеспечения эффективности процессов; в) наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания процессов?    
3 Есть ли у вас: а) руководство по качеству, включая политику и цели в области качества; б) письменно оформленные процедуры и инструкции по эксплуатации?    
4 Свидетельствуют ли ваши записи об эффективности производственных процессов?    
5 Привержено ли высшее руководство принципам разработки и внедрения новой СМК?    
6 Проинформировало ли ваше высшее руководство всех сотрудников о важности обеспечения соответствия требованиям потребителей и другим требованиям бизнеса?    
7 Заявило ли высшее руководство о своей приверженности принципам обеспечения соответствия требованиям потребителей как первоочередной задачи?    
8 Включают ли ваши цели в области качества требования к производству и поставке?    
9 Измеряемы ли ваши цели в области качества?    
10 Были ли определены ответственность и права менеджеров и сотрудников и доведены до их сведения?    
11 Есть ли у руководства стремление и ресурсы, необходимые для: а) внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК и постоянного повышения ее эффективности; б) улучшения степени удовлетворения потребителей посредством обеспечения соответствия их требованиям?    
12 Есть ли у вашей организации процедуры, обеспечивающие выбор компетентного персонала для производственной деятельности?    
13 Обеспечивает ли ваша организация обучение и подготовку кадров или предпринимает другие меры для развития (повышение квалификации и компетентности) сотрудников?    
14 Соответствует ли ваша организация требованиям, предъявляемым к: а) зданиям, рабочим условиям и коммунальным сооружениям; б) технологическому оборудованию; в) вспомогательным услугам, например транспорта или связи?    
15 Когда вы получаете заказ от потребителя, рассматриваете ли вы его в соответствии с: а) требованиями, установленными потребителем, включая деятельность, необходимую для поставки и после поставки; б) требованиями, не установленными потребителем, но необходимыми для установленного применения, известного или предполагаемого применения; в) законодательными и регулирующими требованиями, действие которых распространяется на продукцию или услугу?    
16 Информируете ли вы потребителей о: а) информации на продукцию; б) выполнении контрактов или обработке заказов, включая изменения; в) информационных каналах для обратной связи и получении жалоб от потребителей?    
17 Планирует и управляет ли ваша организация работами, связанными с проектированием и разработкой продукции или услуг?   Если такая работа не выполняется вашей организацией, не ставьте баллы в оценочной колонке
18 Ведет ли ваша организация записи, относящиеся к анализу работ по проектированию или разработке, верификации и валидации и действиям, предпринимаемым по результатам такого анализа?   Если такая работа не выполняется вашей организацией, не ставьте баллы в оценочной колонке
19 Контролирует или каким-либо другим образом подтверждает ваша организация действия, приводящие к тому, что закупаемые продукция, материалы, составные части и услуги отвечают вашим установленным требованиям на закупку?    
20 Выбирает ли ваша организация поставщиков в зависимости от того, насколько важна закупленная продукция для производства или оказания услуги?    
21 Оценивает ли ваша организация поставщиков (субподрядчиков или оптовые организации) на основе их способности отвечать вашим требованиям?    
22 Обеспечиваете ли вы производство: а) информацией, описывающей характеристики продукции; б) необходимыми инструкциями по эксплуатации; в) соответствующим оборудованием; г) необходимыми контрольными и измерительными устройствами?    
23 Регулярно ли ваша организация подтверждает, что ваши производственные процессы и процессы предоставления услуг способны постоянно соответствовать установленным требованиям?    
24 Идентифицируются ли детали, составные части, сборочные узлы и продукция в процессе поставки продукции и услуг?   Если такая работа не выполняется вашей организацией, не ставьте баллы в оценочной колонке
25 Устанавливают ли статусу и характеристикам продукции или услуги однозначные и четкие требования к контрольному и измерительному оборудованию?   Если такая работа не выполняется вашей организацией, не ставьте баллы в оценочной колонке
26 Если прослеживаемость является установленным требованием, ведутся ли на производстве записи в отношении идентификации продукции?   Если такая работа не выполняется вашей организацией, не ставьте баллы в оценочной колонке
