(Действующий) ГОСТ 13556-91 Краны башенные строительные. Общие технические условия...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
11) возможность технического обслуживания при затратах времени в пределах нормативно-технической документации на эти работы;
12) возможность диагностирования по ГОСТ 27518 с установкой на кране встроенных средств контроля функционального состояния важнейших систем (преобразователи, анемометр, ограничитель грузоподъемности) и с возможностью подключения внешних средств контроля (токи и напряжения в цепях электроприводов, сопротивления изоляции);
13) возможность проведения ремонта агрегатно-узловым методом (обеспечение демонтажа, замены и монтажа агрегата с помощью стандартных средств или штатного оборудования).
2.1.5. Краны, помимо устройств, предусмотренных "Правилами" Госгортехнадзора СССР, должны быть оборудованы:
1) ограничителем поворота (при отсутствии кольцевого токоприемника между поворотной и неповоротной частями крана);
2) устройством безопасности, автоматически останавливающим грузовую тележку при обрыве тележечного каната при перемещении тележки по балочным стрелам, рассчитанным на работу в наклонном положении;
3) звуковым сигналом, отличным по тональности от автомобильного;
4) вольтметром;
5) счетчиком учета времени работы грузовой лебедки или крана в целом;
6) кабельным барабаном (по требованию потребителя).
2.1.6. Плиты балласта и противовеса, применяемые на кранах, следует изготовлять в виде железобетонных блоков с монтажными проушинами, утопленными в бетоне или закрепленными иным способом, обеспечивающим сохранность их на весь срок службы плиты, но не менее срока службы крана.
Ребра плит должны иметь металлическую окантовку. На плите на видном месте должна быть указана ее фактическая масса, порядковый номер в соответствии с чертежом "Установка балласта (противовеса)", приведенном в паспорте крана.
Для кранов на безрельсовом ходу допускается изготовление плит противовеса из чугуна.
2.1.7. Конструкция кранов, их узлы, механизмы, масленки и смазочные материалы должны быть максимально унифицированы как внутри одной модели, так и между различными моделями. Межпроектная унификация кранов с грузовым моментом до 400 т·м должна быть не менее 26%.
2.1.8. Подкатные тележки для перевозки кранов в виде автопоезда должны быть оборудованы управляемыми тормозами.
2.1.9. Краны с высотой расположения кабины выше 55 м от уровня стоянки следует оборудовать специальным подъемным устройством для машиниста (подъемником машиниста). Исполнения этих кранов высотой 30-55 м оборудуются подъемником машиниста по требованию потребителя.
2.1.10 Механизмы и узлы кранов должны иметь проушины, скобы или места для безопасной строповки их во время установки, монтажа или снятия с крана.
2.1.11. Качество ответственных отливок (коуши, шкворни, клиновые втулки и т.п.) должно соответствовать III группе по ГОСТ 977. В этих деталях не допускаются трещины, спаи, шлаковые плены, раковины гнездового характера, снижающие прочность деталей.
Качество ответственных поковок (крюки, траверсы крюка, шкворни ходовых тележек, стыковые фланцы стрелы и башни и т.п.) должно соответствовать группе IV по ГОСТ 8479.
2.1.12. Должны применяться нераскручивающиеся грузовые и стреловые канаты по ГОСТ 3241.
2.1.13. Конструкцией кранов в исполнении с подъемной стрелой должна исключаться возможность запрокидывания стрелы.
2.1.14. Резиновые уплотнения (манжеты, сальники, прокладки и пр.) должны быть маслостойкими и обеспечивать работоспособность в соответствии с требованиями п. 2.1.2.
2.1.15. Окраска крана должна выполняться по VII классу покрытия ГОСТ 9.032. Группа условий эксплуатации покрытия для наружных поверхностей - У1, для внутренних поверхностей в кабине - У2 по ГОСТ 9.104.
Цвет окраски - по нормативно-технической документации для строительных и дорожных машин. Выступающие концы элементов крана (головка стрелы, гуська, верхняя часть оголовка башни, крюковая подвеска, а также края плит противовеса, расположенных на высоте до 2 м над площадкой, где могут находиться люди) должны быть выделены полосатой предупредительной окраской по ГОСТ 12.2.058.

2.2. Требования к механизмам

2.2.1. Группа режима работы механизмов (для базовой модели крана) - 3М по ГОСТ 25835.
2.2 2. Ходовые колеса должны быть штампованные, кованые или катаные из сталей марки 75 или 65Г по ГОСТ 14959. При применении сорбитизированных колес твердость поверхности катания и реборд должна быть 300...360 НВ на глубину до 20 мм (закалка ТВЧ не допускается). Другие требования к кованым колесам - по ГОСТ 28648.
Допускается при согласовании с потребителем применение литых колес с механическими свойствами не ниже стали марки 55Л по ГОСТ 977 с твердостью поверхности катания и внутренних поверхностей реборд не менее 220...230 НВ при глубине термообработки не менее 15 мм.
2.2.3. Конструкцией механизмов должна обеспечиваться защита тормозов от прямого попадания атмосферных осадков. Ограждения тормозов должны быть прочно закреплены и иметь быстросъемную или откидную конструкцию.
2.2.4. Конструкцией механизма поворота кранов, перевозимых в собранном виде на подкатных тележках в составе автопоезда (башенный кран-тягач), когда подкатные тележки не управляются автоматически, должна обеспечиваться возможностью ручного управления поворотом ходовой рамы относительно поворота платформы при помощи безопасной рукоятки.
2.2.5. Основные узлы и детали механизмов следует изготовлять из материалов с механическими свойствами не ниже указанных в табл. 2.
2.2.6. Узлы и детали механизмов одного типоразмера должны быть взаимозаменяемыми.
2.2.7. Зубчатые передачи, колеса которых вращаются с окружной скоростью более 1 м/с, должны располагаться в масляных ваннах.
2.2.8. Степень точности изготовления зубчатых колес и открытых передач по ГОСТ 1643 не должна быть грубее:
10-В
-
при
окружной
скорости
до
1 м/с;
9-8
  
