Действующий
2.УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 08.06.83 N 2513
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 2.601-95 | 3.1 |
ГОСТ 8.383-80 | 4.1 |
ГОСТ 982-80 | 2.8 |
ГОСТ 2789-73 | 2.12.8 |
ГОСТ 6757-96 | 2.8 |
ГОСТ 10121-76 | 2.8 |
ГОСТ 12969-67 | 4.1 |
ГОСТ 18102-95 | 2.8 |
ГОСТ 25347-82 | 2.13.4 |
6.Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)
Настоящий стандарт распространяется на грузопоршневые манометры избыточного давления (далее - манометры) с верхними пределами измерений от 0,25 до 250 МПа с непосредственно нагружаемым поршнем и на устройства для создания давления, комплектуемые с манометрами.
Стандарт не распространяется на грузопоршневые манометры с измерительными мультипликаторами, автоматические задатчики давления, грузопоршневые манометры с аэродинамической смазкой, а также показывающие грузопоршневые манометры.
Степень соответствия настоящего стандарта СТ СЭВ 719-77 в части манометров классов точности 0,02; 0,05 и 0,2 приведена в приложении 2.
1.1.В зависимости от верхнего предела измерений устанавливают типы манометров, приведенные в табл.1.
1.3.Манометры должны содержать измерительную поршневую систему (поршень - цилиндр) с устройством для наложения грузов (грузоприемным устройством), набор грузов, устройство для создания давления и подключения поверяемых манометров.
Наименование параметра | Норма для манометров типа | |||||
МП-2,5 | МП-6 | МП-60 | МП-250 | МП-600 | МП-2500 | |
Верхний предел измерений, МПа | 0,25 | 0,60 | 6,00 | 25,00 | 60,00 | 250,00 |
Нижний предел измерений, МПа | 0 | 0,04 | 0,10 | 0,50 | 1,00 | 5,00 |
Номинальная площадь поршня, см | 1 | 0,5 | 0,2 | 0,05 | ||
Номинальное значение массы поршня с грузоприемным устройством, кг, не более | 0,1х0,98 | 0,4х0,98 | 0,5х0,98 | 1,0х0,98 | 0,5х0,98 | 2,5х0,98 |
1.5.Масса грузов, приведенных к номинальному значению давления, должна соответствовать значению нормального ускорения свободного падения (9,80665 м/с ) или значению местного ускорения свободного падения, указанному потребителем. Значение ускорения свободного падения, должно быть известно с погрешностью, не превышающей ±0,0025%.
1.6.Значения предельных рабочих давлений в устройствах для создания давления для манометров различных типов должны соответствовать значениям, приведенным в табл.3.
Наименование параметра | Норма для манометров типа | ||||||
МП-2,5 | МП-6 | МП-60 | МП-250 | МП-600 | МП-2500 | ||
класса 0,02 | классов 0,05 и 0,2 | ||||||
Предельное рабочее давление, МПа | 0,25 | 0,6 | 6 | 6 или 60 | 60 | 60 или 250 | 250 |
Среда, посредством которой давление передается поверяемому прибору | Воздух | Трансформаторное масло | Касторовое масло |
2.1.Манометры следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
Условия применения | Класс точности манометров | Температура окружающего воздуха, °С | Относительная влажность воздуха, % |
Нормальные | 0,02 | 20±2 | 60±20 |
0,05 | 20±5 | ||
0,2 | 20±10 | ||
Рабочие | 0,02 | 20±10 | |
0,05 | |||
0,2 |
2.4.Предел допускаемой основной погрешности манометров и ее составляющие должны соответствовать значениям, приведенным в табл.5.
Класс точности манометра | Предел допускаемой основной погрешности, % нормирующего значения | Составляющие погрешности манометра, % нормирующего значения | ||
Погрешность определения значения приведенной площади поршня | Погрешность значения массы грузов и поршня с грузоприемным устройством | Сумма всех остальных погрешностей | ||
0,02 | ±0,02 | 0,01 | 0,005 | 0,005 |
0,05 | ±0,05 | 0,025 | 0,012 | 0,012 |
0,2 | ±0,2 | 0,10 | 0,05 | 0,05 |
1.За нормирующее значение принимают: значение измеряемого давления - для основного диапазона; 0,1 - для дополнительного диапазона.
2.Погрешность значения массы включает в себя допускаемое отклонение от номинальных или расчетных значений массы и погрешность определения значения массы. Отклонение действительного значения массы каждого груза и массы поршня с грузоприемным устройством от расчетного и номинального значения не должно превышать 20% предела допускаемой основной погрешности манометра. Погрешность определения действительного значения массы не должна превышать 5% предела допускаемой основной погрешности манометра.
3.В сумму всех остальных погрешностей входят погрешность отсчета положения поршня, порог реагирования поршневой системы, погрешность определения расстояния между нижним торцом поршня и расчетным уровнем, погрешность расчета массы грузов, погрешность определения поправок на температуру, деформацию поршневой системы от давления, потерю веса грузов в воздухе и др. При этом значение каждой из перечисленных погрешностей не должно превышать 10% предела допускаемой основной погрешности манометра.