27 Бережно ли вы относитесь и предохраняете ли собственность потребителей, находящуюся под вашим управлением или эксплуатируемую вашими сотрудниками?   Если такая работа не выполняется вашей организацией, не ставьте баллы в оценочной колонке
28 Бережно ли вы относитесь к продукции (включая детали или составные части) в процессе производства и поставки потребителю, обеспечивая соответствующую идентификацию, упаковку, хранение, консервацию и выполнение погрузочно-разгрузочных работ?   Если такая работа не выполняется вашей организацией, не ставьте очки в оценочной колонке
29 Есть ли у вас инструкции, необходимые для идентификации контроля или мониторинга, которые необходимо проводить в процессе поставки продукции или услуг и эксплуатации оборудования?    
30 Ваше измерительное оборудование: а) калибровано и поверено через установленные промежутки времени или до эксплуатации? б) отрегулировано как необходимо? в) идентифицировано для определения статуса калибровки? г) защищено от регулировок, которые сделают недействительным результат измерения? д) защищено от повреждений и порчи в процессе погрузочно-разгрузочных работ, обслуживания и хранения?   Если такая работа не выполняется вашей организацией, не ставьте баллы в оценочной колонке
31 Проводит ли ваша организация мониторинг информации от потребителей, подтверждающей соответствие их требованиям?    
32 Проводит ли ваша организация внутренние проверки качества через запланированные периоды времени?    
33 Применяет ли ваша организация соответствующие методы для проверки и, если необходимо, оценки результативности ваших процессов?    
34 Проверяет или оценивает ли ваша организация характеристики готовой продукции и регистрирует ли результаты?    
35 Идентифицирует ли ваша организация несоответствующую продукцию и рассматривает ли ее на предмет утилизации?    
36 Собирает и анализирует ли ваша организация данные по оценке пригодности и эффективности СМК?    
37 Использует ли ваша организация данные для оценки или идентификации того, где может проводиться постоянное улучшение СМК?    
38 Постоянно ли ваша организация повышает эффективность СМК?    
39 Предпринимает ли ваша организация корректирующие действия, необходимые для устранения причин возникновения проблем и предупреждения их повторения?    
40 Определяет и устраняет ли ваша организация потенциальные несоответствия для предупреждения их возникновения?    
Таблица 2 - Критерии выбора количества баллов
N п/п Критерии выбора количества баллов
0 Вы не понимаете, что необходимо делать или не считаете это необходимым
1 Ваша организация не выполняет эту работу
2 Вы понимаете, что это стоит делать, но не делаете этого
3 Вы иногда делаете это
4 Вы делаете это, но не очень хорошо
5 Вы делаете это довольно хорошо
Таблица 3 - Результат подсчета (сложения) баллов
Количество баллов Баллы в процентном отношении Результат
150-200 75%-100% Вы почти готовы к завершению работы над СМК, отвечающей требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, и представлению заявки на сертификацию или проведение аудита
100-149 50%-74% Вы готовы к внедрению СМК. По всей вероятности это улучшит результаты вашей производственной деятельности
0-99 0%-49% Вам необходимо много сделать. Необходимо рассмотреть возможность привлечения консультанта или специалиста
Примечание - Если вы исключили некоторые или все действия, идентифицированные выше, можно вычесть количество исключений, умноженное на пять, из общего количества для определения состояния дел в вашей организации. У вас будет общее представление о готовности к сертификации/проверке (аудиту) на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001.

6 Вопросник

6.1 Вопросник, часть 1. Принятие стратегии в области качества  

6.1.1 Потребители предполагают получение качественной продукции и услуг, но не всегда однозначно и четко устанавливают, что они хотят. Успешно действующие организации принимают политику и определяют цели, направленные на удовлетворение потребностей и ожиданий потребителей в области качества.
Имеют ли продукция и/или услуги вашей организации конкретные характеристики качества, отличающие ее от ваших конкурентов?
Да
Нет (см. 7.1.1)
6.1.2 Качество понимается по-разному различными людьми. В некоторых случаях понимание ограничивается простым получением желаемого изделия, когда вы его хотите. Качество нередко подразумевает скрытые или подсознательные ценности, связанные с тем, как его понимает потребитель.
Понимаете ли вы однозначно и четко, что означает качество для ваших потребителей и как это влияет на вашу производственную деятельность?
Да