"
"
"
"
св. 1 до 8 м/с;
9-8-8-В
  
"
"
"
"
8 до 15 м/с;
8-В
  
"
"
"
"
5 м/с.
Таблица 2
Наименование детали
Материал*
Временное сопротивление при растяжении, МПа (кгс/мм ), не менее
____________________
* Конкретные марки сталей для сварных конструкций принимают в соответствии с отраслевой документацией на грузоподъемные машины.
Барабан
Чугун по ГОСТ 1412
150 (15)
Сталь, отливка III группы по ГОСТ 977
441 (45)
Сталь* группы В, категории 5 спокойной или полуспокойной плавки по ГОСТ 380
-
_____________________
* При толщине проката 5 мм и менее допускается применение стали категории 2.
Сталь С255 по ГОСТ 27772
-
Тормозной шкив
Чугун* по ГОСТ 1412
280 (28)
____________________
* Применение чугуна допускается только при установке шкивов на механизмах поворота и передвижения крана, при этом твердость поверхности трения должна быть не менее 22 НВ.
Сталь, отливка III группы по ГОСТ 977
500 (50)
Сталь*
-
____________________
* Марку стали выбирают из условия обеспечения твердости поверхности трения после термической обработки не менее 30 HRC.
Корпус редуктора
Чугун по ГОСТ 1412
150 (15)
  
Сталь, отливка I группы по ГОСТ 977
441 (45)
Сталь* группы В, категории 5 спокойной или полуспокойной плавки по ГОСТ 380
-
Сталь С255 по ГОСТ 27772
-
_____________________
* При толщине проката 5 мм и менее допускается применение стали категории 2.
2.2.9. У деталей с частотой вращения более 500 об/мин (тормозные шкивы, маховики) во избежание дисбаланса должны быть обработаны все поверхности. Барабаны грузовых лебедок кранов со скоростями навивки каната более 100 м/мин следует подвергать балансировке.
2.2.10. Предельные отклонения от заданной геометрической формы и размеров элементов механизмов должны быть указаны на чертежах и не должны превышать приведенных в табл. 3.
Таблица 3
Наименование отклонения
Значение
Схема
1. Допуск перпендикулярности поверхности фланца редуктора для крепления двигателя относительно оси водного вала редуктора
1
------
1000
150 × 124 пикс.     Открыть в новом окне
2. Перемещение в вертикальной плоскости наружного торца корпуса фланцевого двигателя (тормоза) трехопорной лебедки относительно неподвижного основания, мм
-------
800
156 × 166 пикс.     Открыть в новом окне
 
3. Допуск радиального биения рабочей поверхности тормозного шкива, смонтированного на механизм, относительно оси, мм
------
1500
168 × 134 пикс.     Открыть в новом окне
 
4. Допуск параллельности образующих поверхностей трения обкладок колодок тормоза относительно оси тормозного шкива при установке на механизм
           
1
------
300
350 × 231 пикс.     Открыть в новом окне
          
5. Допуск параллельности осей ходовых колес тележек и оси крепления шкворня
1
--------
1000
6. Отклонение расстояния между осями ходовых колес тележек и осью крепления шкворня (пяты), мм
± --------
800
200 × 144 пикс.     Открыть в новом окне
2.2.11. Болты крепления опорно-поворотных устройств должны быть затянуты с усилием, создающим момент, установленный в нормативно-технической документации на кран.
Прочность болтов для крепления опорно-поворотных устройств должна приниматься согласно нормативно-технической документации на эти устройства.
2.2.12. Болты крепления опорно-поворотных устройств должны надежно стопориться. Применение пружинных шайб не допускается.
2.2.13. Не допускается на силовых передачах механизмов применение крестовых уравнительных (кулачково-дисковых) муфт.
2.2.14. Канатные блоки должны быть оборудованы ограждающими конструкциями (планками, прутками и др.), исключающими выход каната из ручья блока. Зазор между ребордой блока и ограждением не должен превышать 20% диаметра каната. В случае выхода каната из ручья блока из-за каких-либо повреждений канат не должен выпадать за пределы ограждающих конструкций у оси блока.
2.2.15. Конструкция противоугонных устройств должна быть рассчитана на удержание крана при воздействии на него предельной ветровой нагрузки нерабочего состояния и расчетного уклона пути.
2.2.16. Наружная поверхность механизмов должна быть загрунтована. Окраска механизмов - по VII классу ГОСТ 9.032. Условия эксплуатации - по группе У1 ГОСТ 9.104. Пресс-масленки, сливные и другие пробки должны быть окрашены в яркие цвета, отличные от цвета механизма.
Допускается по согласованию с потребителем не окрашивать механизмы (поверх грунтовки), получаемые от изготовителей в качестве комплектующих изделий.
2.2.17. У механизмов подъема и изменения вылета с управляемыми муфтами включения и переключаемыми редукторами должна существовать неразмыкаемая кинематическая связь между тормозом и бараном.